Из опыта работы:Проект по музыкальному воспитанию Веселые ритмы


Проект
«Веселые ритмы»
(Для детей от 5 до 6 лет)
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Музыкальный руководитель
Овчинникова Е.Г.
г. Лангепас - 2016 г.
Пояснительная записка
Данный проект модифицированный, художественно-эстетический направленности и разработан на основе типовой программы «Художественные кружки», авторы C.Я. Бахито, М.Е. Боголюбская (1975г.); «Хореографический кружок».
Проект направлен на развитие у детей танцевальных способностей, посредством овладения искусством эстрадного танца. Она позволит развить художественный вкус, музыкальные, исполнительские, координационные, импровизационные, физические, организаторские и другие способности.
Актуальность проекта «Веселые ритмы» заключается в том, что Российская культурная политика в области танца десятилетиями поощряла развитие фольклора и классического танца, исключив огромный пласт современного танцевального искусства, который активно распространялся в западных странах. Отсюда у нас появились значительные информационные пробелы. Эстрадный танец востребован в нашем обществе. Он зрелищен, моден. Разучивание новых танцевальных стилей интересно в первую очередь молодому поколению. Программа по танцу позволит привлечь молодое поколение к ритму, научит красиво двигаться, поможет раскрепоститься и самореализовываться.
В проекте методика преподавания в своей основе опирается на профессионально-хореографические учебники, сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народно-сценического и современного танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. В программе усиливается познавательная деятельность за счет систематического проведения бесед о хореографическом искусстве, совместных просмотров видеоматериалов о танце, посещение концертов.
Проект дан по годам обучения. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным трем разделам:
Элементы классического танца;
Элементы народно-сценического танца;
Элементы современного танца.
Педагогическая целесообразность проекта состоит в том, что она актуальна не только сегодня, но и в будущем. Проект способствует поступить детям в ансамбли художественной самодеятельности, продолжить обучение в колледжах и Академиях культуры и искусства.
Новизна проекта заключается в том, что она включает в себя три самостоятельных направления – классический танец, народно-сценический и современный танец. Это позволяет создать условия сотворчества, развитию художественного воображения, ассоциативную память и творческие способности ребенка.
Цель: Гармоничное развитие физических и творческих способностей через занятия хореографией.
Задачи:
Обучить детей основам хореографического искусства, танцевальной культуры, эстрадным направлениям танца;
Развить творческую инициативу детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением;
Мотивировать и гармонично развивать художественные интересы и физические данные учеников;
Воспитывать культуру поведения и общения, формировать стремление к здоровому образу жизни.
Отличительная особенность проекта является использование педагогом в работе по программе раздел «Танцевальная импровизация», который рассматривается педагогом как один из путей приобщения детей к творческой самодеятельности, могущей отразиться как на интерпретации детьми поставленных педагогом танцев, так и на «детскости» репертуара по его содержанию и форме.
Учащиеся во время занятий должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Уже с первого года обучения ученики получают представления о эстрадном направлении в танце. А двухгодичный цикл постепенно позволяет постепенно приобретать и закреплять навыки хореографии.
Проект дает возможность руководителю использовать танцевальные движения при минимуме тренировочных упражнений. В задания на импровизацию включены темы, близкие детскому воображению; сюжеты и настроение, связанное с патриотизмом Родины.

Возраст детей
Данная программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Сроки реализацииПрограмма рассчитана на 2 года.
Ступени (этапы)
1-й год обучения (4-6 лет) – Подготовительная ступень:
Предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
2-й год обучения (5-7 лет) – Начальная ступень:
Закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.
Формы занятий:
Традиционное занятие;
Комбинированное занятие;
Практическое занятие;
Игра, праздник;
Репетиция;
Утренники
Формы организации деятельности воспитанников на занятии:
В парах;
Групповая;
Индивидуально–групповая;
Ансамблевая.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
Музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
Пляски: парные, народно-тематические;
Игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
Хороводы;
Построения, перестроения;
Упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
Задания на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.
Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке.
