Комплексная программа по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ Шаминская СОШ на 2014-2016 гг.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаминская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено Утверждаю:
Методическом Совете Директор МБОУ Шаминская СОШ: И.Л. Бирюкова ________________ ________________ И.Е. Шелдышева
«_____» _________________ 2014 г. «_____» _________________ 2014 г.



Комплексная
программа по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ Шаминская СОШ
на 2014-2016 гг.









2013 г.
Паспорт программы
Наименование программы: комплексная программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов среди несовершеннолетних на 2014-2016 гг.

Нормативно-правовая база программы.
Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
Закон «Об образовании» РФ №273 –ФЗ от 29.12.2012г.
Федеральный закон №120 –ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09)
Указ президента РФ №761 от 01.06.2012 г. (Национальная стратегия, принятая в интересах детей)
Конвенция о правах ребенка
Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
Областной закон №346 от 16.12. 2009 г. «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»

Разработчик программы: заместитель директора по ВР
МБОУ Шаминская СОШ Ушакова Елена Николаевна

Основная цель программы:
укрепление и развитие основ комплексного   решения   проблем профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних,  защиты   их прав,    социальной    реабилитации   и    адаптации.

Задачи программы:
Профилактика девиантного, в том числе аддиктивного поведения несовершеннолетних.
Профилактика   детской безнадзорности в учебное и каникулярное время, организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних.
Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей.
Получение объективной диагностической информации об учащихся «группы риска».
Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории.
Формирование позитивной самооценки учащихся для успешной самореализации.
Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие в ее рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.
Оказание социально – психологической помощи детям при решении сложных проблем в жизни.
Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся.
Формирование здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
Обеспечение координации работы всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений, самовольных уходов среди несовершеннолетних детей.
Организация активного отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, создание благоприятной атмосферы общения;
Формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение;
Содействие формированию основ здорового образа жизни детей и подростков.

Основные направления программы:
Профилактика и предупреждение правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, самовольных уходов, наркомании, негативных привычек;
Культура здорового и безопасного образа жизни;

Кадровое обеспечение:
Педагогический коллектив МБОУ Шаминская СОШ. Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится администрации школы и классному руководителю.

Участники программы: учащиеся МБОУ Шаминская СОШ, администрация и педагогический коллектив школы, родители, Уполномоченный по правам ребенка, Совет профилактики, Родительский комитет.

Возрастная категория детей: 6,5 -18 лет.

Сроки реализации: 2013-2016 гг.



Механизм  реализации программы:

I этап. Подготовительный
2014 -2015 учебный год (сентябрь-декабрь)
совершенствование нормативно – правовой базы;
определение стратегии и тактики деятельности
укрепление межведомственного сотрудничества;
обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
поиск форм и методов вовлечения, учащихся во внеурочную деятельность.

II этап. Внедрение
2014-2015 учебный год
оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап. Отслеживание и анализ результатов
2014-2016 учебный год
обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Система организации контроля за выполнением программы
Оперативный контроль администрацией школы;
Отчет руководителей программы, руководителей кружков, классных руководителей.

1.13. Планируемые результаты
Создание системы профилактической работы в школе.
Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического самоуправления.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы.
Снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
Уменьшение числа подростков, стоящих на всех видах учета.
Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, соревнованиях.
Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.
Создание здоровой и безопасной среды в школе.
























Структура программы
Обоснование необходимости реализации программы
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. «Государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно - значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них – алкоголизм в семье, проблемы детей в результате асоциальных конфликтов, продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, которые и вызвали необходимость в написании данной программы.
Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей. Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий  у отдельных индивидов группы риска, сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических  принципах реализации:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности  являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Легитимность: осуществление профилактической работы в рамках правовой базы (с учётом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а так же прав и обязанностей детей и молодёжи).
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Участники программы
Участниками реализации программы профилактики правонарушений являются все структуры образовательного процесса:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Направления деятельности программы и формы ее осуществления:

Диагностика
Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:
анкетирование и тестирование;
составление картотеки детей ГР и состоящих на ВШК;
систематическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;
определение круга общения подростка;
Сотрудничество
Организация взаимодействия школы с:
КДНиЗП;
ПДН ОМВД России по Семикаракорскому району;
Администрация Топилинского сельского поселения;
Дом Культуры;
МБОУ ДОД Дом Детского творчества;
Родители.
Правовое воспитание учащихся
Организация занятий для детей и подростков;
по овладению способами бесконфликтного поведения;
приемами разрешения конфликтных ситуаций;
формирование правового самосознания учащихся.
Социально - педагогическое и медико – психологическое сопровождение
Проведение медицинского тестирования подростков, склонных к употреблению ПАВ;
Оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;
Привлечение в кружки, секции, в деятельность детских и юношеских организаций;
Установление контактов и доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической действенной помощи;
Ведение учета сложных и неблагополучных семей, посещение на дому детей из неблагополучных семей;
Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма.

