Анализ работы школьного краеведческого музея за 2015-2016 учебный годд


Анализ работы школьного музея в 2015-2016 учебном году
Нашему школьному музею 16 лет, он был создан в 1998-1999 учебном году на базе кабинета истории МОУ «СОШ с. Багаевка».
Музей расположен в классной комнате кабинета истории, площадь которого составляет 68 кв. метров.
По характеру имеющихся материалов музей – историко-краеведческий.
Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
Ценностные ориентиры краеведческой работы
гражданско-патриотическая направленность воспитания детей на основе развития исторической памяти;
укрепление связи поколений для осознания школьником себя как преемника наследия прошлого;
формирование у обучающихся объективно-исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы
Применительно к истории как к учебному предметуэто означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 44 и ст.58).
Главной целью деятельности школьного музея является формирование гармонически творческой личности, патриота своей страны, своего края. Наш девиз «Нет без прошлого сегодня – без него и завтра нет».
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея МОУ «СОШ с. Багаевка». Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социальные, экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе. Таким образом, музей является одним из центром патриотического воспитания обучающихся МОУ СОШ с. Багаевка.
В 2015-2016 учебном году школьный музей продолжал выполнять учебно-воспитательную и культурно-просветительскую деятельность как на уроках, так и во внеурочное время.
Учащиеся 5-11 классов на уроках истории в 2015-2016 учебном году продолжали изучать (в контексте истории России) свой родной край и проявляли неподдельный интерес к его истории, традициям, обычаям, его достижениям и потерям тоже.
Работа со школьной аудиторией в течение всего учебного года проводилась и во внеурочное время по всем направлениям и посвящена была событиям года: 71-годовщине Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 года (осуществлялся социально-значимый проект«Победа входит в каждый двор»).В отчетный период большое внимание было уделено подготовке к 80-летию Саратовского губернии: проводилась подборка материалов по истории (ее образования) По материалам названной экспозиции в 4 четверти подготовлена экскурсия для обучающихся и учителей «Мой край в судьбе России»
Активные школьники начали осуществлять проект школы к 80-летию образования Cаратовской губернии, приступив к оформлению тематической выставки. Старшеклассники участвовали в областной конкурс музеев «Мы приглашаем вас в музей», посвященном 80-летию образования Cаратовской губернии, конкурс проводится с 15 октября по 30 ноября 2015 года.
В рамках этого же события активисты музея Шмакова А.. Ляшецкая А, учащиеся 8 класса , . приняли участие в VII Межрегиональных Мартыновских чтениях.На конкурс был представлен социально-значимый проект- виртуальная экскурсия по Саратовскому району «Здесь Родины моей начала…» в команде учащихся 7-11 классов Саратовского района. Команда награждена Дипломом 3 степени.
В работе музея используются разнообразные формы проведения мероприятий:
1.Продолжена целенаправленная работа по пропаганде Дней воинскойславы России (оформление календаря знаменательных дат, проведение обзорных и тематических лекций).
2.Школьный музей ведет активную и плодотворную экскурсионную деятельность, доносит до своих посетителей всю неповторимость, уникальность истории и культуры родного края, его богатый потенциал.
Экскурсии в музей:
Подготовлены тематические экскурсии в музей:
История Багаевки в стихах
Обзорная лекция по музею.
Новая презентация истории села Багаевка.
Наш Герой Советского Союза – Котлов Н.В.
Медиалекции:
1мировая война: забытая война.
2мировая : как это было»
Использование материалов электронного архиваon-line «2 мировая война»
«История создания школьного музея», «Как живут экспонаты в музее?»
«Музей хранитель памяти»
«Мы приглашаем вас в музей» и др.
«Багаевцы-Солдаты Победы»
«Ими гордится Родина»
«Медаль за бой ,медаль за труд из одного металла льют»
3. Работала медиатекамузея «От Кремля до Берлина»
«И мы в историю заглядываем снова»: 27 января – снятие блокады Ленинграда, Курская битва, Битва за Крым :от Севастополя до Перекопа» , Сталинградская битва и др.
4. Краеведение это исследование, а организация исследовательской деятельности учащихся в настоящее время рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме. Учащиеся 5-11 классов на уроках истории в 2015-2016 учебном году продолжали изучать, (в контексте истории России) свой родной край и вести исследовательскую работу , проявляя неподдельный интерес к его истории, традициям, обычаям, его достижениям и потерям тоже.
Участие школьников в поисковой,исследовательской, проектной, пропагандистской работе посвященной 70-летию окончания 2 мировой воны (1941-1945), 71- годовщинеПобеды советского народа в ВОВ 1941-1945 года, 80-летию образования Саратовской губернии Кочеткова И. ученица 10 класса исследовательскую свою работу «Багаевцы-солдаты Победы» представила на научно-практическую конференцию, заняла 2 место.
В рамках подготовки к 80-летию образования Саратовской губернииКочеткова И. была приглашена на Круглый стол регионального значения «Саратовский край : от истоков к современности», где она представила презентацию «Багаевцы-Солдаты Победы»
5. Музейные уроки и музейные часы стали привлекательной формой работы школьного музея: «День народного единства 4 ноября», «Человек изобретатель» (обзор музейных экспонатов), «Курская битва- Огненная дуга», 2Снятие блокады Ленинграда», «Афганская война - локальная война 21 века».
