Социальный проект Создание историко-краеведческого музея-юрты

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная средняя школа №3»















Социальный проект
«Создание историко-краеведческого музея-юрты»








Автор: Жамсаранова Цыбжит Кимовна,
учитель русского языка и литературы


















Социальный проект
«Создание историко-краеведческого музея-юрты»

Цель проекта:

Сохранение культурных традиций своей исторической родины через организацию этнографической экспедиции по Агинскому округу и создание историко-краеведческого музея-юрты в условиях детско-взрослой общности на территории МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3».

Задачи:

- формирование у учащихся, учителей и родителей активной жизненной позиции, воспитание толерантности, знакомство с культурой бурятского народа, развитие интереса и ценностного отношения к истории родного края;
- приобщение участников проекта к учебно-исследовательской работе,
- развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации;
- развитие и укрепление контактов учащихся разных учебных заведений;
- разработка и проведение экскурсионных программ в музее- юрте;
- развитие профессиональных компетенций старшеклассников.
Описание отдельных мероприятий
Наш музей не должен быть просто школьным музеем. Это будет этнографический музей-юрта с расширенным фондом экспонатов, достопримечательность посёлка.
Планируем включить участников музея в деятельность, осуществляемую общественными организациями, т.е. в проведении мероприятий на уровне посёлка, района. Работа музея будет охватывать значительное количество учащихся, учителей, родителей, общественности. В музее будут проводиться различные мероприятия: выставки рисунков, музейные классные часы, тематические вечера, музыкально – литературные композиции и т.д. Экскурсии, интерактивные выставки, экспозиции, образовательные проекты - элементы образовательной среды школьного музея. В процессе их создания реализуются образовательные программы дополнительного образования.
В рамках музея планируем ввести реализацию национально – регионального компонента. Например, по предмету Литература бурятского народа в 10-11 кл., История Забайкалья в 9 кл.
Ожидаемые результаты проекта
Результатом проведенной работы станет создание историко-краеведческого музея-юрты, собранного по всем правилам и традициям кочевых народов и обставленная подлинными предметами быта бурятского народа. С их помощью планируем восстановить и утерянные сведения о старинных обычаях.
Одним из наиболее активно развиваемых направлений научно-исследовательской и творческой работы учащихся, родителей и учителей будет исследование культовых, обрядовых традиций бурятского народа и создание коллекций современной одежды в этностиле на основе бурятских традиционных костюмов.
На базе этнографического музея-юрты при финансовой поддержке местных властей планируется открыть выставочный центр народных промыслов «Наследие». Здесь уникальные экспонаты будут представлять учащиеся и родители, которые пройдут специальную подготовку в элективном курсе «Секреты успешного гида».

Нормативные документы
Письмо министерства образования России № 28-51-181/16 от 12. 03. 03. , Положение о школьном музее, Концепция развития музея, Программа деятельности музея.

Использование ИКТ:
В работе музея широко будут использоваться современные ИКТ: работа с респондентами, обработка материалов, создание экспозиций, ведение архива, планируется создание сайта школьного музея.
Условия проведения
1. Организация рациональных отношений между участниками проекта;
2. Создание пространства для открытого взаимодействия участников детско-взрослой общности, творческого самовыражения в их деятельности;
3. Стимулирование индивидуальной и совместной рефлексии, актуализирующей и развивающей субъектные качества учащихся, учителей и родителей.

Описание проекта
К элементам образовательной среды школьного музея относятся следующие формы работы с аудиторией:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
На базе этих элементов музей разворачивает свои программы и услуги, которые достаточно разнообразны, но существует ряд общих черт:

·                    работа ведется комплексно, с привлечением, учителей, родителей, психолога и детей;

