Разработка урока по основам права по теме: Предмет конституционного права. Избирательное право


План открытого учебного занятия
Преподаватель:
Дисциплина основы права
Специальность, группа
Квалификация
Тема занятия: «Предмет конституционного права Республики Казахстан»
Дата
Тип занятия, форма проведения (урок сообщения новых знаний, умений и навыков; урок закрепления новых знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; контрольный урок; урок проверки знаний; урок-конференция; урок-конкурс; урок самостоятельной работы; деловая игра; другая форма) комбинированный, урок-поискЦели занятия: рассмотреть характеристику предмета конституционного права РК
Задачи:
Образовательные:
-проанализировать характеристику предмета конституционного права,
-определить понятие правового статуса личности как конституционно-правового института, -выделить систему прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Республики Казахстан, -рассмотреть общие вопросы гражданства,
-рассмотреть характеристику основ конституционного строя РК(раздел I «Общие положения» Конституции РК)
-рассмотреть характеристику избирательной системы РК,
Воспитательные: развивать стремление знать и уважать конституционное право РК, формировать правовое сознание студентов через правовые знания, развивать умения будущего избирателя, повторить права и обязанности гражданина РК; воспитывать ответственность (ценность «истина»); умение работы в команде
Развивающие-развитие умения анализа текста Конституции РК, информации, составления опорного конспекта, схемы, кластера.
Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа по заполнению схемы, кластера, интерактивные методы, игра «Ты имеешь право выбора», рассказ притчи с применением приема «тонкие и толстые вопросы»(прием КРМЧП), решение ситуаций, проведение опроса и тестирования
Оснащение занятия: интерактивная доска, маркерная доска, плакаты
Межпредметные связи: история, обществознание
Литература основная: Конституция Республики Казахстан
Ибраева А.С. Правоведение. Учебник для 10 класса, стр.11-60
Дополнительная: Основы права. Оспанов К.И.
Ход и хронометраж урока
№ Этапы урока Содержание этапа Время
1 Организационный момент Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, план проведения занятия. 2 м.
2 Контроль знаний (подчеркнуть) Критерии оценки знаний Фронтальный опрос, письменный опрос по вариантам, тестирование, опрос у доски, ситуационные задачи, графический диктант, словарный диктант, деловая игра.
- Здравствуйте, ребята! У каждого из нас было свое начало, а было это, когда вы родились.
- Кто помнит, какими вы были? Чтобы вы могли себя представить, я предлагаю вам нарисовать вместе со мной рисунок.
(Звучит куплет песни «Точка, точка, запятая»)
Точка, точка, запятая-
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,
Получился человечек.
-Нарисуйте человечку лицо. А теперь мы посмотрим, с каким настроением вы пришли сегодня.
Вы находитесь сейчас в начале вашего взрослого жизненного пути.
Благодаря семье, а потом школе, колледжу, вы вырастаете. Мы хотим, чтобы вы были добрыми, отзывчивыми, любили свою семью и Родину.
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе,
Можете сказать вы.
А мы отвечаем:
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным.
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно,
Только так из человечка выйдет человек.
У А. П. Чехова есть выражение: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И все эти качества нужно у себя воспитывать. Да - это трудно и сложно, и долго. Этого требует общество. А, живя в обществе, мы должны соблюдать определенные правила и законы, прежде всего Конституцию РК.
Тема нашего урока: «Предмет конституционного права Республики Казахстан».
Мы работаем в группах.
Этап актуализации ваших знаний по теме: «Конституционное право - ведущая отрасль права Республики Казахстан».
Вопросы:
В чем состоит ведущая роль конституционного права в системе права РК
Назовите источники конституционного права
Конституция обладает высшей юридической силой. Объясните, как вы это понимаете
Конституции РК –это? 7м.
3 Метод изложения нового
материала (подчеркнуть)
Перечень освещаемых вопросов:
Устный, с конспектированием
Вступительное слово преподавателя, ознакомление с темой, целью урока.
