Анализ работы школьного музея Поиск за 2015-2016 учебный год

Анализ деятельности
школьного историко-краеведческого музея «Поиск»
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1»
за 2014-2015 учебный год.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга.
Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Деятельность школьного музея за отчетный период велась в соответствии с планом работы на 2014-2015 учебный год и широким внедрением новых информационных технологий. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. Наш музей – это история жизни школы, города, тесно связанная с жизнью Родины.
Цель: Основной целью работы музея является расширение образовательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств школьника, приобщение к культуре своего народа, духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
Задачи на 2014-2015 уч. год:
1. Создавать условия для активизации исследовательской работы обучающихся, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2. Внедрение компьютерных технологий в работу школьного музея.
3. Привлечение обучающихся и родителей к работе школьного музея.
Направление школьного музея «Поиск» - краеведческий.
Общий фонд музея делится на 2 основные части:
1. Демонстрационная часть фонда, к которой относятся экспонаты, находящиеся на стендах, витринах и альбомах.
2. Скрытая часть состоит:
а) экспонаты, обслуживающие уроки;
б) запасная часть, служащая для пополнения и замены.
Музей работает как самоуправленческая организация, имеющая свой Совет музея, в состав которого входят обучающиеся 7-9 классов. Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, экскурсии и беседы в музее, проведение классных часов и бесед патриотической направленности. Планирование и осуществление краеведческой работы строится в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы. Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа ведется по следующим видам деятельности: поисково-собирательская, организационно-массовая. Собирательская работа ведётся целенаправленно при переоформлении старых экспозиций и создании новых. Все экспонаты учтены, хранятся в хорошем виде и соответствующем профилю музея.
Школьный музей выполняет следующие функции:
поисковая работа с обучающимися;
методическая работа с педагогическим коллективом.
организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия обучающихся, учителей и родителей.
Поисковая работа с обучающимися – это поисковые задания для классов в виде направления поиска, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы и обучающихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, обществознания. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея. Музей поддерживает связь с Музеем истории города, а так же общественными организациями. Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях.
Целевые установки школьного музея:
сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа;
воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны;
развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры;
создание оптимальных условий для учителей и обучающихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
развитие навыков работать в группе, оценивать результаты своей работы;
укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой край, за свою Отчизну.
Работа в школьном музее велась согласно следующих принципов:
постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
проведение учебно-краеведческого поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, встреч.
помощь руководителю музея, Совету музея со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;
связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Деятельность музея:
Основные формы и методы деятельности:
экскурсии, встречи, круглый стол, экспозиции, совместная деятельность педагогов со школьниками, по сбору музейных предметов;
работа с краеведческими, литературными информационными.
Внедрение новых информационных технологий (ИКТ) нашло отражение в нескольких направлениях работы школьного музея:
в практике музейной работы за истёкший период продолжена работа по созданию различной видеопродукции с использованием ИКТ.
в практике музейной работы продолжена работа по накоплению компьютерных презентаций в программе Microsoft Office Power Point.
Просветительская деятельность музея включает в себя:
1.Встречи со знаменитыми и интересными людьми, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
2.Публикации в СМИ заметок о музее.
3.Использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы.
Экскурсионная работа заключалась в:
подготовке экскурсоводов из состава обучающихся школы;
проведение экскурсий в музее.
Выводы:
1.Утвержденный план работы школьного музея выполнен в полном объёме.
2.Музей школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Анализ проделанной работы за 2014-2015 учебный год показывает, что школьный музей в соответствии с концепцией своего развития осуществлял многообразную деятельность. Вся работа была направлена на воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к историческому прошлому России, родному городу, уважения к памяти о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны, на выявление и реализацию творческого и интеллектуального потенциалов обучающихся, на осуществление тесной связи с ветеранами войны и тружениками тыла.
Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьного музея – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. Школьный музей совместно с классными руководителями и учителями- предметниками будет продолжать свою работу по изучению истории родного края, славного пути российской армии, освещать героические страницы России, остающиеся за рамками школьного курса.
Рекомендации:
1.Использовать для повышения эффективности работы школьного музея новые информационные технологии.
2.Активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьного музея в новом учебном 2015-2016 году.
3. Активизировать работу Совета школьного музея, заинтересовать обучающихся музейной деятельностью по разным направлениям.
4.Спланировать активные формы работы с жителями города и района по дарению музейных предметов.
5. Активизировать работу по пополнению фондов музея.
6.Активизировать работу по накоплению материала о преподавателях нашей школы, привлекать обучающихся школы, их родителей (бывших выпускников школы).


Руководитель музея: Колесникова Т.Н.
15