Обучающиеся активно участвовали в мероприятиях , посвященных 71-летию Победы советского народа в ВОВ, которые проводились в различных формах: музейные часы, устные журналы, выставки, медиалекции, , урок мужества , участвовали в различных акциях и проектах. Например, музейные часы: «Крымская операция 08.04.1944-12.05.1944"; «Встреча Советских и союзных войск на р.Эльбе;» «Битва за Берлин 16.04.1945-02.05.1945- - Капитуляция фашистской Германии 08.05.1943;» «Победный май» и другие .
Члены краеведческого кружка «Познай свой край» из 9, 10, 11 класса подготовили устный журнал «Ими гордится Россия. Саратовцы - полные кавалеры Ордена Славы. Багаевцы: Алатырцев А.Т., Морозов В.П., Котлов С.Т. – орден Славы 3 степени. Материалы были освещены и на общешкольнаой линейке.
Заслуживают благодарности в данной работе учащиеся Шмакова А., Ляшецкая А.-8 класс, Паронько А., Алексушина Ю. -9 класс, Кочеткова И., Кареканова Э., МорозоваЕ., Петров К. -10 класс, Исмаилова М. – 11 класс.
Также на базе музея 2 сентября 2015 года была организована встреча обучающихся с ветераном ВОВ Баевым Н.Л. «Память жива», они с большим интересом и уважением отнеслись к жизни ветерана в годы военного лихолетья. В том году встреча была посвящена 70-летию окончания 2 мировой воны (1941-1945).
6. Стало традицией нашего музея в день рождения нашего земляка Котлова Н.В.- Героя Советского Союза 21 декабря проводить урок мужества. Активом музея была представлена презентация о подвиге Котлова Н.В. для учащимся 5-8 класса и возложены цветы к мемориальной доске .7.Тематические классные часы«Победа входит в каждый двор» классными руководителями проводились с использованием материалов нашего школьного исторического музея.
8.Вахта Памяти: «Поклонимся великим тем годам» проведена в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания «Имя тебе солдат!
9.Продолжалась работа по изучению истории Саратовского края по книгам:
«Связаны одной судьбой», «Судьба моя –Саратовский район», «Памятные места Саратовской области», «Очерки истории Саратовского Поволжья», «Страницы летописи Саратова», «Город Волжской судьбы», «Годы и люди», «Саратов купеческий» , «Пароход на Волге», «Века и камни», энциклопедия Саратовского края и дрПоисковая группа музея также оставила след в деятельности музея. Фонд музея пополнился новыми экспонатами(старинные монеты 19 века и др., ученические тетради, предметы быта и др.)
Овладеть методикой краеведческого поиска, изучить источники по истории родного края учащиеся могли на занятиях историко-краеведческого кружка «Познай свой край»
Таким образом, в нашей школе задача сохранения богатейших ценностных традиций успешно решается через школьный музей как образовательный и воспитательный центр.
Анализ работы школьного музея позволил мне сделать следующие выводы:
1.     На протяжении 16 лет музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, экскурсионная работа, уроки истории.
2.     В музее работают школьники 5-11 классов, работает Совет музея.
3.     Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.
4.     Взаимодействие с различными организациями и живыми свидетелями событий дают богатый материал для осмысления своей значимости.
5.     Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.
6.     Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.
7.     Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.
8.     Музей посещают ежегодно все классы школы, выпускники прошлых лет, родители, жители, ветераны.
Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения..
9. Моя педагогическая практика убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.
Учащиеся не только учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранние полученные знания, соблюдения определенной последовательности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования
А также следует заметить, что местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории.
Краеведческий материал удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы.
Краеведческий материал раскрывает специфические особенности развития Саратовского края, дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.
10.Школьный музей – научная лаборатория для начинающих исследователей – учащихся. Краеведение это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьник.
Результаты исследовательской деятельности учащихся используются на уроках в процессе изучения и усвоения программного материала , а также во внеурочной деятельности (от сообщения, выступления, проекта до исследовательской работы, представленной на классную, школьную районную научно-практическую конференции)
Школьный музей - трибуна для формирования навыков ведения дискуссий.
Любой экспонат школьного музея может превратиться в поле деятельности школьников.
Таким образом, наш школьный музей - место, пространство для формирования ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, гражданских, правовых).
Подводя итоги работы школьного музея за прошедший год, можно определить некоторые новые перспективы в его деятельности.
В 2016-2017учебном году ставится задача еще более активно использовать воспитательный и образовательный потенциал нашего школьного музея.
Вся наша работа будет проходить в рамках исследовательского проекта «Мой край в судьбе России» , посвященного 80-летию образования Саратовской губернии и 50- летияБагаевской школы.
Особое внимание будет уделено истории нашего села, Саратовской области, его людям. Планируем обновить экспозиции музея, выставки музея, а также систематизировать основной фондовый материал музея. Актив музея ставит перед собой задачу улучшить условия хранения и использования основного и вспомогательного музейного фонда.
Планируем продолжить написание летописей по классам «Листаем школьной истории страницы» и организовать выпуск информационного листка «Слово о школе»;
Планируем привлекать к работе с музеем всех участников образовательного процесса через экскурсии, конкурсы, конференцию, викторины, устные журналы, музейные и информационные часы и другие формы деятельности.
Ставится задача в следующем учебном году принимать активное участие в мероприятиях муниципального и регионального, всероссийского уровня по краеведению.
Одной из ответственных мероприятий актива школьного музея в будущем учебном году будет продолжен перевод краеведческих материалов устной истории на электронные носители памяти и продолжение создания в музее медиаресурсов.
Руководитель школьного музея: Неронова Т.М.