Формы и режим занятий
Теоретические занятия (вводные занятия по технике безопасности, лекции, беседы, тренинги и т.д.).
Практические занятия (постановочная деятельность, просмотр видеоматериалов и т.д.)
Комбинированные формы обучения перспективны для работы объединения, так как их применение обеспечивает взаимодействие с другими творческими направлениями.
Проведение коллективных творческих дел, праздников.
Основной формой занятий является постановка художественных композиций.
Расписание занятий составляется с учетом требований мер безопасности.
2 раза в неделю по 30 минут(для средней группы – 20 мин)
Продолжительность обучения составляет 36 учебных недель. Занятия по программе проходят с 13 сентября по 15 мая.
Прием желающих систематически заниматься, проводится в начале учебного года. Дети должны пройти медицинский осмотр. Повторное медицинское обследование проводится не реже одного раза в полгода
Вся учебная работа строится на основе предлагаемой программы с учетом теоретических и практических занятий в аудитории, и музыкальном зале детского сада №5.
Тренировочную одежду и обувь дети приобретают сами.
Ожидаемый результат
По окончанию 1-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
Навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
Правила постановки корпуса;
Правила поведения на занятиях и на концерте.
Уметь:
Передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок, акцентировать шаг на первую долю;
Распознавать характер танцевальной музыки;
Творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным материалом;
Правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка;
Чувствовать характер музыки;
Выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
Строить отношения со сверстниками.
По окончанию 2-го года обучения обучающиеся должны:
Знать:
Простейшие элементы классического и народного танца;
Правила поведения в обществе.
Уметь:
Музыкально, выразительно и осмысленно исполнять танцевальные движения;
Фантазировать и находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
Творчески мыслить на занятиях;
Самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
Отличать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок;
Выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
Распознавать характер танцевальной музыки;
Исполнять простейшую танцевальную композицию на изученных танцевальных движениях;
Исполнять упражнения в более быстром темпе;
Работать в коллективе.
В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о народных танцах.
Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:
Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов.
Учебно-тематический план
Перечень основных разделов программы Количество учебных часов по годам обучения:
1 год (4-6 лет) 1 год (5-7 лет)
Всего: Из них: Всего: Из них:
Теория: Практика: Теория: Практика:
Вводное занятие 2 2 0 2 2 0
Азбука музыкального движения 16 0 16 32 0 32
Гимнастика 16 0 16 32 0 32
Играя, танцуем 8 0 8 18 0 18
Основные танцевальные движения 8 0 8 16 0 16
Репетиционно-постановочная работа 6 0 6 12 0 12
Выступления. 16 0 16 32 0 32
Итого часов по годам обучения 72 144 Содержание учебных тем 1 года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Ознакомление с правилами коллектива, образовательной программой, планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном классе.
2. Азбука музыкального движения
Теория: музыкально-ритмическое воспитание детей- универсальное средство для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений. «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
Практика:
УПРАЖНЕНИЯ:
Определение и передача в движении:
1-характера музыки (спокойный, торжественный);
2-темпа (умеренный);
3-сильных и слабых долей.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
Бег (легкий, стремительный, широкий);
Танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
Подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;
с. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц.
Упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
Движение рук. Имитация «Полоскание»;
«Пушинка» - схватить пух пальцами;
Прослушивание простейших ритмических рисунков;
Поклон. Поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.
Мальчики - I свободная позиция, руки опущены вдоль корпуса.
«Раз» - шаг в сторону правой ногой, голова прямо.
«Два» - подставить левую ногу в I позицию.
«Три» - опустить подбородок вниз.
«Четыре» - вернуть голову в исходное положение.
Девочки – I свободная позиция ног, руки в IV позиции.
«Раз» - шаг правой ногой в сторону, голова прямо.
«Два» - подставить левую ногу в I позицию.
«Три» - demi – plie, подбородок опустить вниз
«Четыре» - исходное положение.
3. Гимнастика
Теория: термин «партерная гимнастика» появился не так давно. Его возникновение связано с развитием нетрадиционных видов гимнастики. Слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par — по, а слово terre — земля. Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.
Практика:
УПРАЖНЕНИЯ:
Упражнение на подвижность голеностопного сустава;
Упражнение на развитие шага;
Упражнение на развитие гибкости;
Упражнение на укрепление позвоночника;
Упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
Упражнение на развитие выворотности ног;
Упражнение на развитие мышц паха;
Растяжка ног (вперед, в сторону);
Наклоны корпуса к ногам;
Упражнение на полу (шпагат).
4. Играя, танцуем
Теория: Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется или осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Через игру можно научить детей танцевать.
Практика:
Игра «ниточка и иголочка»;
Игра «кот и мыши»;
Игра «лягушки и цапли».
Основные танцевальные движения.
Теория: данном разделе объясняется правила исполнения отдельных движений.
Практика:
Шаг на носках;
Приставной шаг;
Высокий бег;
Легкие подскоки;
Галоп вперед, «лошадками»;
Притопы;
Различные виды прыжков;
«Пружинка»;
Различные виды прыжков;
Элементы русской пляски;
Положения рук в русской пляске;
Основные пространственные построения и передвижения.
Репетиционно-постановочная работа
Теория: ведется объяснение постановочного материала танца.
Практика: разучивается танцевальная композиция, построенная на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
Выступления
(Одна из форм оценки качества знаний).
Теория: детям объясняется правила поведения на концертных выступлениях.
Практика:
Праздник осени;
Новогодние утренники;
Фестивали
Содержание учебных тем 2 года обучения
Вводное занятие
Теория: рассказать о целях и задачах коллектива на предстоящий год, познакомиться с внутренними правилами, техникой безопасности в танцевальном классе.
Азбука музыкального движения.
Теория: на данном этапе дается более сложный материал для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений. Следует развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
Практика:
Является повторением первого года обучения с усложнением изучаемого материала.
УПРАЖНЕНИЯ:
Определение и передача в движении:
1-характера музыки (спокойный, торжественный);
2-темпа (умеренный);
3-сильных и слабых долей.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
Бег (легкий, стремительный, широкий);
Танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
Подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;
Галоп;
Галоп по кругу, по диагонали, в парах.
Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц:
Упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх, руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
Движение рук, имитация «Полоскание»;
«Пушинка» - схватить пух пальцами;
Прослушивание сложных ритмических рисунков;
Поклон с выводом ноги в сторону.
3. Гимнастика
Теория: объясняется правильное исполнение упражнений гимнастики, усложняется работой с палкой.
Практика:
Упражнение на развитие подвижности стопы;
Упражнение на подвижность голеностопного сустава;
Упражнение на развитие шага;
Упражнение на развитие гибкости;
Упражнение на укрепление позвоночника (лодочка, корзинка, стрела);
Упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса (подъем ног на 90 градусов);
Упражнение на развитие выворотности ног;
Упражнение на развитие мышц паха;
Растяжка ног (вперед, в сторону);
Наклоны корпуса к ногам;
Упражнение на полу (шпагат).
«Лодочка»;
Играя, танцуем.
Теория: Этот раздел повторяет материал прошлого года обучения с некоторым усложнением изучаемого материала.
Практика:
Игра «Делай как я»;
Игры на развитие ловкости;
Игры для развития творческой фантазии.
5. Основные танцевальные движения
Теория: объясняется правильное исполнение изучаемого материала.
Практика:
Проучивание шага подскока с высоко поднятым коленом;
Проучивание бега на месте и в продвижении;
Проучивание шага галопа;
Проучивание шага с носочка;
Полуприседание (пружинка);
Полуприседание с выносом ноги на каблук;
Движение рук с талии;
Удары ногой;
Простой топающий шаг;
Приставной шаг (различные варианты данного упражнения0;
Галоп в сторону, вперед;
«Ковырялочка».
Работа в парах;
Более сложные перестроения и рисунок танца.
Репетиционно-постановочная работа
Теория: данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и само утверждаются.
Практика: разучиваются танцевальные композиции, построенные на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
7. Выступления (одна из форм оценки качества знаний)
Открытый урок в середине учебного года и в заключении учебного года. Дети должны показать умения и навыки, приобретенные детьми за время первого года обучения.
Для успешной реализации необходимо следующее:
Занятия хореографией должны проходить в просторном, проветренном классе. На занятиях зеркало помогает проверить правильность выполнения упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Оно отмечает и ошибки, и достижения. Обувь должна быть легкой, облегчающей свободу движений. Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений. Волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок. Занятие должно проводиться под аккомпанемент, что способствует музыкальному образованию детей.
Для эффективной работы необходимо использовать пример педагога, использование фонотеки, кассеты с записью музыкальных инструментов, видеоматериал, наглядные пособия.
Методические рекомендацииЗанятия ритмикой необходимо проводить в музыкальном зале, оборудованным зеркалами.
Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.
Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.
Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.
В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.
Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.
В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу»
ДиагностикаДиагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.
Критериями оценки усвоения программы являются следующие:
Восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);
Элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);
Развитие природных данных детей (музыкальный слух, ритм, координация, осанка, выворотность, шаг, стопа, баллон, апломб, вестибулярный аппарат);
Знание элементарных танцевальных понятий;
Степень усвоения танцевального репертуара.
В конце второго года обучения дети закрепив знания и навыки первого года и получив более углубленное представление о музыке и движении, должны уметь:
Анализировать музыкальное произведение;
Выделять сильные и слабые доли;
Уметь выделить такт (объяснить понятие);
Определять музыкальный жанр;
Воспроизводить заданный учителем ритмический рисунок;
Самостоятельно начинать движение после вступления, менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
Правильно управлять телом (осанка, положение рук и т.д.);
Умение ориентироваться в пространстве (перестроения в рисунки, равнение, интервалы);
Уметь рассказать об истории рождения танца, особенностях характера русского танца, назвать формы русского танца, правильно исполнять простейшие движения русского танца;
Самостоятельно, без показа учителя, выполнять элементы, танцевальные этюды, танцы.
Список литературы
Литература для педагогов:
Периодическая печать-журнал «Балет»
Н.Базарова-В.Мей «Азбука классического танца», «Искусство», Ленинград Москва 1964г
Р.Захаров «Сочинение танца» «Искусство» Москва 1989г
Е.И Зуев «Волшебная сила растяжки» «Советский спорт» Москва 1990г
Н.Эльяш «Обряды танца» М.,1970г
С.И Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковникова «Музыка и движение» М.,» Просвещение» 1983г
Н.Н.Серебрянников «Поддержка в дуэтном танце» «Искусство» 1979г
«100 балетных либретто» М.-Л. 1980г
В.М.Красовская «История русского балета» Л.,1978г
В.В.Ванслов «Статьи о балете» Л.,1980г
Н.Шереметьевская «Танец на эстраде» М., «Искусство» 1985г
Б.А.Львов-Анохин Мастера большого балета» М.,1976г
Л.Д.Ивлева «Джазовый танец» Челябинск.1996г
В.И.Панферов «Пластика современного танца» Челябинск.1996г
«Музыка и движение» - из опыта работы музыкальных руководителей д/с М. «Просвещение» 1983г.;
«Специфика работы с детским самодеятельным хореографическим коллективом» Часть 1 Челябинск 1986г.;
«Ритмика и танец» Часть 2 Челябинск 1993г. - обе части методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста. Составитель Бриске И.Э. - ассистент кафедры хореографии ЧГИИК
Литература для воспитанников
В.Пасютинская «Волшебный мир танца» М., «Просвещение» 1985;
Периодическая печать по специальности;
Е.И Зуев «Волшебная сила растяжки» «Советский спорт» Москва 1990г;
Н.Шереметьевская «Танец на эстраде» М., «Искусство» 1985г;
Б.А.Львов-Анохин Мастера большого балета» М.,1976г;
М.А Годик, А.М.Барамидзе, Т.Г.Киселева «Стретчинг» М., «Советский спорт» 1991г.