Методическая разработка урока по физике по теме: «Электрический ток, условия существования и действия тока»











Методическая разработка урока
по физике по теме:
«Электрический ток, условия существования
и действия тока»












Разработала: Марченко О.В.
преподаватель физики
высшей квалификационной категории












2012-2013 уч.г.

План урока
Учебная дисциплина ОДБ.09 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.2. Законы постоянного электрического тока
Тема 3.2.1. «Электрический ток, условия существования и действия тока»
Цель урока: изучить понятие электрического тока, условия его существования и действия.
Результат: После проведения урока учащиеся должны освоить следующие общие компетенции:
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие
Методы и приемы, используемые на занятии: различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный).
Межпредметные связи: ОБЖ, техническое оснащение и организация рабочего места
Обеспечение урока: мультимедийное оборудование, презентация, видеофрагмент «Действия электрического тока», электрометры, эбонитовая палочка, металлический проводник.

Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин.):
1.1. Проверка наличия учащихся (отчет командира группы)
Командир группы доложите о явке.
Наш урок мне бы хотелось начать словами «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз» (Античный афоризм). Записываем число и тему нашего сегодняшнего урока: «Электрический ток, условия существования и действия тока».
2. Мотивационный момент (5 мин.)
Слова «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электробытовые приборы и электрические явления, что порой даже не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было бы? Каковы последствия этого события?
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).
Также следует отметить, что электрический ток не только друг и помощник повара – кондитера, но и во многих случаях и соучастник в приготовлении блюд. Как театр начинается с вешалки, так и кухня начинается с освещения. Электрическое освещение должно быть продуманным и практичным. Помимо освещения в наше время в распоряжение повара предусмотрено огромное количество кухонного оборудования, работающего от электрического тока, давайте их назовем
Обучающиеся перечисляют приборы: (холодильник, кухонный комбайн, миксер, кипятильник, чайник, самовар, электроплиты, овощерезка, мясорубка, кофемолка, фритюрница и другие электрические приспособления).
Делаю вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому вам, как будущим поварам важно много знать об этом своеобразном помощнике, чтобы правильно его использовать и в то же время не подвергать свою жизнь смертельной опасности. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего нашего урока?
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. (Изучить понятие электрического тока, условия его существования и действия)
Приглашаю вас в путешествие по стране электричества. С собой берем все свои знания и умения, а также желание узнать что-то новое и интересное. А чтобы наше путешествие было успешным, оценивать участие в нем будем с помощью смайликов. За каждый правильный ответ вы получаете смайлик, который приравнивается к 1 баллу. В конце нашего путешествия мы переведем ваши баллы в оценки. Если у вас 4-6 баллов, то вы получаете оценку «3», если 7-9 баллов - оценку «4», если 10 баллов и более, вы зарабатываете за урок оценку «5».
3. Актуализация опорных знаний (10 мин.):
Слово электричество произошло от слова электрон, которое переводится с греческого языка как янтарь. Янтарь- это окаменевшая смола древних хвойных деревьев. Слово ток обозначает течение или движение чего-либо. Что бы понять что-то такое электрический ток и начать наше путешествие, нам необходимо будет вспомнить то, что может понадобиться нам в нашем путешествии.
Фронтальная беседа с обучающимися:
1.Какие два типа зарядов существуют в природе? Как они взаимодействуют?
Ответ: В природе существуют два вида зарядов: положительные и отрицательные. Носителями положительного заряда являются протоны, отрицательного электроны. Одноименно заряженные частицы отталкиваются, разноименно заряженные притягиваются
2. Что такое свободные электроны?
Это заряженные частицы одного знака, способные перемещаться под действием электрического поля.
3. Что такое связанные заряды?
Это разноименные заряды, входящие в состав атомов, которые не могут перемещаться под действием электрического поля независимо друг от друга.
4.Какие вещества являются проводниками и непроводниками электричества, приведите примеры?
Проводник – это вещество, в котором свободные заряды могут перемещаться по всему объему, например металлы, растворы солей, кислот и щелочей.
Непроводник (диэлектрик) – это вещество, содержащее только связанные заряды, например газы, стекло, фарфор.
5.Что такое электризация тел?
Это процесс получения электрически заряженных тел из нейтральных.


4. Изучение нового материала (15 мин.):
Первой остановкой нашего путешествия будет остановка «Демонстрационная». Перед вами два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную эбонитовую палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Ответ обучающихся. (Вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)
В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, то есть направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по трубке протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.
Сформулируем вместе, что же такое электрический ток? Для этого используем наши подсказки:
Первые ключевые слова: электроны и ионы – это?
Ответ обучающихся: заряженные частицы.
Второе ключевое слово: что с ними происходит?
Ответ обучающихся: они движутся.
Третье ключевое слово: как они движутся?
Ответ обучающихся: упорядочено, то есть направлено.
Четвертое ключевое слово: под действием чего движутся заряженные частицы?
Ответ обучающихся: под действием электрического поля.
Таким образом, электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц (электронов и ионов), под действием электрического поля.
Несмотря на то, что электрический ток создается электронами, за направление электрического тока принимается направленное движение положительно заряженных частиц.
Движемся дальше и на очереди у нас остановка «Необходимая»
В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? Оказывается, по мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга, и движение электронов прекращается. Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго, необходимо соблюдение трех условий. Как вы думаете, что необходимо для существования электрического тока?
Ответ обучающихся: 1. Наличие заряженных частиц
Допустим, есть у нас заряженные частицы, но они могут двигаться беспорядочно. Еще раз читаем определение электрического тока. Как должны двигаться заряженные частицы?
Ответ обучающихся: упорядоченно, направленно.
Правильно, а что заставляет заряженные частицы совершать упорядоченное движение?
Ответ обучающегося: электрическое поле.
Верно, для направленного движения заряженных частиц необходимо создать электрическое поле и постоянно поддерживать его. Для этого используется специальные устройства, называемые источники тока. Поэтому следующим условием существования электрического тока будет наличие источника тока.
И третьим условием существования электрического тока, будет наличие замкнутой цепи. Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках.
Давайте еще раз сформулируем условия необходимые для существования электрического тока и запишем их в тетради:
Наличие заряженных частиц
Наличие источника тока
Наличие замкнутой цепи.
Путешествие наше продолжается и впереди у нас остановка «Оценочная».
Увидеть электроны (ионы) в проводнике невозможно. Так как же можно обнаружить электрический ток? Ток обнаруживается по действию, которое он производит. Действия электрического тока - это те явления, которые вызывает электрический ток. По этим явлениям можно судить "есть" или "нет" в электрической цепи ток. Для изучения этих действий я предлагаю посмотреть видео видеофрагмент и ответить на вопрос: Какие действия оказывает электрический ток?
Тепловое – проводник, по которому течет электрический ток, нагревается (электроплита, утюг, лампа накаливания, паяльник).
Химическое действие тока – электрический ток может изменять химический состав проводника. Это действие можно наблюдать при пропускании электрического тока через раствор медного купороса – выделение меди из раствора купороса, хромирование, никелирование.
Магнитное – проводник с током приобретает магнитные свойства. Данное действие можно наблюдать, если рядом расположить магнитную стрелку она способна отклонится.
Физиологическое – сокращение мышц человека и животных, по которым прошел электрический ток.
5. Применение и первичное закрепление знаний (10 мин.):
Теперь вы знаете понятие электрического тока. Давайте вспомним еще раз, что мы называем электрическим током? Выполнение, каких условий необходимо для существования электрического тока? Какие действия оказывает электрический ток?
Путешествие наше продолжается и следующая остановка «Контрольная».
В жизни мы встречаем действия электрического тока на каждом шагу. Проверим, узнаете ли вы действия электрического тока (магнитное, тепловое, химическое)? Поставьте в колонке напротив наименования прибора букву «Т», если действие тока является тепловым, если магнитное действие – «М», если химическое действие – «Х». Исправления в работах не допускаются, поэтому, сначала обдумайте свой ответ, а затем отвечайте.
Время выполнения самостоятельной работы 2 минуты.


