СИСТЕМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖ¬ДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


СИСТЕМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Социально-педагогическая профилактика понимается как система мер, направленная на выявление социально-педагогических причин безнадзорности и обеспечение ее преодоления. Учитывая важность профилактики, в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обращается внимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики.
Первичная профилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических, образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорность среди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение несовершеннолетних к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности.
Вторичная профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплекса социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома и образовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц, эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также их криминализацию.
Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничества понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов беспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.
Ведущая роль во взаимодействии с субъектами профилактики, а также с общественными и благотворительными организациями, добровольцами и подростком, склонным к безнадзорности, и его семьей принадлежит образовательному учреждению (общеобразовательной школе).
Система работы ОУ по профилактикеОбразовательными учреждениями проводится огромная индивидуальная и групповая работа по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе:
заседания Совета профилактики с привлечением ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних, инспекторов ПДН МО МВД РФ «Новозыбковский»;
совещания при директоре, методические объединения классных руководителей, педагогические советы (где рассматриваются вопросы совместных действий образовательного учреждения с субъектами профилактики на районном уровне по решению трудных жизненных ситуаций несовершеннолетних или их семей), семинары;
родительские лектории по проблемам профилактики правонарушений, родительские собрания с приглашением специалистов всех заинтересованных ведомств;
диагностика информированности подростков, учащихся школ по вопросам профилактики вредных привычек и по умению несовершеннолетних противостоять социальным проблемам;
- работа по реализации профилактических программ: «Обучение жизненно важным навыкам», «Мой выбор», «Счастливый подросток», «Все цвета, кроме черного», «Д.О.М.» и др. (проведение занятий по профилактическим программам в городских школах проводится социальными педагогами и психологами образовательного учреждения, специалистами центра «Семья», Социально- досугового центра молодежи; в сельских школах - классными руководителями, заместителями директора по воспитательной работе, социальными педагогами);
классные часы, ролевые игры с привлечением специалистов разных ведомств;
совместные акции образовательного учреждения со специалистами ЦСО, подразделения по делам несовершеннолетних;
беседы с детьми, подростками и их родителями по вопросам профилактики наркозависимости, вредных привычек и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних индивидуального и группового характера, проводящиеся с привлечением инспекторов ПДН, участковых милиционеров, ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалиста органа опеки и попечительства, медицинских работников, психологов, социальных педагогов, специалистов ГБУ КУСОН, Центра занятости населения;организация спортивных мероприятий совместно с Отделом по делам молодежи и спорту;
проведение Дня инспектора ПДН, Дня профилактики, родительской недели с привлечением всех заинтересованных лиц;
организация летнего отдыха и занятости учащихся во внеурочное время с помощью органов социальной защиты населения, Центра занятости, отдела по делам молодежи и спорту, отдела по делам семьи;
месячники но профилактике наркозависимости и вредных привычек с 1 по 30 ноября и по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних с 1 по 30 апреля.
Функциональные обязанности субъектов ОУ
по профилактикеВ профилактической работе каждого образовательного учреждения принимают участие: директор школы, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, Совет профилактики, социальный педагог, психолог, классный руководитель (шеф-наставник), учителя-предметники, родители, педагоги дополнительного образования.
Четко определены функциональные обязанности каждого.
Директор школы
Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положении учащихся, состоящих на учете в ПДН МО МВД, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.
Заместитель директора по учебной работе
Заботится о получении школьниками базового образования, организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, корректирует обучение и воспитание на уроке. Посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним. Создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.
Заместитель директора по воспитательной работе
Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты семей. Организует работу с «трудными» подростками, состоящими на учете в ПДН РОВД и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.
Совет профилактики
Осуществляет контроль за реализацией индивидуальной программы работы с учащимся, состоящим на учете в ПДН РОВД, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за её исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростка.
Социальный педагог
Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся. Социальный педагог изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет карту индивидуальной работы с учащимся, состоящим на учете в ПДН.
Школьный психолог / педагог-психолог
Ведет диагностическую деятельность. Изучает индивидуальные особенности личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе.
Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает полученный в результате диагностики материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Психолог прогнозирует результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Классный руководитель (шеф-наставник)
Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.
Учителя-предметники
Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке и во внеклассной работе.
Родители
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, выполнении ребенком режима дня. Оберегают ребенка от нежелательных контактов, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.