Тема: «Предмет конституционного права Республики Казахстан»
1.Предмет конституционного права Республики Казахстан - государственно-правовые реалии, определяющие устройство Казахстана и его общества (народовластие, государственный суверенитет, разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную ветви, форма правления, государственное устройство, отношения гражданства, правового статуса человека и гражданина)-слово преподавателя.
Понятие Конституционного строя Республики Казахстан. Республика Казахстан - суверенное, демократическое, правовое, светское и социальное государство. Республиканская форма правления. Унитарная форма государственного устройства
2. Прочтение притчи, ответить на вопросы(прием «тонкие и толстые вопросы»)
Буддийская притча.
Голова и хвост змеи постоянно спорили между собой, кто из них главный.
— У меня есть глаза, уши, рот, чтобы видеть, слышать и есть. А что есть у тебя? А ещё я всегда впереди при движении, поэтому я и главная, — утверждала голова
— Ты движешься вперед только тогда, когда я тебе позволяю это делать, сказал хвост и обмотался вокруг дерева.
Голова чуть не умерла от голода и стала умолять хвост отпустить её, обещая признать его главным. Когда же хвост отцепился от дерева, змея сказала:
— Раз ты главный, иди впереди!
Хвост отправился вперёд, и сразу же на пути его встретилась глубокая яма, в которой горел костёр. Змея свалилась в яму и сгорела заживо.
Вопросы группам:
1).Как голова объяснила причины, что она должна быть главной? Согласны ли вы с ее доводами? Почему вы так считаете?
2).Как хвост объяснил необходимость главенства ему?
Согласны ли вы с тем, что хвост змеи не захотел слушать голову и стать главным?
3).Предположите данную ситуацию с притчей для людей. К чему бы это привело?
4).Какой смысл для назидания людей содержит данная притча? Свяжите его с темой нашего урока
Понятие правового статуса личности как конституционно-правового института, характеризующего природу отношений между человеком, личностью и государством - слово преподавателя. Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Республики Казахстан. Общие вопросы гражданства.
Задания группам:
Выделите из текста Конституции РК(раздел II «Человек и гражданин»):
- личные(гражданские) права, свободы,
- политические права и свободы
- социально-экономические, культурные права и свободы
- обязанности
3.Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан как главы государства и высшего должностного лица. Конституционно-правовой статус Парламента как высшего представительного органа осуществляющего законодательные функции. Конституционно-правовой статус Правительства как высшего исполнительного органа власти в стране. Конституционный Совет Республики Казахстан как орган конституционного контроля- кластеры групп и их презентация.
4.Избирательная система Республики Казахстан: понятие, принципы и особенности. Правовые основы организации избирательного процесса в Республике Казахстан-слово преподавателя.
Проведение опроса и теста.
Игра «Ты имеешь право выбора» .Продолжи фразу: «Я буду голосовать на выборах, потому что…» 30м.
4 Самостоятельная работа
студентов 1.Задания по буддийской притче
2.Права, свободы и обязанности человека и гражданина РК; Общие вопросы гражданства - выполнение заданий
3.презентации кластеров групп по конституционно-правовым статусам высших органов ветвей власти 30м.
5 Закрепление материала Опрос и тест, позволяющие проверить, готовы ли вы к будущему участию в избирательной кампании страны
Игра «Ты имеешь право выбора»
План действий
Выберите, какую партию или движение вы будете представлять на выборах
Составьте для проведения предвыборной агитации плакат
Подготовьте выступление по своей программе
Голосование
Продолжи фразу: «Я буду голосовать на выборах, потому что…» 15м.
6 Подведение итогов занятия Эссе «Я-гражданин РК», «Я-избиратель. Я-решаю», «Разделение власти в РК», «проект изменений и дополнений в Конституцию РК. Мое видение»
Рефлексия. Ответить на вопросы: «Больше всего мне понравилось...»
Оценочные листы команд, озвучивание капитанами баллов 5м.
7 Домашнее задание Указать литературу, страницы
Конституция Республики Казахстан
Ибраева А.С. Правоведение. Учебник для 10 класса, стр.11-60 1м.
Роспись преподавателя __________________________