2.4. Основные условия реализации.
Заинтересованная занятость учащихся: научно-исследовательская работа учащихся, спорт, хобби, общение по интересам в разнообразных кружках, секциях и т. п. Когда человеку интересно и без употребления ПАВ, если он самореализуется и достигает определенных результатов, он повышает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает не нужным прием ПАВ для избежания тревожности, неуверенности или ухода от проблем. К тому же, заинтересованный, движущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не защищается от нее опьянением.
Внимание к окружению подростка. Личное знакомство с друзьями, знание условий их жизни, интересов, событий. Это довольно сложно осуществить, не нарушая естественного стремления молодого человека к самостоятельности, не прибегая к сверхконтролю. Знание обстоятельств его личной жизни возможно только при условии взаимного доверия.
Воспитание лидерских качеств. Это дает возможность противостоять влиянию, оказываемому извне, и отстаивать собственную позицию.
Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструктивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Неблагополучное психологическое состояние может накапливаться подспудно, если проблемы и конфликты, которые вполне естественно возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться. В таком случае желание разрядки может привести к употреблению наркотических веществ, бродяжничеству, самовольным уходам и т.д.
Здоровые взаимоотношения в коллективе. Доверие, принятие, уважение, поддержка это то, что дает каждому члену коллектива опору и возможность устоять в сложных жизненных ситуациях. Они не возникают сами собой, а являются результатом обучения.
Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния сверстников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интересное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные ценности уличного окружения. Более того: мнение семьи влияет на выбор друзей не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».

Критерии и показатели эффективности программы 
Ведение систематической работы педагогами профилактической работы с обучающимися.
Системность работы Совета по профилактике аддиктивного. поведения обучающихся.
Повышение УВ обучающихся.
Отсутствие детей не посещающих уроки без уважительной причины.
Отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки.
Активность обучающихся в организации и участии в мероприятиях, способствующих укреплению здоровья.
 Отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей.
Активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.
Активность обучающихся в организации и участии в мероприятиях, способствующих повышению правовой компетентности.
Увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении.
Отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутришкольный контроль, на учёт в КДН
 








2.6. План профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек
2.6.1. Организационная работа.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН Формирование банка данных на этих учащихся
Ежегодно
Сентябрь

2
Оформление уголка «Ваши права, дети!»
Сентябрь 2014

3
Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет

Весь период

4
Выявление и учет учащихся, требующих повышенного педагогического внимания (группа риска)
Весь период

5
Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета
Ежегодно
Перед каникулами

6
Рейды по неблагополучным семьям, семьям учащихся группы риска. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости)
Ежегодно
(согласно графику рейдов)

7
Проведение месячников, дней профилактики
Ежегодно
Ноябрь, апрель

8
Деятельность по программе всеобуча:
– контроль за посещением занятий;
Весь период

9
Организация каникулярного времени учащихся
Ежегодно


2.6.2. Профилактическая работа с классами.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Проведение тематических профилактических классных часов
Один раз в четверть, во время месячников профилактики

2
Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения
Один раз в четверть, во время месячников профилактики

3
Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики
В ходе месячников, дней профилактики

4
Занятия по профориентации учащихся 9-11 классов «Твоя профессиональная карьера»
Ежегодно


5
Месячники по профилактике:
– правонарушений среди учащихся;
– «XXI век – век без наркотиков»
(Планы по мере проведения.)
Ежегодно

ноябрь,
апрель

6
Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников
В течение месячников, дней профилактики

7
День здоровья (план по мере проведения)
Ежегодно
7 апреля

8
Развитие детского самоуправления в классах
Весь период

9

Организация системы спортивных мероприятий (в соответствии с планом спортивно-массовых мероприятий школы)
Весь период


