Программа элективного курса Русские народные подвижные игры 2 класс

Программа элективного курса "Русские народные подвижные игры "

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с приказом МОН РФ «О ВВЕДЕНИИ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» от 30.08.2010 №889 и на основании учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2011-2012 учебный год, утверждённого приказом директора от 23 августа 2011 года №03-132.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений. Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре.
Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
Учитываются:
Культурно-исторические и национально-родовые традиции региона, его климатические и географические условия;
Состояние здоровья обучающихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта;
Целью программы является принятие здорового образа жизни через освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры.
Программа предусматривает решение следующих задач:
обучающих:
овладение умениями и навыками научного фольклорного и этнографического исследования;
подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;
приобщение обучающихся к самостоятельной деятельности;
формирование у учащихся необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ
развивающих:
сохранение и укрепление здоровья учащихся;
повышение двигательной активности, уменьшение утомляемости;
привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры.
воспитательных:
создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;
освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся от 8 до 9 лет.
Формы и режим занятий
Основными формами занятий являются организация народных игр на улице (при погоде, соответствующей СанПиН) или в спортивном зале (при плохой погоде), а также теоретические и практические занятия в классе. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
При реализации программы обучающиеся будут:
знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
знать о значении подвижных игр для их здоровья;
знать особенности традиционных календарных праздников;
знать и уметь играть в народные игры, соблюдая правила;
владеть спортивным инвентарём: мячами, скакалками;
принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
опросов по изучаемым темам;
фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;

Формы подведения итогов реализации программы.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников.

Методическое обеспечение. Приёмы и методы\
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение нового материала;
наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой (85-90% учебного времени)и учебной (10-15% учебного времени).
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор.
Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.
Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
настольные игры;
игровой инвентарь для проведения народных игр;
образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России;
художественные альбомы и пособия по народной культуре.
Формы подведения итогов
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
умение собирать и записывать игры,












Тематический план
2 класс
Русские народные игры

п/п
Тема занятий
Цели занятий
Виды учебной деятельности
Материалы,
средства

1
Вводное занятие (инструктаж)
Провести инструктаж с учащимися; объяснить правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; рассказать о режиме дня и личной гигиене, значении физических упражнений для здоровья человека
Вводный инструктаж, беседа
Инструкции

2
История возникновения русских народных игр
Познакомить с историей возникновения русских народных игр; с картиной И.Сурикова «Взятие снежного городка»; выявить значение русских народных игр
Беседа, диалог, рассматривание и обсуждение картины
Картина И.Сурикова «Взятие снежного городка»

3
Русская народная игра «Третий лишний»
Учить правила русской народной игры
«Третий лишний»
Разучивание правил; подвижная игра


4
Русская народная игра
«Верёвочка»
Учить правила русской народной игры
«Верёвочка»

Разучивание правил; подвижная игра
Верёвка

5
Русские народные игры «Третий лишний» и «Верёвочка»

Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно
Подвижные игры
Верёвка

6
Русская народная игра
«Два Мороза»
Учить правила русской народной игры «Два Мороза»; слова к игре

Разучивание правил; подвижная игра
Атрибуты к игре

7
Русская народная игра
«Гуси-лебеди»

Учить правила русской народной игры «Гуси-лебеди»

Разучивание правил; подвижная игра
Оборудование к игре

8
Русские народные игры «Два Мороза» и «Гуси-лебеди»

Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно
Подвижные игры


9
Русская народная игра
«Море волнуется»
Учить правила русской народной игры «Море волнуется»
Разучивание правил; подвижная игра в помещении


10
Русская народная игра
«Волки и овцы»
Учить правила русской народной игры «Волки и овцы»
Разучивание правил; подвижная игра


11
Русские народные игры «Море волнуется» и «Волки и овцы»
Закрепить правила в изученных играх; учить играть самостоятельно
Подвижные игры


12
Русская народная игра
«Хромая лиса»
Учить правила русской народной игры «Хромая лиса»
Подвижная игра