·                   основа любых проектов – создаваемая в музее выставка или экспозиция, вокруг которой разворачивается разнообразная деятельность. Одновременно могут существовать несколько разнопрофильных образовательных проектов, каждый из которых реализуется на основе стационарной экскурсии (по обычной экспозиции или временной выставке);
В качестве примера приводим проект - программу «Преобразование школьного музея в культурно-исторический центр северного микрорайона». В рамках вышеуказанного проекта будет осуществляться исследовательская и общественно-полезная деятельность по следующим направлениям:
         Ветераны Великой Отечественной войны;
         Исторические памятники архитектуры;
         История создания учреждений и предприятий;
         Почетные граждане посёлка.
Участники проекта узнают больше о микрорайоне, в котором живут, примут участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел, в поиске и пополнении исторических и культурных фондов, в проведении широкой историко-просветительской работы, кроме того, оказывают помощь ветеранам и престарелым людям микрорайона.
Кроме того, руководителями музея будут разработаны различные методические рекомендации. Например, «Как записывать воспоминания о Великой Отечественной войне».
Отличительной чертой экспозиции будет их способность к быстрой трансформации – «быстрое реагирование» - в процессе текущей коррекции, согласно данным диагностики.
Собирая материал для школьного музея, необходимо активно сотрудничать с окружным Краеведческим музеем, окружным Архивом, библиотеками посёлка Могойтуй.
Такая деятельность способствует формированию гражданских навыков как у взрослых, так и у школьников: обогащения социального опыта путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу, критического мышления. Благодаря чему понятие «Отечество» усваивается на более высоком уровне в единстве знаний чувств и практической деятельности, значительно повышается интерес к учебному предмету.
Кроме того, данная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:
- исследовательские (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
- менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности);
- коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса).
Таким образом, деятельность участников детско-взрослой общности в исследовательской работе на базе школьного музея, увеличивает пространство, в котором учащиеся, учителя и родители могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные способности, которые способствуют формированию новых компетентностей.


Этапы:
- подготовительный (Создание нормативно-правовой базы, строительные работы)
2010-2011 учебный год
Диагностика
Подготовка материалов - о выпускниках школы;
- об учителях; - именитые люди посёлка.
- практический (Экспозиционная работа)
2011-2012 учебный год
Участие учащихся, учителей и родителей в исследовательской и проектной деятельности
Подготовка материалов - о родителях - выпускниках школы; - награды в моем доме рассказывают; - увлечения и интересы моей семьи; - гордость нашего дома (семьи).
- внедренческий (Просветительская работа)
2012-2013 учебный год
Проведение экскурсий, различных праздников
Подготовка материалов - изделия прикладного творчества; - быт бурятского народа; - быт русского народа; - обряды и традиции; - фольклор.



План реализации Программы деятельности
историко-краеведческого музея на 2010– 2013 г.г.

 
Направление деятельности
Мероприятия
Срок
Форма подведения итогов
Ожидаемые результаты

1.
Создание нормативно-правовой базы
Сбор документов, создание локального акта
2009-2010
Нормативно-правовая база
Овладение знаниями по данному вопросу

2.
Организация работы школьного краеведческого кружка
Выявление учащихся 5 -11 классов, родителей, учителей, желающих входить в состав кружка, составление плана работы
2010-2011
План работы кружка.
Заинтересованность учащихся в работе кружка, вовлечение других ребят в эту работу.

2.
Проведение теоретических занятий
Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п.
2010-2011
Положения по описанию объекта
Элективный курс «Секреты успешного гида» (для подготовки экскурсоводов из числа учащихся и родителей)
Освоение теоретическими знаниями по данной проблеме

3.
Исследовательская и проектная работа
Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, интересных людей, мест боевой славы, городского музея и т.п. с целью накопления материала)
2010-2012
Планшеты, альбомы, папки-раскладушки, презентации, стенды и т.п. Социальные и учебные проекты.
Расширение кругозора, умение общаться с людьми, уважение к старшим, формирование коммуникативных и познавательных компетенций

4.
Просветительская работа
Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея
2010-2012
Создание «копилки» музея
Включение детей в занятия кружка историко-краеведческого музея школы, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности

5.
Методическая работа
Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям и родителям в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания
2010-2013
Отчёт о проделанной работе
Постоянная связь с активами классов, краеведами –активистами 
 
 
 
 
 
 

6.
Экспозиционная работа
Оформление новых стендов по истории школы
2011-2013
Стенд «Школьные выпуски»
Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление

7.
Проведение конкурса краеведческих находок между 1-11 классами
Организация конкурсной работы
2010-2011
Пополнение экспонатов музея
Активизация работы классного самоуправления, формирование гражданско-патриотического самосознания личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа



Заголовок 115