2.6.3. Индивидуальная профилактическая работа с учащимися,
состоящими на разных формах учета.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся, состоящих на ВШУ, ПДН, КДНиЗП
Ежегодно
Сентябрь

2
Индивидуальные профилактические беседы с подростками
Весь период

3
Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики
Не реже 2 раз в год
Ежегодно

4
Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей учащихся и выявлению причин:
– неадекватного поведения,
–дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости.
Изучение семейных взаимоотношений;
социального окружения учащихся
Весь период

5
Занятия по адаптации, коррекции поведения с учащимися, нуждающимися в этом
Весь период (по запросам)

6
Индивидуальные консультации психолога, инспектора ПДН
h°Весь период

7
Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха учащихся.
Ежегодно



2.6.5. Профилактическая работа с родителями.
Ранняя профилактика семейного неблагополучия.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Посещение обучающихся на дому целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком, оказания помощи семье
В течение года

2
Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей:
«Права и обязанности семьи»,
«Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»,
«Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали»,
«Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке»,
«Пути решения конфликтных ситуаций»
Во время рейдов, месячников, дней профилактики, родительских собраний

3
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование банка данных по семьям. Работа с семьями (согласно ФЗ РФ №120)
Весь период

4
Психолого-педагогическое консультирование для родителей «Адаптация детей к классному коллективу, взаимоотношения в коллективе»
Весь период

5
Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия с детскими садами:
1. Посещение и проведение совместных родительских собраний.
2. Совместное наблюдения за семьей.
3. Организация совместных с родителями мероприятий
Весь период

6
Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тест-опросник)
Весь период (по запросам)

7
Психологические часы для родителей: тренинги, информационные часы
Весь период

8
Дни открытых дверей для родителей
Ежегодно
Сентябрь, май

9
Индивидуальные семейные консультации
Весь период

10
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч (согласно плану работы)
Весь период

11
Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий, походов и поездок детей
Весь период

12
Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, родительское собрание, деятельность Совета школы
Весь период


2.6.6. Работа с педагогическими кадрами.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Индивидуальное консультирование педагогов
Весь период

2
Учебно-просветительная работа
Весь период

3
Работа психолого-педагогического консилиума
Весь период (по запросам)

4
Тренинг общения и ролевого поведения (4 занятия для педагогов)
Ежегодно
На каникулах

5
Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми (обучающее занятие для педагогов 1–8 классов)

Ноябрь 2014

6
Заседание классных руководителей «Ранняя профилактика семейного неблагополучия»
Февраль 2015


2.6.7. Профилактика наркомании, негативных привычек.

п/п
Содержание работы
Сроки

1
2
3

1
Совещание при заместителе директора по воспитательной работе «Планирование работы по профилактике наркотизма, негативных привычек. Организация взаимодействия служб и ведомств системы профилактики
Ежегодно
До 28 августа

2
Информирование участников образовательного процесса
(учеников, родителей, педагогов) по вопросам профилактики наркомании
Ежегодно


3
Обучение педагогов школы методике ведения профилактической работы
Сентябрь 2014
Ноябрь2014
февраль 2014

4
Чтение и обсуждение публикаций СМИ по обозначенной проблеме
Во время классных часов, часов общения

5
Встречи со специалистами во время проведения месячников, дней профилактики
По мере проведения (по согласованию)

6
Месячник «XXI век – век без наркотиков»
Ежегодно
Ноябрь

7
Школьный конкурс на лучшую творческую работу, направленную против вредных привычек за здоровый образ жизни
Во время месячника профилактики,
ноябрь

8
Работа по пропаганде физичекой культуры и спорта (согласно плану)
Весь период

9
Работа по вовлечению обучающихся в кружки и секции учреждений культуры и спорта
Весь период

10
Конкурсы и выставки рисунков, плакатов по пропаганде здорового образа жизни
Весь период

11
Классные часы нравственности
1 раз в четверть

12
День здоровья
Ежегодно
7 апреля

13
День защиты детей
Ежегодно
1 июня

14
Всемирный День борьбы со СПИДом. Акция «Мы за здоровый образ жизни»
Ежегодно



2.6.8. Диагностика и социометрия.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей
Ежегодно до 10
сентября

2
Психодиагностика уровня адаптации учащихся
1, 5 классов
Ежегодно
Сентябрь–ноябрь

3
Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности первоклассников, особенности адаптации детей к школе
Ежегодно
Октябрь

