Адаптированная основная общеобразовательная программа на 2014-2020 гг.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛИМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЯСНОГОРСКОГО РАЙОНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО
на заседании педсовета
Протокол № 5 от 24 мая 2014 года УТВЕРЖДЕНА
Директор МОУ «Климовская ООШ»
_____________ Г.А.КотоваПриказ № от


Адаптированная основная общеобразовательная программа
на 2014-2020 гг.
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья вобразовательном пространстве ОУ
 
село Климовское2014 год
Содержание
 
Краткая аннотация программы……………………………………………..3
Постановка проблемы……………………………………………………5
Цель и задачи программы……………………………………………………7
Стратегия достижения поставленной цели……………………………..7
Механизм реализации программы…………………………………………..8
План мероприятий по реализации программы…………………………….11
Ожидаемые результаты…………………………………………………17
Оценка результатов………………………………………………………17
Дальнейшее развитие программы…………………………………………..17
  
Краткая аннотация программы
Ценность человека не зависит
от его способностей и достижений
 
В настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Программа «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ОУ» предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
В тоже время реализация программы будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.
Цель программы: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.
Задачи:
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентости педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
Реализация программы рассчитана на 2014-2020 гг. с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации программы на каждом этапе.
Основная работа по реализации программы осуществляется администрацией образовательного учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками. Участниками программы являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители и педагоги.
Анализируя деятельность МОУ «Климовская ООШ» за последние три года, можно выделить следующие ресурсы, позволяющие осуществлять обучение, развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья условиях ОУ:
особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах;
обеспечение равных возможностей детям для самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности;
система внутришкольного контроля, позволяющая анализировать, корректировать и осуществлять методическое руководство образовательным процессом;
создание системы просвещения родителей.
В качестве результатов программной деятельности образовательного учреждения предполагаются:
разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы
создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
повышение профессионального уровня и компетентности педагогов области инклюзивного образования;
повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;
разработка серии научно-практических семинаров по теме программа.
Практическая значимость данной программы заключается в том, что в результате его осуществления будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы
При этом дети остаются учиться в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.
Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей к участию в программе. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Постановка проблемы.
В современных социально-экономических условиях выпускник образовательного учреждения должен обладать навыками саморазвития, способностью к самореализации, высокой мотивированностью к cозидательной деятельности, активной гражданской позицией.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д.А. Медведевым. «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Это значит, что признание проблемы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на государственном уровне.
Инклюзия понимается и трактуется как благо для всех – и для тех, кто учит этих детей (для педагогов), и для тех, кто учится вместе с ними (для нормативно развивающихся школьников), и для тех, кто воспитывает детей (для их родителей), и как шанс для всего общества – гражданского общества, получающего посредством этого образовательного процесса возможность на практике реализовывать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека, независимо от состояния его здоровья, его пола или расы.
Благодаря этому опыту доказано, что включение особенных детей в общеобразовательную среду дает очевидные эффекты для их собственного развития, обучения, и что важнее всего, для их социализации. Такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будете, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Климовская основная общеобразовательная школа» функционирует с 1975 года. МОУ «КЛИМОВСКАЯ ООШ» осуществляет образовательную деятельность, реализуя общеобразовательные программы начального и основного общего образования, определенную Уставом школы. В школе открыты специальные (коррекционные) классы VII вида. Миссия школы заключается в создании условий для успешной адаптации и социализации обучающихся, их самореализации в обществе.
Выпускник МОУ «КЛИМОВСКАЯ ООШ» — это личность, способная к самоопределению, самореализации в условиях современной жизни.
Цель развития МОУ «КЛИМОВСКАЯ ООШ»: создание новой модели образовательного пространства школы, адаптированной к условиям нашего села, обеспечивающей получение основного общего образования каждому обучающемуся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.
В 2010 году была получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального общего образования (в классах VII вида), основного общего образования (в классах VII вида).
В настоящее время в ОУ обучается инклюзивно 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель и задачи программа
Цель данного программа: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.
Задачи:
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентости педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
Стратегия достижения поставленной цели
 Реализация программы «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ОУ» рассчитана на 6 лет с выделением следующих этапов:
 
Сроки реализации Название этапа и мероприятия по его реализации
2014- 2015 г. Подготовительный. Цель:1.Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. 2.Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе, округе.3.Выстраивание инклюзивных вертикалей, многоуровневой системы повышения квалификации (район, область).
2015 – 2019 г Деятельностный. Цель:1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия внутри инклюзивных вертикалей и инновационных сетей.
2.Апробация и коррекция базового пакета документов инклюзивного образования.
3.Формирование и деятельность программано-исследовательских групп в ОУ по вопросам инклюзивного образования.
4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации программы в ОУ.
2019 – 2020 г Рефлексивный. Цель:1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию.
2.Формирование банков выстраивания инновационных сетей.
 
В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного программа деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы школы.
Механизм реализации программа
1.Организационно-управленческое обеспечение:
создание рабочей группы по разработке программы «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве ОУ»;
создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ОУ;
формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
создание консультативно-справочных стендов по организации инклюзивного образования в ОУ;
приобретение и распространение в ОУ различных изданий по инклюзивному образованию.
 
2.Научно-методическое обеспечение:
организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
мониторинг хода реализации программы (проведение исследований среди учащихся, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки программы);
обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению инклюзивного образования;
проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам инклюзивного образования с привлечением специалистов;
разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам инклюзивного образования;
совершенствование научно-методической базы в ОУ по реализации программы инклюзивного образования;
внедрение в практику работы ОУ новых форм и методов деятельности классного руководителя и учителя-предметника в соответствии с программой инклюзивного образования.
 