Наименование прибора
Действие электрического тока


Лампа накаливания



Динамик



Наушники



Позолочение и посеребрение столовых приборов



Электрическая печь


Теперь давайте проверим, как вы справились с данным заданием. Каждый проверяет свою работу самостоятельно, используя эталон. Если вы ответили правильно, то ставите «+», если не правильно, то - «-«. Количество «+» - это количество ваших дополнительных баллов.
Следующее задание: вы должны ответить на предложенные вопросы и, выполнив задания, получить два слова-пароля, которые и станут словами-напутствиями для дальнейшего путешествия по миру электричества.
Первое слово:
1. Это действие электрического тока, которое испытывает человек при прохождении через него тока (взять 3-ю букву).
2. Действие электрического тока, в результате которого проводник приобретает магнитные свойства (взять 4 букву)
3. Процесс получения электрически заряженных тел из нейтральных (взять 9 букву)
4. Отрицательно заряженная частица (взять последнюю букву)
5. Действие электрического тока, в результате которого изменяется химический состав проводника (взять 2 букву)
6. Действие электрического тока, в результате которого нагревается проводник с током (взять 2 букву)
Пароль: знание
2 слово:
1. Это действие электрического тока можно использовать для получения чистых металлов (взять 7 букву)
2. Заряженная частица, проводящая ток в жидкостях (взять 1 букву)
3. Единица электрического заряда (взять 3 букву).
4. Физическая величина, определяющая силу электромагнитного взаимодействия (взять 2-ю букву).
Пароль: сила
6. Запись домашнего задания (1 мин.):
Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2001 г: § 104,405
А в качестве домашней самостоятельной работы я предлагаю вам написать мини-сочинение по теме «Электрический ток в профессии «Повар, кондитер». При выполнении этого задания вам понадобятся ваши знания не только по физике, но и техническому оснащению и организации рабочего места.
7. Рефлексия (2 мин.):
А теперь время подведения итогов урока. Для этого я предлагаю каждому из вас закончить следующие предложения:
1.Сегодня на уроке я
2. Самым полезным и интересным для меня было
3. Я встретился с трудностью при
4. Мне это необходимо для
8. Подведение итогов (1 мин.):
А теперь каждый подчитает количество заработанных баллов и добавит к ним баллы с листов самостоятельной работы. Если у вас 4-6 баллов, то вы получаете оценку «3», если 7-9 баллов - оценку «4», если 10 баллов и более, вы зарабатываете за урок оценку «5».
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Урок окончен.

Фамилия, имя________________________________________________________________

Инструкция: Поставьте в колонке напротив наименования прибора:
букву «Т», если действие тока является тепловым;
букву «М», если действие является магнитным;
букву «Х» - если действие является химическим
Наименование прибора
Действие электрического тока


Лампа накаливания



Динамик



Наушники



Позолочение и посеребрение столовых приборов



Электрическая печь










Самоанализ урока преподавателя Марченко О.В.

Тема: «Электрический ток, условия существования и действия тока»
Данный урок является первым уроком при изучении большого раздела «Законы постоянного тока». Тема этого урока закладывает определенный «фундамент» знаний, которым учащиеся будут пользоваться при последующем изучении электродинамики.
Данный урок мною проводился с учащимися 1 курса, обучающимися по специальности «Повар, кондитер».
На данном уроке ставилась следующая цель: изучить понятие электрического тока, условия его существования и действия.
Результат: После проведения урока учащиеся должны освоить следующие общие компетенции:
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.
По типу данный урок относится к изучению нового материала, а по форме он является уроком - путешествием, так как усвоение нового материала происходит поэтапно. Урок направлен на формирование коммуникативных умений и общетехнических знаний по физике.
При обучении использовались следующие методы и приемы - различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный).
На данном уроке главный акцент делался на усвоение обучающимися основ электричества и физических процессов, которые довольно широко используются в повседневной жизни и профессиональной деятельности учащихся.
Урок был продуман таким образом, чтобы сами учащиеся могли раскрыть суть изучаемых понятий, используя ранее полученные знания.
При обобщении и проверки качества изученного, мною использовались качественные задания, которые были направлены на демонстрацию практической значимости изученного материала.
На уроке использовалось рейтинговая система оценивания знаний учащихся, что позволило, на мой взгляд, создать комфортную психологическую обстановку, учащиеся не боялись ошибаться и высказывать свою точку зрения.
Все поставленные мною цели урока в целом были достигнуты, а поставленные задачи выполнены.
Время проведения: 45 минут








План урока
Учебная дисциплина ОДБ.09 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.2. Законы постоянного электрического тока
Тема 3.2.1. «Электрический ток, условия существования и действия тока»
Цель урока: изучить понятие электрического тока, условия его существования и действия.
Результат: После проведения урока учащиеся должны освоить следующие общие компетенции:
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-путешествие
Методы и приемы, используемые на занятии: различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный).
Межпредметные связи: ОБЖ, техническое оснащение и организация рабочего места
Обеспечение урока: мультимедийное оборудование, презентация, видеофрагмент «Действия электрического тока», электрометры, эбонитовая палочка, металлический проводник.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин.):
2. Мотивационный момент (5 мин.)
3. Актуализация опорных знаний (10 мин.):
4. Изучение нового материала (15 мин.):
5. Применение и первичное закрепление знаний (10 мин.):
6. Запись домашнего задания (1 мин.):
7. Рефлексия (2 мин.):
8. Подведение итогов (1 мин.):















Рисунок 4Рисунок 7Рисунок 7Рисунок 10Рисунок 1915