4
Выявление детей группы риска при проведении тестов на адаптацию (психодиагностика)
(1, 5 классы)
Ежегодно
Октябрь–
декабрь

5
Дигностика ценностных ориентаций личности школьника
Ежегодно
Сентябрь

6
Определение уровня воспитанности школьника (1-11 кл.)
Ежегодно
1-я половина сентября,
2-я половина апреля

7
Индивидуальная психодиагностика особенностей познавательной сферы учащихся
В течение года (по запросам)

8
Диагностика психологической готовности к переходу в основную школу (4 классы)
Ежегодно
апрель

9
Диагностика склонностей и способностей в рамках профессионального самоопределения учащихся (9, 11 классы)
Ежегодно
Март

10
Диагностика семейного воспитания (анкетирование)
В течение года (по запросам)

11
Мониторинг деятельности классных руководителей
Ежегодно
Декабрь–февраль


2.6.9. Коррекционно-развивающая работа.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Коррекционно-развивающие занятия с детьми 1 классов (по результатам диагностики)
Ежегодно
В течение 1-го полугодия

2
Развивающие занятия по результатам диагностики (занятия по адаптации пятиклассников)
Ежегодно
декабрь–январь

3
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения в поведении и проблемы в обучении
По запросу
в течение года

4
Развивающие занятия по коммуникативному общению с детьми, состоящими на ВШУ, учете ПДН
Весь период

5
Коррекционно-развивающая работа с детьми девиантного поведения
Весь период


2.6.10. Консультирование.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Психолого-педагогическое консультирование «Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми»
В течение года
(по запросам)

2
Психолого-педагогическое консультирование для родителей и начинающих педагогов «Адаптация детей к классному коллективу, взаимоотношения в коллективе»
Ежегодно


3
Индивидуальное консультирование учащихся в решении актуальных проблем
В течение года
(по запросам)

4
Семейное консультирование
Весь период (по запросам)

5
Консультирование классных руководителей и родителей по итогам диагностик:
– адаптация первоклассников к школе;
– адаптация обучающихся при переходе в среднее звено
Ежегодно

Ноябрь–декабрь
Январь

6
Консультация родителей учащихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении
Весь период

7
Консультирование родителей учащихся, состоящих на разных формах учета
Весь период

8
Консультирование учащихся 9 классов по результатам профориентационной диагностики
Весь период


2.6.11. Методическая работа.
№ п/п
Содержание
Сроки

1
2
3

1
Участие в работе районных методических объединений социальных работников, психологов.
Ежегодно


2
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах
Ежегодно


3
Работа с периодическими изданиями, монографиями, банком диагностических и коррекционных программ в РМК, изучение нормативно-правовой базы
Ежегодно


4
Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности
Весь период

5
Оформление отчётной документации
Ежегодно

План
мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
(Ежегодно вносятся коррективы)



Наименования мероприятия
Сроки
Ответственные

1.
Праздник «1Сентября»
Беседы о безопасном поведении в школе и дома.
Ежегодно 01.09
Администрация и Классные руководители

2.
Профилактический осмотр детей
Ежегодно По плану
Классные руководители

3.
Беседы с родителями «Режим дня первоклассника»
Ежегодно 07.09
Классные руководители

4
Мини - футбол
Ежегодно 24, 25.09
Токарев В.В.

5
Легкоатлетический кросс
Ежегодно 28.09
Токарев В.В.

6
Мини-футбол
Ежегодно октябрь
Токарев В.В.

7
Школьный конкурс коллажей «Мозаика здоровья»
Ежегодно сентябрь
Классные руководители

8
Участи в Президентских состязаниях
Ежегодно по плану
Токарев В.В.

9
Организация работы кружков и спортивных секций.
Ежегодно сентябрь
Зам.директора по ВР Ушакова Е.Н и учитель физической культуры

10
Профилактические беседы о здоровье, ЗОЖ, травматизме и правонарушениях, о личной безопасности в различных ситуациях на классных часах и линейках
В течение года
Классные руководители

11
Участие в субботнике по уборке территории
В течение года
Классные руководители

12
Школьный конкурс «Залог здоровья – чистота», «Стиль жизни – здоровье»
Ежегодно октябрь
Токарев В.В.

13
Школьные соревнования по футболу
Ежегодно октябрь
Токарев В.В.

