«Профилактика жестокого обращения с детьми» муниципального общеобразовательного учреждения Бычинской основной общеобразовательной школы на 2015 — 2018 учебный годы



УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Бычинской ООШ
Т.Н. Бычина___________________
«_____» ______________ 2015 год
Программа«Профилактика жестокого обращения с детьми»муниципального общеобразовательного учреждения
Бычинской основной общеобразовательной школы
на 2015 - 2018 учебный годы
д. Бычина 2015
Пояснительная записка
 За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека  в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Регламента работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона Пермского края от 07.07.2014 № 352-ПК «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае»
Цели программы:
1. Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.
2. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Задачи программы:
1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2. Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;3. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;4. Осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5. Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока:
- организационная работа,
- диагностическая работа,
- профилактическая работа с обучающимися,
- профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы. Программу реализует администрация школы, социальный педагог (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
1. Проведение тематических педагогических советов.2. Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми.3. Составление социального паспорта класса, школы. 4. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете ПДН.5. Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу)6. Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностические работы:
1. Анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми.1. Проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика.2. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений. 3. Заполнение личной карточки учащегося.4. Посещение семей.5. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором.6. Работа с фельдшером д. Бычина.
7. Отдел социальной помощи семьи и детям ООО «Доверие»
Профилактическая работа со школьниками:
1. Правовая просвещенность несовершеннолетних.2. Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, выявление причин отклонений в поведении (беседы классного руководителя, администрации школы, социального педагога с детьми).3. Использование интерактивных методов воспитания.4. Тренинговые упражнения для школьников.5. Игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростков.7. Вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, вовлечение  в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки, охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года, оказание помощи в трудоустройстве в летний период.8. Организация консультаций со специалистами.9. Оказание психологической помощи подростку.
Профилактическая работа с родителями:
1. Правовая просвещенность родителей2. Выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный учёт.3. Посещение семей по месту жительства.
4. Проведение родительского всеобуча:
Тема Содержание
По профилактике жестокого обращения в семье Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего. Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Права и обязанности семьи. Причина детских суицидов.
По профилактике правонарушений и преступлений Уголовный  кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ.
Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетнего.
По профилактике взаимоотношений и налаживанию общения в семье и обществе Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовно-ценностные ориентации. Содержание жизнедеятельности.
5. Организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника; 6. Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения
Планируемые результаты:
№ блока Планируемый результат
1 блок Создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска».Разработать план мероприятий, необходимых для профилактики  жестокого обращения с детьми.
2 блок Получение информации о состоянии здоровья учащихся (медкомиссия).Получение информации о внутрисемейных отношений.Получение характеристики микроклимата семьи.
3 блок Сформировать у ребенка жизненную позицию. Сформировать у учащегося здоровый образ жизни.Активизировать познавательные интересы  у подростка. Организация правового просвещения детей
4 блок Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация правового просвещения родителей. Построение духовно-нравственных отношений детей и взрослых.Создание приоритетного родительского воспитания.
План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации на 2014-2017 годы
№ Содержание мероприятий Сроки исполнения Ответственные
1 Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних,  оказанию помощи в трудной жизненной ситуации. в течение года директор школы, зам. директора по учебной, воспитательной работе, социальный педагог
2 «Родительский всеобуч»:- противодействия жестокому обращению с детьми;- предотвращения конфликтных ситуаций в образовательной среде;- профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних;- оказания помощи и защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;- работа ШСП. в течение года директор школы, зам. директора по учебной, воспитательной работе, социальный педагог
3 Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1, 5 классов к новым условиям обучения.
октябрь-декабрь классный руководитель
4 Организация и проведение мониторинга «Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду. октябрь-ноябрь социальный педагог,
классный руководитель
5 Осуществление по итогам мониторинга соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися. в течение года социальный педагог,
классный руководитель
6 Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми в течение года директор школы, зам. директора по учебной, воспитательной работе, социальный педагог, отдел социальной помощи семьи и тетям
7 Разработка информационных, методических материалов для родителей и педагогических работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) о построении взаимоотношений с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказании помощи в трудной жизненной ситуации в течение года зам. директора по учебной, воспитательной работе, социальный педагог
8 Размещение информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб на стендах в школе сентябрь социальный педагог

Список литературы:
Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. М.ВАКО, 2005-2008 с.- Педагогика. Психология. Управление
Возрастная психология. Курс лекций под редакцией профессора Н.Ф. ДобрынинаСоциальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002
Социальная психология. Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского
Психология старшеклассника. И.С. Кон.Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждений. Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006
Международная Конвенция ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.)
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Регламент работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав
ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
10. Закона Пермского края от 07.07.2014 № 352-ПК «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае».