Методическая разработка на тему Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования(Из опыта работы Центра дополнительного образования детей Малая академия наук города Севастополя


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ»









СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методическая разработка
(Из опыта работы ГБОУ
«Центр дополнительного образования детей
«Малая академия наук города Севастополя»)


Автор-составитель:
Александрова Н. П., методист ГБОУ
«Центр дополнительного образования детей
«Малая академия наук города Севастополя»









Севастополь
2017 год

АННОТАЦИЯ
Стержневой проблемой современного общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которые, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды.
Социализация подрастающего поколения - это сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным. Эта адаптация носит не пассивный характер. Это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, во время которого индивид добровольно выстраивает свою роль в обществе, самоактуализируется.
С другой стороны, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования, в иных окружающих человека социальных средах. Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия. Оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Этот процесс непрерывно меняется по своему характеру.
По истине, могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является использование свободного от учебы в общеобразовательных учреждениях времени. Использование психолого-педагогических возможностей творческих объединений учреждений дополнительного образования детей представляет феноменальную педагогическую систему. Именно в таких учреждениях процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения самого ребенка.
Темой своей методической рекомендации автор выбрала «Социализация учащейся молодежи в условиях учреждений дополнительного образования» неслучайно. На протяжении 20 лет она постоянно работает над вопросами социально-педагогической поддержки ребенка в условиях учреждений дополнительного образования (ранее внешкольного образования). Автор принимала участие во Всеукраинских, Международных конференциях, семинарах, конкурсах педагогического мастерства. Ее работы публиковались в материалах этих форумов, а так же в журнале «Горизонты образования» ИПО Севастопольского городского гуманитарного университета.
Автор считает, что эта тема важна на сегодняшний момент, так как о социальной педагогике школы написано много, а область социально - педагогической деятельности учреждений дополнительного образования, в том числе и Малых академий наук, исследована мало.



СОДЕРЖАНИЕ




ВСТУПЛЕНИЕ4
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» КАК СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
I.1. История развития термина «социальная педагогика».6
I.2. Основные понятия социальной педагогики.7
I.3. Этапы социализации ..7
I.4. Функции социализации..8
I.5. Уровни социализации.8
I.6.Стадии социализации9
I.7. Факторы социализации9
I.8. Формы социализации9
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
ГБОУ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
II.1. Характеристика учреждения как микрофактора социализации
учащихся11
II.2. Характеристика участников образовательного процесса12
II.3.Характеристика образовательного пространства учреждения.14
II.4. Особенности работы механизма социализации учащихся во время
организации образовательного процесса учреждения.15
II.5. Методическое сопровождение образовательного процесса
учреждения по социализации учащихся21
ВЫВОДЫ..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.26
ПРИЛОЖЕНИЯ





ВСТУПЛЕНИЕ
В современных условиях социализация ребенка принимает обостренный характер. Ему требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя.
Именно поэтому, появилась потребность введения в педагогику такой деятельности как «социально - педагогическая» и термина «социальная педагогика», направленных на общение с детьми в школах и в учреждениях дополнительного образования.
По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания», «социальная педагогика – это наука о воспитательном влиянии социальной среды».
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации.
Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой; убедиться в своей исключительности, уникальности как человека; быть ответственным за свою жизнь; поступки другого человека принимать без осуждения; поддержать оступившегося в критической ситуации.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь ребенку найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков.
Социальная педагогика - это самостоятельный раздел педагогики, со своими методами социальной и образовательной деятельности.
Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.
Актуальность этой работы заключается в том, что учреждения дополнительного образования страны, в перечень которых входят и Малые академии наук, являются составной частью системы беспрерывного образования подрастающего поколения, определенного Законом Российской Федерации «Об образовании». В нем сказано, что «Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающие способности» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273)
В Концепции развития дополнительного образования детей отмечается что «Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов... Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа Дополнительное образование должно стать подлинным системным интегратором открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».
В соответствии с требованиями всех последних нормативно – правовых документов каждому учреждению дополнительного образования, как мотивирующей образовательной среды, как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающего поколения, необходимо решать ряд задач, связанных с обновлением образовательного процесса через:
- развитие информационно-коммуникационных и инновационных технологий;
- совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий образования детей;
- интеграцию дополнительного и общего среднего образования, направленной на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
- профессиональное совершенствование педагогических кадров;
- развитие межведомственных отношений, направленных на улучшение качества начального профессионального образования и целенаправленной подготовки учащихся для поступления в профессиональные высшие учебные заведения.
Объектом исследования данной работы является процесс социализации учащихся в учреждениях дополнительного образования России, рассматриваемый на опыте работы «Центра дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя».
Предметом – организационно – педагогические условия этого учреждения для социализации учащихся.
Цель данной работы - определить эффективность социализации учащихся в учреждении дополнительного образования.
Задачи работы:
- дать характеристику организационно-педагогических условий «Центра дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя», как агента социализации;
- остановиться на особенностях социализации учащихся в учреждениях дополнительного образования, на основе опыта работы «Центра дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя»;
- рассмотреть эффективность методического сопровождения образовательного процесса по социализации учащихся
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» КАК СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
I.1. История развития термина «социализация»
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление земли, средств производства и т. д.». Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
К середине ХХ в. «социализация» превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.
На сегодняшний день имеется два подхода к концепции социализации.
Первый - утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривают как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект - объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.
Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект - субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.
Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.
Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших эту проблему, в вопросе социализации подрастающего поколения и в настоящее время существуют мало исследованные области, одна из которых – социализация учащихся в условиях учреждений дополнительного образования.
Но, чтобы приступить к попытке анализа этой проблемы на опыте работы учреждений дополнительного образования, остановимся на основных понятиях, которые необходимо усвоить для этого.
I.2. Основные понятия социально-педагогической деятельности
Агенты социализации – это те люди, которые оказывают влияние на становление ребенка, в непосредственном взаимодействии с которыми он находиться в определенный период времени
Воспитание состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах.
1.Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
2.Воспитание – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта.
Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды, собственные привязанности, самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению.
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека.
Социализация – усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация человека в том обществе, в котором он живет. Иными словами - это сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Социальная педагогика – наука о социальном воспитании человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека, можно лишь соотнеся его с такими процессами как «развитие» и «социализация».
Социально - педагогическая деятельность – работа, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
I.3. Этапы социализации.
В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. (В своей работе автор не будет останавливаться на периодизации этапов по всем возрастам, их 14, а остановится лишь на развитии потребностей, которые играют ведущую роль на каждом этапе развития подрастающего поколения. Их можно выделить семь.
Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков.
Вторым этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения.
Третий этап – это выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включен ребенок.
В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.
Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информацией словно «взрывная реакция», в других они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.
На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние.
Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.
I.4. Функции социализации.
Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:
Нормативно-регулятивную, которая формирует и регулирует жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов.
Личностно-преобразовательную, индивидуализирующую человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок в системе социальных отношений.