14
Конкурс «Красная книга в Ростовской области»
Ежегодно октябрь

Классные руководители

15
Районная программа «Я - гражданин России»
В течение года
Классные руководители

16
Профилактика гриппа, ОРЗ (вакцинация против гриппа)
Ежегодно Октябрь - ноябрь
Классные руководители

17
Соревнования по настольному теннису
Ежегодно ноябрь
Токарев В.В.

18
Веселые старты
Ежегодно декабрь, февраль
Учителя начальных классов

19
Школьные соревнования по пионерболу
Ежегодно ноябрь
Токарев В.В.

20
Конкурс комиксов
«Я выбираю свой путь»
Ежегодно ноябрь
Классные руководители

21
Конкурс коллажей «Красота здоровья»
Ежегодно декабрь
Классные руководители

22
Профилактика гриппа и ОРЗ «Если хочешь быть здоров!»
Ежегодно январь
Классные руководители

23
Волейбол
Ежегодно январь
Токарев В.В.

24
Стрельба из пневматической винтовки
Ежегодно январь
Токарев В.В.

25
Квест- Игра по станциям «Путь к здоровью»
Ежегодно апрель
Зам.директора по ВР Ушакова Е.Н и учитель физической культуры

26
Конкурс «Дорога и мы»
Ежегодно
март
Классные руководители

27
Профилактика дорожно-транспортного травматизма (беседы, игры, конкурсы, фильмы, уроки ОБЖ)
В течение года
Зам.директора по ВР Ушакова Е.Н и Классные руководители

28
Социальные акции: «День Земли», субботник по уборке территории
Ежегодно апрель
Учитель биологии, классные руководители

29
Конкурс презентаций «Моя дорога к здоровью»
Ежегодно апрель
Классные руководители





Согласовано: Утверждаю:
Старший инспектор ПДН Директор МБОУ Шаминская СОШ
Майор полиции _______________ И.Е. Шелдышева
____________Волков В.Н. «____» _________________ 2014 г.
«____» __________ 2014 г.





ПЛАН
совместной работы ПДН ОМВД России по Семикаракорскому району
и МБОУ Шаминская СОШ по профилактике правонарушений, самовольных уходов среди учащихся
на период летних каникул 2013-2014 учебного года
и на 2014-2015 учебный год

Цель: профилактика правонарушений и преступности среди учащихся,
самовольных уходов несовершеннолетних.



Наименование мероприятий
Сроки
Ответственные


Мониторинг состояния самовольных уходов, преступности и правонарушений среди учащихся школы.
Июнь-август
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН



Выявление учащихся, не приступивших к учебе.
Выявление и учет детей, склонных к самовольным уходам
сентябрь
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.


Установление взаимосвязи с классными руководителями с целью выявления «проблемных» детей и детей, склонных к самовольным уходам, правонарушениям
сентябрь-ноябрь
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.




Осуществление контроля  над учебным процессом, не допуская пропусков занятий без уважительных причин, принятии мер профилактики и воздействия к прогульщикам.
в течение года
Классные руководители



Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, склонными к самовольным уходам, и их родителями
в течение года
Классные руководители
Психолог


Психолого-педагогическая коррекция поведения воспитанников, склонных к самовольным уходам:
Диагностика личностных особенностей;
Изучение эмоционально-волевых качеств;
Психолого-педагогическая помощь
Сопровождение в учебно-воспитательном процессе
в течение года
Классные руководители

Психолог


Консультации для педагогов школы по работе с детьми, склонными к самовольным уходам
Сентябрь, декабрь, апрель
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Психолог


Изучение прав и обязанностей ученика школы на классных часах.
сентябрь-октябрь
Классные руководители


Проведение инструктажа по правилам поведения учащихся
в течение года
Классные руководители


Контроль выполнения учащимися Устава школы.
систематически
Классные руководители


Проведение профилактических бесед с учащимися о самовольных уходах, правонарушениях несовершеннолетних работниками правоохранительных органов, инспектором по делам несовершеннолетних
в течение года
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.

Старший инспектор ПДН


Составление списков детей «группы риска», детей, склонных к самовольным уходам.
сентябрь
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.


Оформление документации на учащихся, состоящих на различных видах учета и детей из неблагополучных семей.
сентябрь – в течение года
Классные руководители



Ведение дневников наблюдений на каждого учащегося «группы риска», на учащихся, склонных к самовольным уходам.
в течение года
Классные руководители



Охват всех детей, состоящих на учете «группы риска», на ВШУ, в ПДН и несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам внешкольной работой в кружках, спортивных секциях, библиотеке. Контроль над занятостью учащихся в учебное и каникулярное время.
до октября,
занятость в течение учебного года
Классные руководители

Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.



Проведение тренинговых занятий по развитию навыков общения, стрессоустойчивости, преодолению трудных жизненных ситуаций, снятия «синдрома неудачника» и т.д.
в течение года
Классные руководители
совместно с психологом


Работа по выявлению неблагополучных семей.
в течение учебного года
Классные руководители



Обследование семей учащихся - составление списков неблагополучных семей.
сентябрь
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.


Организация работы Совета профилактики школы
в течение года
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.



Проведение профилактических бесед о постановке учащихся на школьный учет.
в течение года
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Члены Совета профилактики


Своевременное информирование администрации школы о рассмотрении материалов об учащихся школы на комиссии по делам несовершеннолетних.
в течение года
Старший инспектор ПДН


Проведение месячника правовых знаний и профилактики правонарушений, наркомании, токсикомании, табакокурения среди несовершеннолетних и операции
«Полиция и дети».
2 раза в год
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН,


Проведение Дня профилактики.
Согласно плану воспитательной работы
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН,


Комплексные рейды с целью посещения семей учащихся, состоящих на учете в ПДН, ВШУ, «группы риска» и неблагополучных семей.


в течение учебного года
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН



Заседание школьного Совета профилактики (участие инспектора по делам несовершеннолетних в заседании).
ежемесячно
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН


Проведение тематических классных часов по профилактике правонарушений, самовольных уходов несовершеннолетних.
в соотв. с планами кл. рук.
Классные руководители



Проведение родительских собраний по вопросам состояния преступности, правонарушений среди обучающихся школы, а также об ответственности несовершеннолетних и их родителей, о профилактике самовольных уходов.
по плану
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН


Организация ролевой игры по правилам дорожного движения» Я и дорога».
в течение года
Классные руководители


Проведение «круглого стола» по проблемам подростковой преступности, самовольных уходов с приглашением представителей прокуратуры, ПДН, КДН и ЗП.
по плану
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН


Направление на консультацию психолога подростков из «группы риска», состоящих на учете в ПДН, ВШУ, КДН., а также несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам
по мере необходимости
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН



Разрешение конфликтных ситуаций несовершеннолетних детей с взрослыми. Организация проблемного диалога. Встреча инспектора с родительской общественностью.
в течение года
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН


Своевременное взаимное информирование о распитии алкогольных напитков, употреблении наркотических веществ учащимися школы.
в течение года
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.
Старший инспектор ПДН


Отчеты классных руководителей по работе с детьми «группы риска», ВШУ, ПДН, КДН.

1 раз в четверть
Классные руководители



Снятие с учета в связи с исправлением поведения и успеваемости.
по мере необходимости
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.



Круглый стол с учащимися, состоящими на различных видах учетах (отдых в летнее время).
май-июнь
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.



Сбор сведений о летней занятости учащихся, состоящих на учете.
до 25.05.2014
до 25. 05.15
Классные руководители



Письменное предупреждение родителей учащихся об усилении родительского контроля над детьми в каникулярное время.
до каникул
Классные руководители



Организация летнего труда и отдыха учащихся «группы риска»
май-июнь
Классные руководители
Зам. директора по ВР Ушакова Е.Н.


Участие работников инспекции в работе по охране общественного порядка при проведении выпускного вечера и других общешкольных мероприятий (по запросу администрации школы)
в течение года
директор школы
Старший инспектор ПДН



















Список используемой литературы:
«Беспризорник», М/ 2007 № 3, региональная программа «Поскриптум» г. Новосибирск
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию» М/ ВАКО2006
Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. «Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» М/ ВАКО 2007.
Сизанов А.Н., Хриптович В.А. «Модульный курс профилактики курения» М/ ВАКО 2006.
 











13PAGE \* MERGEFORMAT14215



Директор


Зам. директора по ВР



Совет профилак
тики



Классные руководи
тели


Родительский комитет

Учителя - предметники


Уполномочен
ный по защите прав ребенка


Зам. директора по УР


Родители



Участники реализации программы




Заголовок 115