Педагог дополнительного образования.
Обеспечивает занятость подростка во внеурочное время посредством вовлечения его в кружки и секции. Изучает полезные интересы и способности учащегося. В ходе своих занятий создает «ситуацию успеха» для учащегося.
В случае совершения подростком правонарушения или преступления, образовательным учреждением и отделом образования ведется планомерная систематическая работа по выявлению причин содеянного, проводится поиск, внедрение конкретных методик по работе с данным несовершеннолетним правонарушителем или преступником с целью отчуждения подростка из социально-опасного положения. Социальным педагогом или ответственным за профилактику в образовательных учреждениях на данных детей и подростков оформляются социальные паспорта учащихся, информация в которых постоянно обновляется и представляет собой исследовательские данные в отношении личностных характеристик подростка, перечень видов работы с ним, его семьей и отслеживается результативность деятельности школы с этим учащимся. В личном деле подростка отражена совместная работа всех ведомств профилактики по решению конкретной проблемы.
Кроме того, образовательными учреждениями проводится целенаправленная работа по вовлечению родителей в воспитание своих детей, а если необходимо, то собирается материал на родителей, не выполняющих своих обязанностей в отношении детей, в том числе на лишение их родительских прав. Результаты диагностики и реабилитационной работы образовательного учреждения и других субъектов профилактики с неблагополучными семьями, состоящими на учете в образовательном учреждении и в районном банке данных, отражены в личных делах семей, находящихся в социально опасном положении.
Систематически педагогами ОУ совместно с представителями сельских администраций, родительского комитета, различных субъектов профилактики района проводятся рейды в неблагополучные семьи учащихся. Итоги рейдов подводятся на заседаниях методических объединений классных руководителей, на совещаниях при директоре, на методических объединениях социально-педагогической службы отдела по образованию.
Большую систематическую работу с подростками по профилактике правонарушений проводят учреждения дополнительного образования. В детско-юношеских спортивных школах работают секции атлетизма, волейбола, баскетбола, футбола, легкой атлетики, бокса и др. На спортивные секции привлекаются, в первую очередь, подростки «группы риска».
Вся профилактическая работа строится в тесном контакте со всеми субъектами профилактики на местном уровне и может быть представлена следующим алгоритмом.
Алгоритм работы субъектов профилактики с ребенком
(семьей)
1. Поступлениеинформации.
2. Сбор информации и выявление причин возникшей ситуации:
беседа с учащимся;
беседа с родителями;
беседа с классным руководителем;
изучение жилищно-бытовых условий;
изучение социального окружения (круг общения, занятость в свободное время).
Постановка учащегося (семьи) на учет.
Составление индивидуальной профилактической программы.
Работа по программе с привлечением всех субъектов профилактики.
Оказание помощи:
социально-педагогической;
психологической;
материально-бытовой;
юридической;
посреднической.
Контроль за исполнением индивидуальной профилактической программы:
контрольное посещение семьи;
изучение мнения социального окружения ребенка и его семьи.
Снятие с учета ребенка (семьи).
В каждом из представленных шагов алгоритма задействованы те или иные субъекты профилактики.
Распределение функциональных обязанностей субъектов профилактики в работе с учащимся или его семьей (первичная профилактика)
Поступление информации
КДН и ЗП, отдел по образованию, образовательное учреждение, ПДН, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы опеки и попечительства, отдел по делам молодежи, органы службы занятости, общественные комиссии.
Сбор информации и выявление причин возникшей ситуации
КДН и ЗП, отдел по образованию, образовательное учреждение, ПДН, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы опеки и попечительства, отдел по делам молодежи, органы службы занятости, общественные комиссии.
Постановка учащегося (семьи) на учет
КДН и ЗП, ПДН, отдел по образованию, образовательное учреждение.
Составление индивидуальной профилактической программы
Органы социальной защиты населения, образовательные учреждения.
Работа по программе с привлечением всех субъектов профилактики
Оказание помощи:
социально-педагогической;
психологической;
материально-бытовой.
Отдел по образованию, образовательное учреждение, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, органы опеки и попечительства, отдел по делам молодежи, органы службы занятости, общественные комиссии.
Контроль за исполнением индивидуальной профилактической программы
КДН и ЗП, отдел по образованию, органы социальной защиты населения, общественные комиссии.
Снятие с учета ребенка (семьи)
КДН и ЗП, ПДН.
Система работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних