Статья Создание Единой информационно-образовательной среды в Колледже

СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НОВОУРЕНГОЙСКОМ МНОГОПРОФИЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ
Северьянова Лариса Александровна
Преподаватель, высшая квалификационная категория
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждения
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Новоуренгойский многопрофильный колледж»
г. Новый Уренгой
Аннотация. В статье рассмотрено создание ЕИОС в образовательном учреждении для обеспечения качества результата профессионального и дополнительного образования, в соответствии с требованиями проф. стандартов. Предложены изменения штатного расписания, мероприятия реализации направления Программы развития колледжа, предполагаемые эффекты и индикаторы.
Ключевые слова: единая информационно-образовательная среда, Программа развития, индикаторы.

Согласно “Концепции модели Новоуренгойского многопрофильного колледжа как «умного колледж»” была разработана педагогическим коллективом Программа развития ГБПОУ ЯНАО «НУРМК». В Программе было раскрыто понятие «умного колледжа», что позволило определить 7 направлений развития образовательного учреждения. Одно из направлений «Единая информационно-образовательная среда» (далее ЕИОС), которое и разрабатывал автор статьи.
Цель создания ЕИОС: сформировать автоматизированную систему управленческих и образовательных процессов для повышения качества учебной, управленческой, финансово-хозяйственной деятельности колледжа.
Работа над данным направлением потребовала уточнения понятий «электронное обучение», «дистанционная образовательная технология», «электронная библиотека» с учетом возможностей и потребностей образовательного учреждения. Итак, создаваемая ЕИОС колледжа должна быть: безопасна, удобна, интегрирована, обеспечивать согласованность и синхронизацию с другими информационными системами и базами данных, адаптироваться к потребностям и уровню каждого участника образовательного процесса.
Каждому пользователю будет предоставлен интерактивный доступ к информационным ресурсам вне зависимости от его территориальной удаленности через систему «личных кабинетов» с возможностью выбора: стационарный вариант подключения или использование мобильных устройств.
Одним из структурных элементов будет электронная библиотека: накопление и реализация в образовательном процессе разнородного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line.
Разработка направления Программы развития колледжа выявила необходимость изменения штатного расписания, в части введения новых должностей: зам. директора по информатизации и новым технологиям (руководство Центром информационных технологий), инженер-администратор (функционирование и администрирование ЕИОС), инженер-программист (обеспечение взаимодействия между различными программными продуктами, поддержка функционирования информационного портала), инженер-электронщик (техническое поддержка локальных сетей, в том числе Wi-Fi, ведение единой базы данных), инженер по ремонту (обслуживание технических средств ЕИОС).
Определены мероприятия реализации направления Программы развития:
1. 2015-2016 гг.: Разработка модели функционирования Электронный колледж.
Разработка соответствующих положений. Определение компонентов ЕИОС. Заключение контрактов с фирмами с учетом технологий.
2. 2016-2018 гг.: Создание и апробация отдельных элементов структурной модели функционирования электронного колледжа.
3. 2019 г.: Мониторинг результатов апробации модели функционирования, корректировка информационных процессов ЕИОС.
4. 2019-2020 гг. Разработка образовательного контента в соответствии с разработанными стандартами (требования) УМК, ЭОР. Переход на полную автоматизацию документооборота без дублирования на бумажных носителях. Взаимодействие со всеми структурными подразделения колледжа. Обеспечение доступности образования за счет применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Эффекты создания ЕИОС колледжа:
Для колледжа: оперативное представление точных, надежных, прозрачных данных; оперативный доступ к информации, сопровождающей образовательный процесс; сокращение временных затрат на принятие решения руководителями структурных подразделений; повышение рейтинга колледжа на рынке образовательных услуг.
Для педагогического персонала: получение оперативной информации об образовательном процессе, в котором участвует отдельно взятый педагог; сокращение временных затрат на планирование собственной педагогической деятельности; возможность использования электронной библиотеки колледжа.
Для студентов: получение оперативной информации о собственной деятельности, о возможности получения дополнительной подготовки в колледже, возможность использования электронной библиотеки колледжа.
Для работодателей: оперативное представление точных, надежных, прозрачных данных о результатах подготовки специалистов.
Для контроля были определены измеряемые показатели направления Программы развития колледжа:
- доля студентов, которым предоставлена возможность обучаться по индивидуальным траекториям, в общей численности студентов;
- доля студентов получивших возможность обучаться по дополнительным программам (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) профессиональной подготовки, в общей численности студентов;
- доля родителей (опекунов, законных представителей), имеющих возможность оперативно получать информацию об успеваемости своих детей.

Список литературы:
1. Концепция модели Новоуренгойского многопрофильного колледжа как «умного колледжа» – Коллегия Департамента образования ЯНАО, 03.12.2014 г.