13
Русская народная игра
«Медведь и вожак»
Учить правила русской народной игры
«Медведь и вожак»
Подвижная игра
Верёвка

14
Русские народные игры «Хромая лиса» и «Медведь и вожак»
Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила
Подвижные игры
Верёвка

15
Славянская игра «Водяной»
Учить правила русской народной игры «Водяной»

Подвижная игра


16
Славянская игра «Дедушка-рожок»
Учить правила славянской игры
«Дедушка-рожок»
Подвижная игра


17
Славянские игры «Дедушка-рожок», «Водяной»
Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила
Подвижные игры


18
Мои любимые игры. Игры по выбору
Закрепить правила в изученных играх. Выявить знания о понравившихся играх
Подвижные игры


19
Русская народная игра
«Бояре»

Учить правила русской народной игры «Бояре»;
Слова к игре

Подвижная игра


20
Русская народная игра
«Невод»

Учить правила русской народной игры «Невод»

Подвижная игра


21
Русские народные игры «Бояре»,
«Невод»


Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила
Подвижные игры


22
Русская народная игра «Птицелов»

Учить правила русской народной игры «Птицелов»
Подвижная игра


23
Русская народная игра
«Жмурки»

Учить правила русской народной игры «Жмурки»

Подвижная игра


24
Русские народные игры «Птицелов»
и «Жмурки»

Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила
Подвижные игры


25
Русская народная игра «Фанты»

Учить правила русской народной игры «Фанты», слова к игре

Подвижная игра в помещении


26
Русская народная игра «Молчанка»

Учить правила русской народной игры «Молчанка», слова к игре
Игра в помещении


27
Русские народные игры «Молчанка» и «Фанты»

Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила
Игры в помещении


28
Русская народная игра
«Воробушки»

Учить правила русской народной игры «Воробушки», слова к игре

Подвижная игра


29
Русская народная игра
«Лягушки в болоте»

Учить правила русской народной игры «Лягушки в болоте», слова к игре

Подвижная игра


30
Русские народные игры «Воробушки»
и «Лягушки в болоте»

Закрепить правила в изученных играх. Учить играть самостоятельно, соблюдая правила
Подвижная игра в помещении


31
Русская народная игра «Мячик к верху»

Учить правила русской народной игры «Мячик к верху»

Подвижная игра


32
Русская народная игра
«Лиса и куры»

Учить правила русской народной игры «Лиса и куры»

Подвижная игра


33-34
Мои любимые игры. Игры по выбору.
Закрепить правила игр. Выявить знания о понравившихся играх
Подвижные игры

















МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу "Русские народные подвижные игры
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


СОСТАВИТЕЛИ:
Хмелевская О.В., учитель начальных классов
Соколова Ю.С., учитель начальных классов
Яньшина Е.Н., учитель начальных классов




2011 год


НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Уважаемая редакция газеты «Спорт в школе», высылаю вам программу по физической культуре для начальной школы с использованием русских народных игр. Эта публикация – результат моего труда. Я предлагаю такую программу, в которой нашли применение русские народные игры и развлечения как средства народной культуры. Подразумевается, что по окончании начальной школы учащийся должен обладать определенной суммой знаний по культурно-историческому наследию русского народа. А также иметь навыки самостоятельной организации и проведения русских народных игр и развлечений вне школы.

Проблема гуманизации системы школьного образования сейчас одна из наиболее острых. Напрямую касается она и школьного предмета «физическая культура». Школьная физическая культура пока слабо ориентирована на ребенка как на личность. В основном она направлена на развитие физиологических систем организма школьников, на их физические кондиции. И в этой своей ориентации она отчуждается от многих культурных потребностей детей и не принимается ими в полном объеме. Между тем передача культурного наследия одного поколения другому и создание новых ценностей при динамичности современной эпохи становятся процессами, соизмеримыми по своим временным масштабам. Но в культурное наследие входят и ценности, которые создавались и осмысливались человечеством веками, а теперь должны быть переданы и усвоены за очень короткий отрезок времени. Поэтому задача школьной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае никоим образом не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования. На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков. Для преодоления этого недостатка в системе физкультурного образования предлагается внедрить русские народные игры и развлечения в программу по физической культуре младших школьников, особенно в сельской местности. Применение элементов русской культуры представляется особенно актуальным потому, что в населении России, отличающемся национальным многообразием, русские доминируют как нация, значительно превосходя по численности остальные народы и народности. В разработанной образовательной программе по физической культуре для сельской начальной школы мы постарались отразить три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности. На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры. Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения. На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении. В основе предлагаемой программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры. В теоретический материал включено изучение истории возникновения русских народных игр, традиций, обычаев и развлечений, знакомство с физическими упражнениями, применяемыми во время народных праздников. Теоретический материал дается непосредственно во время прохождения запланированного учебного материала по разделам программы, а также в блоках по народной культуре. Блоки даются в конце каждой учебной четверти. Практический материал предлагается в виде разделов программы с видовой дифференциацией применяемых русских народных игр, а также в виде блоков. Структура блока включает: русские народные игры, применяемые в течение четверти; игры, которые соответствуют русским народным праздникам в данный временной период; игры, которые применимы на предстоящих каникулах. Блоки русских народных игр даются компактно. Контроль за обучением элементов русской культуры осуществляется в виде контрольных нормативов, которые разработаны в соответствии со спецификой программы. Основываясь на контрольных нормативах, предлагается система оценок учащимся начальной школы. Для реализации программы требуется несложное нестандартное оборудование, которое можно изготовить в условиях сельской школы без больших материальных затрат. Таким образом, программа не требует особых условий для выполнения. Предусматривается решение связанных между собой оздоровительных, образовательных и воспитательных задач:
– возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей; – вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью; – содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; – привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом; – создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр; – подготовка учащихся к выполнению нормативных требований.

Игры, применяемые при прохождении разделов программы
Легкая атлетика: «Считалки»; «Горелки»; «Хоровод»; «Два мороза»; «Салки»; «Дедушка-рожок»; «У медведя во бору»; «Коршун»; «Гуси»; «Стадо»; «Не боимся мы кота»; «Шлепанки»; «Воробьи и вороны»; «Пятнашки» (вар.); «Корзинки»; «Шишки, желуди, орехи»; «12 палочек»; «Скакалка-подсекалка»; «Волк во рву»; «Лапта»; «Бабки»; «Котлы»; «Чижик»; «Платочек-летуночек»; «Ляпка»; «Городок-бегунок»; «Рыбаки»; «Невод»; «Кашевары». Гимнастика: «Считалки»; «Жмурки»; «Заря»; «Игровая»; «Схвати змею за хвост»; «Третий – лишний»; «Змейка»; «Кошки-мышки»; «Бои петухов»; «Чехарда»; «Зайцы и морковь»; «Удочка»; «Голубь»; «Перетягивание в парах»; «Тяни в круг»; «Перетяни за черту»; «Борющаяся цепь»; «Бои на бревне»; «Пустое место»; «Ворон-синица»; «Перетягивание каната»; «Колечко»; «Козел. Баскетбол: «Охотники и утки»; «Лапта»; «Встречный бой»; «Горячий мяч»; «Рыбы, птицы, звери»; «На драку собаку»; «Попади в хвост»; «Пятнашки с мячом». Плавание: «Морское сражение»; «Кто быстрее?»; «Стрела»; «Пятнашки в воде»; «Рыбы и сеть»; «Карлики и великаны»; «Охотники и утки»; «Караси и карпы»; «Окунь в сетке»; «Бои морских коней»; «Караси и щука»; «Вырвись из круга»; «Буксир». Лыжная подготовка: «Два мороза»; «Не уступлю горку»; «Кому на ком»; «Городки»; «Царь горы»; «Солнышко»; «Кто быстрее?»; «Кто дальше?»; «Снежки»; «Катание на санках»; «Цепи-кованы».



Рисунок 1Описание: http://spo.1september.ru/2001/15/1_7.jpg Заголовок 1 Заголовок 315