Рабочая программа факультативного курса «Подвижные игры» в 4 классе


Рабочая программа факультативного курса
«Подвижные игры» в 4 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Игра – это исторически сложившийся аспект деятельности.
Подвижные игры - важнейшее средство и метод физического воспитания детей, особенно начальных классов. Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает друзей и одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на этапе начального освоения физических упражнений. В связи с этим мною разработана программа факультатива «Подвижные игры» для учащихся 2-4 классов, рассчитанная на 3 года обучения.
В начальных классах бывает иногда нелегко научить детей младшего возраста технике выполнения того или иного упражнения, элемента. А неоднократное повторение игровых действий помогает учащимся легче перестраиваться при изменении техники движения, экономно их выполнять в различных ситуациях.
Подвижные игры способствую развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни и трудовой деятельности.
Подвижные игры не требуют длительной подготовки, специальной тренировки участников, поэтому могут с успехом применяться во внеклассной и во внешкольной физкультурно-оздоровительной работе – на праздниках и спортивных вечерах, на спортивных площадках в лагерях отдыха, на больших переменах, на дворовых площадках, во время прогулок, в детских парках, во время Дней здоровья.
Факультатив «Подвижные игры» в 4 классе рассчитан на 1 час в неделю – 34 часа в год.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья школьников
Задачи:
развивать умственные и физические усилия;
пополнять знания об окружающем мире;
развивать мышление, смекалку, ловкость;
воспитывать ценные морально-волевые качества;
развивать интеллект, фантазию и воображение;
формировать социальные качества личности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Факультатив «Подвижные игры» проводится преимущественно на открытом воздухе. Основным его содержанием являются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, направленные на снятие умственного и физического утомления, воспитание основных физических качеств.
Содержание программы 3 года обучения.
1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Понимание ответственности каждого за свое здоровье. Правильное дыхание при длительных физических нагрузках. Значение и важность регулярных физических нагрузок. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: пришкольная спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Знание людей и мест, где могут оказать необходимую помощь.
3. Подвижные игры:
ходьба, бег – “Мышеловка”, “Мы – веселые ребята”, “Поезд”;
равновесие - “Переправа”, “Через ручей”, “Повернись – не упади”;
лазанье – “Ловля обезьян”, “Медведь и пчелы”, “Раки”, “Смелые верхолазы”, “Кто скорей через обручи к флажку”;
прыжки – “Кто лучше прыгнет”, “Лиса и куры”, “Зайцы в огороде”, эстафеты с прыжками;
метание – “Передача мячей”, “Кто дольше не уронит”, “По наземной мишени”, “Сбей булаву”, “Вертикальная мишень”, “Переброска мячей”.
эстафеты по методу круговой тренировки, “Быстро в круг”, “Слушай командира”, “Слушай сигнал”.
“Быстрая передача”, “Мяч - ловцу”, “Мяч в корзину”, эстафеты с мячом.
“Точный пас”, “Борьба за мяч”, “Кто точнее”, “Навстречу через сетку”, эстафеты с мячом.
“Порази цель”, “Послушный мяч”, “Кто больше”, “Мяч в ворота”, эстафеты с мячом.
Ожидаемые результаты программы.
Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровью, воспитанию и развитию личности.
Формирование гармонически развитой личности, обладающей высоким уровнем резерва здоровья.
Развитие физических, социальных способностей.
Создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни на основе учебной деятельности и педагогического контроля.
Выработка у учащихся должны формы поведения, помогающей избежать опасностей для жизни и здоровья.
Создание познавательно–развивающей учебной деятельности учащихся на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов.
Тематическое планирование 4 класс
№ Содержание Количество часов форма
контроля Дата проведения
всего теория практика По плану По факту
1
2 ОРУ. Подвижные игры: «Охотник и собака», «Космонавты», «К своим флажкам». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 7.09 14.09 3
4 ОРУ. Подвижные игры «Шишки. Желуди. Орехи», «Поймай дракона за хвост». 2 ч. 1,5 текущий 21.09 28.09 5
6 Ходьба. Подвижная игра «Хромой цыпленок», «Человек, ружье, тигр». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 5.10 12.10 7
8 Бег. Игры с бегом «Пятнашки», «Вызов номеров», «Команда быстроногих». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 19.10 26.10 9
10 Бег. Игры «Паровозики», «Пятнашки маршем», «Невод». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 2.11 9.11 11
12 Прыжки. Подвижные игры с элементами прыжков: «Прыгающие воробушки», «Лиса и куры», «Резиночка». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 23.11 30.11 13
14 Прыжки. Подвижная игра с элементами прыжков: «Кузнечики», «Прыгуны и пятнашки». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 7.12 14.12 15
16 Метание мяча. Подвижные игры с элементами метаний «Защита укрепления», «Кто дальше бросит». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 21.12 11.01 17
18
Метание мяча. Подвижные игры с элементами метаний «Снайперы», «Подвижная цель». 2 ч. 2 текущий 18.01 25.01 19
20 Катание и спуски с гор на лыжах, санках. Игры: « Снеговик», «Лыжные гонки». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 1.02 8.02 21
22 Игры на снегу: «Веселая лыжня», «Крепость». 2 ч. 2 текущий 22.02 1.03 23
24 Упражнения с мячами, скакалками. Игры: «Лови – не лови», «Играй, играй, мяч не теряй», «Кто больше». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 8.03 15.03 25
26 Игры: «Школа мяча», «Ловец с мячом», «Мяч капитану» 2 ч. 2 текущий 22.03 29.03 27
28 Подвижные игры: «Займи свободный кружок», «Круговая лапта». 2 ч. 2 текущий 12.04 19.04 29
30 Бег. Подвижные игры с элементами бега: «Охрана сокровища», «Лапта». 2 ч. 0,5 1,5 текущий 26.04 3.05 31
32 Прыжки и бег. Подвижные игры с элементами прыжков и бега: «Чехарда», «Третий лишний». 2 ч. 0,5 2 текущий 10.05 17.05 33
34 Подвижные игры «Перебежки», «Метательная лапта». Итоговое занятие. 2 ч. 1 текущий 24.04 31.05 Итого: 34 ч. 5,5 28,5 Литература.
«Спортивные и подвижные игры в школе», тучин В.Е., Колчева В.В., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Белоглазова А.В., Волгоград, 1988.
«Спортивные и подвижные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1984.
«Спортивные игры», под редакцией Ю. И. Портных, М: «Физкультура и спорт», 1975.
Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. “Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”
Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М: “Просвещение”, 2005 год.