«Письменное сложение трёхзначных чисел в случае нескольких слагаемых».

Тема урока:
«Письменное сложение трёхзначных чисел в случае нескольких слагаемых».

Цели урока:
-формировать умения и навыки сложения трёхзначных чисел в случае нескольких слагаемых;

-совершенствовать вычислительные умения и навыки, анализ и решение задач;

-развивать математическую речь, память, логическое мышление, наблюдательность;

-воспитывать желание изучать математику, обогащать словарный запас учащихся экономическими понятиями.

Наглядный и раздаточный материал: кроссворд, « домики »-примеры, «занимательные часики»,карточки с заданиями «Соедини Экономические понятия с лексическим значением».
Ход урока
I.Организация класса
1.Проверка математической эрудиции.

Разгадывание кроссворда. Словарно-разъяснительная работа.
-Ребята, сегодня у нас не обыкновенный урок математики. Мы сегодня будем проводить его в виде деловой экономической игры.
Наша цель совершенствовать вычислительные умения и навыки отрабатывая сложение трёхзначных чисел, а также узнаем, в какой отрасли страны математика является главной наукой.
У вас на партах лежит кроссворд. Если вы в паре разгадаете его, то мы и узнаем в какой отрасли страны определяющая наука -математика.






1.
Э












2.
К










3.


О









4.



Н










5.


О












6.
М








7.




И







8.





К









9.



А










1.Итоговая проверка знаний учащихся. ( Экзамен).
2.Прямоугольник, в которого все стороны равны. (Квадрат).
3.Найменьшее трёхзначное число. (Сто).
4.Найменьшая разрядная единица «класса единиц». (Единицы).
5.Как называется действие со знаком « + »? ( Сложение).
5.Единица измерения расстояния. ( Метр).
7.Самая большая разрядная единица в «классе единиц». (Сотни).
8.Разряд, следующий за разрядом единиц. (Десятки).
9. Как складываем и вычитаем многозначные числа? (Поразрядно).
-Так в какой отрасли математика имеет важно значение?
- Верно, это – экономика.
-А что такое экономика?
На этот вопрос ответят участники творческой группы. Они имели творческие задания и будут нам оказывать помощь на протяжении всего урока.
I-участник творческой группы
Экономика- наука о финансах.
Слово «экономика» в переводе с греческого - « искусство ведения домашнего хозяйства ». Хозяйство может быть разным. Владеть хозяйством может частное лицо, группа лиц, семья или государство.
Экономика устроена так ,что заработать большие деньги может тот, кто производит товары для потребностей других людей.
2. Сообщение цели урока.
-Сейчас мы, изучая новую тему, в игровой форме познакомимся с экономическими терминами и понятиями, которые часто встречаются вам в жизни, а значений их вы не знаете.
II.Основная часть урока
Начинаем математическую подготовку маленьких «экономистов».
1.Задание «Беговая дорожка».
-Я начинаю записывать числа. А кто догадался принцип записи последующего числа, прошу продолжить .
20 180 200 380
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·-Какой принцип построения последовательности?
-Каждое следующее число-это сумма двух предыдущих.
-Найдите в каждом ряду « лишнее» число. (1.160,1.450,1.390)
- Что общего во всех числах? ( Все числа круглые).
-Сложите по 3 числа каждого столбика и посмотрите, на новую последовательность чисел. (В ней сохранился тот же принцип.)
2.Ига «Аукцион-ярмарка»
И так, мы уже сказали, что зарабатывает большие деньги тот, кто больше производит товара для нужд людей. Мы с вами на уроке трудового обучения изготовили мягкую игрушку «Зайку - Познайку» и захотели продать его по выгодной цене. Куда нам следует отправиться, чтобы продать его по самой выгодной цене на :

Аукцион-893
Ярмарка-634
Рынок-1.560
Составьте и решите три примера, и вы найдёте подсказку.

435
?

25
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Но среди правильных ответов нет ответа на вопрос. Как вы думаете, почему?
Какие есть предложения?

III.Изучение нового материала

Нужно сложить три суммы в одну. Но как это сделать? Ведь раньше мы складывали 3 числа. Почему бы и сейчас нам их не сложить. Какое правило мы должны помнить о сложении многозначных чисел? (Складываем числа поразрядно).
245
+520
128
________
893
Ответ найден, продавать игрушки мы должны отправиться на аукцион.
-А что же такое аукцион? (Ответы детей).
II ученик из творческой группы делает сообщение:
«Аукцион-это продажа товара, где товар покупает тот, кто может больше заплатить.

3.Игра «Конкуренция-бартер».

Ученики 3-А класса захотели тоже сделать такую же игрушку. Они тоже придут на аукцион. Что это будет: бартер-128
конкуренция?-2.600
Чтобы вести торговлю нужно знать законы торговли, а для сложения чисел –законы сложения. Попробуем совместить приятное и полезное.
У доски три ученика продемонстрируют законы сложения и подскажут нам как называется действия соседей.
1.172+460+28= (172+28)+460=660
2.380+120+450+450=(380+120)+(450+450)=1.400
3.595+105+240=(595+105)+240=940
Вы пользовались двумя законами: переместительным и сочетательным.
При письменном сложении эти законы также применимы.
Чтобы найти ответ на экономический вопрос, очевидно, нужно опять сложить три числа. Как это сделать по законам математики?
+1.400
949
660
_____________
2.600
И так 3-А класс составляет нам конкуренцию. А что же такое конкуренция?
IV ученик из творческой группы, даёт определение конкуренции.
« Конкуренция»- это соперничество за превосходство в достижении цели.
IV. «Бартер». Решение экономической задачи.
Что такое «конкуренция» мы уже выяснили.
А что такое бартер?
«Бартер» - это равноценный обмен товарами производства.
Мы сейчас отправляемся на ярмарку. Кого только там не встретишь?
Вот и мы встретили сапожника и гончара. Гончар захотел себе сапоги обменять на свои кувшины, а сапожнику тоже кувшины нужны, как это правильно сделать не знают. Сапожник боится продешевить, а гончар тоже кувшинами дорожит. Поможем добрым людям, ребята? Вот что они о себе рассказали.
Задача №1
Сапожник 8 пар сапог сшил за 240 часов, а гончар 8 кувшинов изготовил за 40 часов. Во сколько раз больше времени потратил сапожник на пошив 1пары сапог, чем гончар на изготовление 1 кувшина?
На 1 изделие К-во изделий Всего часов

Сапожник ? час 8 пар 240час
во ? раз больше
Гончар ? час 8 кув. 40час

Решение
1.240: 8=30(час) - потратил сапожник на пошив 1пары сапог.
2.40 : 8=5(час) – потратил гончар на 1 кувшин.

3.30:5=6(раз)
Ответ: если сапожник потратил времени на 1пару сапог в 6 раз больше , то за 1пару сапог он должен отдать 6 кувшинов.
Математическая развлекалочка
Ребята, вы хорошо поработали –пора и отдохнуть.
Вы фокусы любите?
Предлагаю несколько вам математических фокусов.
Фокус 1. Задумай число от 10до19.Найди сумму цифр числа и вычти её из задуманного. У вас получилось 9.
( Пример: задуманное число - 15, сумма цифр 1+5=6, 15-6=9).
Фокус 2.Напиши на бумажке любое трёхзначное число, но так, чтоб число сотен было на 1 больше, чем десятков, а десятков на 1 больше чем единиц.
А теперь запиши число наоборот. Из первого вычти второе, и у тебя получится 198.
( Пример: задуманное число 432, число « наоборот» 234,из 432-234=198)
V. Игра « Аренда и кредит»
Все вы знаете мультфильм о Дяде Федоре, Коте Матроскине и Шарике. В одной из серий Матроскин взял корову «напрокат» колхозе, Как такое экономическое явление называется: Кредит-567
Оренда-523
Налог ? - 987
Решите задачу Матроскину и себе подсказку найдёте.
Задача №2
За месяц корова давала 365л молока. Сметаны Матроскин производил на 197л меньше, чем молока, простокваши - на 78л меньше, чем сметаны. Сколько всего литров молочных продуктов произвёл Матроскин?
Так что же такое аренда?
Ученик с творческой группы. «Аренда» - наём чего-либо для личного временного пользования. За что производится ежемесячная плата.
VI. Игра «Премия»
Приставьте себе, что вы производите зерновые культуры. Вы образованный фермер и воспользовались открытым новым сортом пшеницы. Она дала вам большую прибыль в этом году. Что фермер должен сделать?
Решите уравнения и найдёте подсказку.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Б К Я И М В П Е М Н

Х-348=450 Х-323=220
Х=450+348 =220+323
Х=798 Х=543
Что же такое «премия»?
«Премия» - это денежное или другое вознаграждение за достижения в любой отрасли.
Так что должен сделать фермер ?
-Выплатить премию учёному за новый сорт пшеницы.
VII. Итог урока
Игра «Эрудит»
- Вы многому сегодня научились, узнали новые экономические термины.
Давайте проверим, как вы усвоили новые слова. Возьмите карточку и соедините понятия с левого столбика с лексическими значениями понятий.
(Взаимопроверка)
Все, кто справился с этим заданием, получают премию в виде баллов всем, кто работал отдачей – в конвертах ждёт премия.
А математические результаты урока вы продемонстрируете, выполнив д\з:
Ст.№111, №741; №740.


680 680


?

912




15