Методическая статья Организация единой информационно-образовательной среды в целях подготовки к итоговому сочинению (изложению).


Организация единой информационно-образовательной среды
в целях подготовки к итоговому сочинению (изложению).
(Из опыта сельской школы).
Современная система российского образования находится в стадии модернизации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», наряду с сохранением прежних приоритетов среднего полного образования, определила следующие тенденции его дальнейшего развития: от репродукции знаний к их продуктивному использования в зависимости от решаемых задач; от механического звучания к учению как процессу интеллектуального развития; от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года предложил ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников. Результаты итогового сочинения по литературе будут учитываться при поступлении в ВУЗы.
Инициатива президента вызвала положительные отклики у российской общественности, так как потребность подготовки учащихся к написанию сочинения «заставит» подрастающее поколение читать художественную литературу. Последнее, несомненно, способствует повышению уровня грамотности учащихся, развитию связной речи и формированию способности высказывать собственное мнение.
Но готова ли современная школа, в особенности сельская, к таким инновациям? Способны ли педагоги, учащиеся и их родители в короткие сроки адаптироваться к этому дополнительному экзамену, от которого зависит будущее выпускника?
В поиске ответов на эти вопросы было установлено, что в нашей школе сформирована неэффективная система по выявлению, развитию и презентации интеллектуально-творческого потенциала учащихся в рамках подготовки к итоговому сочинению. К определяющим факторам мы отнесли предпочтение педагогами традиционного подхода в образовании и воспитании школьников; отсутствие системного подхода в деятельности по подготовке выпускников к итоговому сочинению (изложению); низкая мотивация учащихся к интеллектуально-творческой деятельности.
Возникла острая необходимость в преддверии итогового сочинения разработать общешкольный образовательный проект, который в ближайшее время позволит интегрировать имеющиеся методические и психолого-педагогические способности членов школьного коллектива, родителей, общественности посёлка.
Целью разработанного практико-ориентированного проекта стало создание современной эффективной системы работы по выявлению, развитию и презентации интеллектуально-творческого потенциала учащихся в рамках подготовки выпускников к итоговому сочинению. Данный проект реализовывается в течение этого учебного года, хотя, несомненно, у него есть перспективы.
Первым и наиважнейшим этапом проектной деятельности стала диагностика интересов участников проекта, анкетирование учащихся (выявление уровня читательской активности и литературного кругозора), первичные мониторинги качества знаний.
Организационно – подготовительный этап позволил обозначить перечень мероприятий, необходимых для реализации в текущем учебном году, причём рассчитанных на специфику контингента участников проекта.
К мероприятиям для педагогов были отнесены психологические тренинги (с приглашением квалифицированного психолога), мотивирующие учителей на креативность в работе, поиск новых путей решения существующих проблем; семинары по проблемам эрудиции учащихся в рамках инновационной творческой лаборатории «Эрудит», мастер-классы уроков и внеклассных мероприятий на тему «Готовимся к ЕГЭ», аттестация педагогов и курсовая переподготовка, отвечающая тематике «Итоговое сочинение по литературе», организация единого информационного пространства (пополнение библиотечных фондов и медиатеки).
Результативная методическая и психологическая деятельность активизировала педагогический коллектив школы, а эффективное партнёрское взаимодействие с организациями, составляющими инфраструктуру посёлка, позволило привлечь материальные ресурсы.
Педагогами школы в целях реализации проекта были запланированы и проведены следующие мероприятия: разработка классного проекта «Алгоритм работы над сочинением» (10 – 11 класс, 10 уч-ся), посещение музеев и исторических мест (Куликово поле, Константиново, Ясная поляна, историко-литературные музеи г. Рязани); участие в виртуальных экскурсиях, посвящённых жизни и творчеству классиков отечественной литературы, проведение тематических вечеров, литературных гостиных, посвящённых творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, организация дебатов по сюжетам литературных произведений (10 – 11 классы), написание пробных итоговых сочинений. Неотъемлемой частью этой деятельности стали психологические тренинги «У меня всё получится!», проводимые членами администрации.
С родителями учащихся проводилась интенсивная информационно-разъяснительная работа, занятия родительского всеобуча «Библиотерапия», мотивирующие к совместному семейному чтению, постоянная психолого-педагогическая поддержка.
В целом реализация данного проекта позволила выявить степень психологической готовности педагогов, учащихся и их родителей к участию в итоговом сочинении (изложении) на ранней стадии через комплекс социальных, образовательных, профилактических и медико-психологических мероприятий.
Ожидаемым результатом реализации проекта стала психологическая и учебная готовность выпускников к написанию итогового сочинения: все темы, представленные на итоговом сочинении, были охвачены учащимися, иллюстративный материал, привлечённый ими, уместен и аргументирован, рассуждения и выводы интересны, оригинальны и достаточно глубоки.
Написание итогового сочинения выявило не только сильные, но и слабые стороны проекты: необходимость включить в организационно-подготовительный этап мероприятий по развитию грамматической и речевой грамотности, умений работать со справочной литературой.
Известный русский критик В. Г. Белинский писал, что вся жизнь человека «есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».
Задача школы – создание реальных условий для развития и формирования личности учащегося, способной реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим и национальным идеалам.