План работы школьного краеведческого музея на 2016-2017 учебный год


План
историко-краеведческой работы со школьной аудиторией в МОУ «СОШ с. Багаевка Саратовского района» в 2015-2016 учебном году.

Цель:
1. Развитие интереса школьников к предмету истории и истории Саратовского края;
2. Развитие у детей любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье;

3.Воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Задачи:
1.В области внутришкольной работы: организация музейных часов, уроков интеллектуальных игр, викторин, использование материалов музея на уроках как ресурса образовательного пространства.
2.В сфере внешкольной работы: организация экскурсий, поисковой работы по пополнению фондов музея, охрана памятников истории и культуры; участие в мероприятиях юных краеведов. 
3. Проведение выставок материалов фондов музея; подготовки экскурсоводов; разработка и оформление новых экспозиций;
4. Развитие интеллектуальных, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы по историко-краеведческой тематике,
5. Участие в конкурсах разного уровня.
.

М Е Р О П Р И Я Т И Я
Участники,
ответственные Сроки проведения
Работа по направлениям в течение всего учебного периода со школьной аудиторией:
I. Участие музея в учебно-воспитательной, культурно-просветительной работе:
Работа музея, посвящается изучению героических страниц нашего Отечества и Саратовского края:
Социально-значимый проект школы «С любовью к России»
1.Экскурсии в музей:
Обзорная лекция по музею.
Новая презентация истории села Багаевка.
Наш Герой Советского Союза – Котлов Н.В.
Медиалекция: Использование материалов электронного архива on-line по изучаемымпериодам истории России и Саратовского края
Медиалекции «История создания школьного музея»,
«Музей хранитель памяти»
«Хранительница домашнего очага»
2. Работа экспозиции школьного музея «Гордимся Вами , земляки»»
3.Проведение информационных встреч :775 лет со дня победы в Невской битве
635 лет со дня победы на Куликовом поле
«Славные сыны Отечества и земли Саратовской»:
665 лет со дня рождения Д.Донског285 лет со дня рождения А.В.Суворов120 лет со дня рождения К.Г.Жукова22.06.1941 - 23.07.1941 Героическая оборона Брестской крепости к 75-летию
30.09.1941 - 04.12.1941 Битва за Москву к 75-летию
08.09.1941 - 27.01.1944 Битва за Ленинград к 75-летию начала
08.05.1945 Капитуляция фашистской Германией 70-летию
4.Информационный марафон с показом сюжетов ВОВ с использованием медиатеки «От Кремля до Берлина»
5.Информационный час
08.08.1945 - 02.09.1945 Маньчжурская операция
«Нюрнбергский процесс- суд над преступниками века!
6Лица Победы»: рассказы о ветеранах-земляках, участниках событий ВОВ(информационные встречи и музейные часы)
7. Организовать конкурс экскурсоводов школьного музея среди учащихся 7-11 классов.
8.Уроки Мужества: «Вечно живые». Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла.
9Музейный урок (урок творчества) Встреча с поэтессой: В.Капцевой10.Принять участие в областной патриотической акции Вахта Памяти: «Поклонимся великим тем годам»
11. Митинг памяти
12.Поддержать патриотическую акцию «Поздравление ветерану» и «Ветеран живет рядом»
Завершить проект презентацией творческих работ- участников данного школьного проекта
II. Поисковая работа:
Обновить Совет музея, методически его обеспечить.
Продолжить изучение методики собирательной работы;
Активизировать работу по созданию архивов устной истории Саратовского края; познакомить учащихся с Положениями, мероприятий и конкурсов, проводимых Федеральным центром детского туризма и краеведения.
Продолжить работу по собиранию материалов об обычаях, традициях, праздниках Саратовского края, в том числе района и с. Багаевка.
Совершенствование поисково-исследовательской деятельности.
Принять участие в Проекте президента РФ «Развитие поискового движения в Саратовской области» , а также областном конкурсе краеведческих работ обучающихся «Саратовский край в истории России», «Человек в истории. Россия 20 век.»,
III. Проектно-исследовательская работа школьной аудитории.
Подготовить проектную исследовательскую работу «Музейный экспонат» на конкурс Вернадского
Принять участие во VII Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия в 20 веке»
Объектом исследования может быть :А.Местность разного пространственного масштаба (деревня, усадьба, фабрика, учебное, лечебное заведение;)Б.История жизни жителей, своих родных и близких;
В.Экспонаты музея
Продолжение работы по изучению истории Саратовского края по книгам: История Саратовского Поволжья «Связаны одной судьбой», «Судьба моя –Саратовский район», «Памятные места Саратовской области», «Очерки истории Саратовского Поволжья», «Страницы летописи Саратова», «Город Волжской судьбы», «Годы и люди», «Саратов купеческий» , «Пароход на Волге», «Века и камни», энциклопедия Саратовского края и др.
Использование на уроках истории , обществознания и внеклассной работе материалов по социально-экономическому развитию области, района, села.
IV.Пропагандистская работа:
Учеба актива школьного музея по теме «Поисково-исследовательская работа школьного музея»
а) обновить обзорную лекцию по музею, подготовить, изучить и довести до учащихся материалы по тематическим разделам музейной работы
б) подготовить, изучить и довести до школьной аудитории материалоы раздела I
в)Принять участие в научно-практической конференции школьных музеев
Работа медиалектория «И мы в историю заглядываем снова»

День прав человека
18 мая – Всемирный День музея. «Наш школьный музей – хранитель памяти народной» - обзорная лекция на школьной планерке
Использование краеведческого материала на уроках гуманитарного цикла.
V.Фондовая. Хранителю музея:
а) продолжить ведение книги учета историко-краеведческого материала школьного музея;
б) комплектование и оформление тематических папок по музею; работа с фондами.
в) ведение картотеки устных исторических источников.
Оформление выставок, новых экспозиций, составление картотеки.
VI. ИКТ в работе школьного музея:
Работа медиатеки «От Кремля до Берлина»
1.Интернет как источник информации по истории Саратовского края (сайты, форумы иПоиск в сети Интернет фрагментов кинохроники, фотографий, песен, плакатов.
Продолжить работу по созданию медиалектория.
Компьютерная обработка массивов информации.
Исследовательская проектная работа с использованием Интернет ресурсов.
Создание базы данных хранящихся исторических документов.
Создание презентаций по результатам поисковой работы
2. Информацию о работе музея размещать на сайте школы и сайте учителя истории Нероновой Т.М.
3. Организовать экскурсии в музеи города Саратова и школьных музеев Саратовского района.
Посещение «Виртуального филиала Русского музея» (Саратовский региональный ресурсный центр СГСЭУ)
4. Освещение работы музея на школьном сайте.
1-11 кл.
актив музея, руководитель музея
1-11кл., актив музея
хранитель музея,
руководитель Неронова Т.М.
лекторская гр.
кл. рук.
Актив музея
лекторская гр.
руководитель Неронова Т.М.
Руководитель музея,
Актив музея, Кл. руководители
актив музея.


8-11 кл.
5-11кл
5-11 кл.
5-11
7-11 кл.
8-11
1-11
5-11
.
5-11
Руководитель музея,
Актив музея,
Руководит.
музея
Руководит.
музея
10-11
5-11 клУчитель истории,
Руков. музея
Актив музея
Актив музея
Руков. музея
Руков. музея
Актив музея
Хранитель музея,
Руков. музея
Актив музея
Совет музея
Руков. музея
Весь период
Весь период
сентябрь-май
весь период

весь период
декабрь
октябрь
декабрь
январь
май
весь период
сентябрь- май
сентябрь-май
весь период
февраль
Февраль-май
март
Май
Февраль-май
апрель
весь период
сентябрь-октябрь
сентябрь-январь
Весь период
10 декабря
18 мая
сентябрь-май
До января
До января
Весь период
Весь период
Весь период
Весь период
10 декабря
18 мая
Весь период
Весь период
Весь период
Руководитель школьного музея: Неронова Т.М.