3.Психолого-педагогическое обеспечение:
организация работы школьных психолого-педагогических консилиумов с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям;
разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию ОУ и семьи ребёнка с особыми образовательными нуждами;
организация в ОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для учителей и родителей по основам детской и подростковой психологии и проблемным вопросам;
проведение конференции по теме «Актуальные вопросы инклюзивного образования» на базе ОУ с привлечением специалистов;
организация методического сопровождения процесса инклюзивного образования;
организация и проведение мониторинга по проблемам инклюзивного образования в ОУ;
подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам инклюзивного образования;
 
 
4.Взаимодействие ОУ с родительской общественностью:
организация работы Советов по формированию и развитию толерантного отношения к процессам инклюзии;
организация и проведение родительских собраний с отделом социальной защиты населения, психологической службы ОУ, района по вопросам инклюзии;
организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах инклюзивного образования;
уроки права для родителей;
родительский клуб;
организация и проведение в ОУ различных конкурсов среди обучающихся и их родителей по правовым вопросам;
творческие мастерские (родители + дети);
родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве школы.
 
с учащимися ОУ:
внедрение программ воспитания толерантного отношения детей и подростков к детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
организация работы по информированию подростков и их родителей об основах законодательства, о возможностях получения образования детьми с ОВЗ и инвалидами;
организация и проведение в ОУ различных конкурсов среди обучающихся по правовым вопросам.
План мероприятий по реализации программы
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями
в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»
 
Содержание работы Сроки Ответственные Форма представления результата
Организационно-управленческие аспекты 
Уточнение списочного состава учащихся ОУ – дети с ОВЗ, дети-инвалиды Август – сентябрь2014г. Директор,зам. директора по УВР Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Создание рабочей группы по разработке и реализации программа «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ» Сентябрь2014г. Директор Списки учителей, входящих в состав рабочей группы
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации программа по инклюзивному образованию Сентябрь-ноябрь 2014г. Директор Приказы, положения, должностные инструкции
Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации регионального программа Сентябрь 2014г.-июнь 2020г. Зам. директора по УВР Методические рекомендации
Организация обучения сотрудников на базе областного центра ИПК По плану ИПК Директор зам. директора по УВР Практические семинары, посещение занятий согласно плану
Проведение педагогического совета по теме «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ» Январь2015г. Директор зам. директора по УВР Рабочие материалы, методические рекомендации
Контроль за реализацией программа по инклюзивному образованию В течение 2014-2020гг. Зам. директора по УВР Рабочие материалы
Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание доступной среды В течение 2014-2020гг. Директор Оборудование кабинетов, помещений школы
Научно-методическое сопровождение 
Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации программа по инклюзивному образованию Сентябрь-ноябрь 2014г. Директор, представители рабочей группы План работы
Проведение методического совета ОУ по обсуждению программа «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ» Октябрь 2014г. Зам. директора по УВР руководители МО План работы
Консультирование участников реализации программа: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей В течение 2014-2020гг. Директорзам. директора по УВР Групповые и индивидуальные консультации
Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам:·       образовательный стандарт;·       динамика развития учащихся;
·       социализация ребенка;
·       эффективность механизма взаимодействия участников инклюзивного пространства. В течение 2015-2020гг. Директорзам. директора по УВР
классные руководители
учителя-предметники Рабочие материалы, издание методических рекомендаций
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа участников программа по инклюзивному образованию По плану Директорзам. директора по УВР
классные руководители
учителя-предметники Материалы мониторинга
Методический совет школы по теме «Анализ   реализации программа по инклюзивному образованию» 2014-2020 Зам. директора по УВРРуководители МО Материалы мониторинга, методические рекомендации
Психолого-педагогическое сопровождение 
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения программа Сентябрьноябрь 2014г. Учителя-предметники Концепция, план работы психологической службы
Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с учащимися Сентябрь2014г.-февраль 2015г. Учителя-предметники Тесты, программы
Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения:·       диагностика социально-психологической адаптации учащихся;·       диагностика мотивационной сферы учащихся;
·       исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;
·       диагностика сформированности учебных навыков В течение 2014-2020гг. Учителя-предметники Материалы анализа, рабочие материалы
Исследование социальной среды школьников и их семей В течение 2014-2020гг. Кл.рукАнкеты и результаты анкетирования
Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ Ноябрь 2014г.- июнь 2015г. Директорзам. директора по
классные руководители
учителя-предметники Решение психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий В течение 2014-2020гг. Учителя-предметники Диагностика результативности
Организация работы классных руководителей, учителей-предметниковв рамках программа 
Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями, которые включены в программа по инклюзивному образованию Сентябрь –октябрь Директорзам. директора по УВР
куратор начальной школы
классные руководители
учителя-предметники Индивидуальные планы
Проведение диагностики микроклимата ОУ, уровня обученности. В течение 2014-2020гг. Директорзам. директора по УВРучителя-предметники Рабочие материалы
Адаптирование тематических блоков в программе инклюзивных классов В течение года Директорзам. директора по УВРучителя-предметники Материалы уроков
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам В течение года Директорзам. директора по УВРучителя-предметники Рабочие материалы
Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями- предметниками В течение года Директорзам. директора по УВРУчителя-предметники
Куратор по начальной школе Конспекты уроков
Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений В течение года Директорзам. директора по УВРУчителя-предметники
Учителя-предметники Рабочие материалы
Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы В течение года ДиректорЗам. директора по УВРУчителя-предметники Рабочие материалы
Методический анализ результатов и хода осуществления программа по инклюзивному образованию Апрель –май 2014г.- 2020г. ДиректорЗам. директора по УВР
Учителя-предметники
Самоанализ, анализ реализации программа
 
 Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данного программа:
будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
разработана серия научно-практических семинаров по теме программа.