Ценностно-ориентационную, формирующую систему ценностей определяющих образ жизни человека.
Коммуникативно-информационную, приводящую человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой.
Прокреативную, порождающую готовность действовать определенным образом.
Творческую, в процессе реализации которой, рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя.
Компенсаторную, восполняющую дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
I.6. Уровни социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях: биологическом, психологическом, социально-педагогическом.
Биологический уровень - это связь организма человека с окружающей его средой.
Психологический уровень характеризуется тем, что в процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений.
Социально-педагогический уровень - это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп.
I.7. Стадии социализации. Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий социализации.
Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального
развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности,
слуха) происходит постижение мира.
Идентификационная (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со
всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных,
растительного мира.
Корреляционная (3-5 лет). Для данной стадии характерно
предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения
целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой
приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
Экспансивная стадия (6-10 лет). Она характеризуется стремлением
ребенка расширить свой социальный кругозор. Это период конкретных
операций. У ребенка формируется самооценка, отношение и требования к
самому себе.
Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется
«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих
конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к
друзьям, родителям, другим взрослым.
Концептуальная стадия (16-20 лет) характеризуется выходом в
самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость
самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане
I.8. Факторы социализации
Социализация подрастающего поколения протекает во взаимодействии с
огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно
влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято
называть факторами. Более или менее изучены четыре группы факторов,
которые можно объединить между собой.
Первая – мегафакторы (мега - очень большой) - это космос, планета,
мир, который в той или иной мере влияет на всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – это страна, этнос,
общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в
них.
Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) - это
принадлежность к местности, к аудитории, к тем или иным субкультурам.
Четвертая – микрофакторы - это факторы, непосредственно влияющие
на конкретных людей (семья, соседи, сверстники, различные организации).
1.9. Формы социализации
Выделяют две формы социализации подрастающего поколения:
направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).
Направленная форма социализации – это специально разработанная
определенным обществом система средств воздействия на человека с тем,
чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого
общества.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это
автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с
постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном
окружении.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(из опыта работы ГБОУ «Центр дополнительного образования детей
«Малая академия наук города Севастополя»)
II.1. Характеристика образовательного учреждения как микрофактора социализации учащихся.
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя», именуемое в дальнейшем «Центр», является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации государственного образования города Севастополя в сфере образования. Вид деятельности – дополнительное образование детей.
Это учреждение открыто в 2014 году, путем реорганизации «Малой академии наук учащейся молодежи», существовавшей в украинском правовом поле с 2011 года и продолжавшей традиции, заложенные станцией юных техников еще в 1964 году.
Прежде чем приступить к реализации любой деятельности, тем более образовательной и социально-педагогической, любому учреждению необходимо изучить основополагающие документы, раскрывающие ее сущность; разработать концепцию ее функционирования; зафиксировать ее в программных документах, прежде всего в Уставе, который зарегистрировать органах юстиции. Такой документ есть и в «Центре дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя». В нем изложены все основополагающие положения ее деятельности. А главное – цели и задачи, функции.
Согласно этого документа, Центр является «образовательным учреждением дополнительного образования детей, основное предназначение которого – создание условий, способствующих общественному развитию личности, повышению (развитию) её мотивации к познанию и творчеству посредством реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства».
Основной целью Центра является создание условий:
- для реализации гражданам Российской Федерации гарантированного права на получение доступного дополнительного образования;
- для поиска, выявления и психолого-педагогической поддержки одарённых детей, имеющих высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей, проявляющих склонность к познанию, научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности.
В своей деятельности, по реализации целей образования, педагогический коллектив опирается на принципы, взаимодействия ее субъектов: гуманизации образования, непрерывности, личностной ориентации, природосообразности, культуросообразности, системности.
Одной из главных задач Центра является:
- формирование гармонично развитой личности, её мировоззрения, потребности и способности к саморазвитию, самообразованию, самореализации и адаптации в постоянно изменяющихся условиях, формирование у обучающихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.
Для достижения целей и задач Центр осуществляет следующие виды деятельности:
образовательную (учебно-воспитательную);
консультативно-методическую;
работу с родителями;
проведение семинаров для педагогов;
опытно-экспериментальную работу;
выставочную, конкурсную деятельность;
досугово - развивающую работу.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


III.2. Характеристика участников образовательного процесса ГБОУ«Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя» (в контексте рассматриваемой проблемы).
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя» имеет характерные параметры. Это: добровольное, постоянное, региональное, открытое, разновозрастное, разнополое учреждение.
В нем наличествует фиксированное членство, а так же системы «власти», социальных ролей и формальных позитивных санкций.
В образовательном процессе ГБОУ« Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя» участвуют:
- агенты социализации (педагогический коллектив, родители, представители различных организаций);
- социализируемые (учащиеся).
Характеристика педагогического коллектива
Всего педагогов – 58 человек:
- 20 – постоянные сотрудники;
- 38 человек – совместители;
- Заслуженный работник Украины- 1 чел;
- Отличники образования Украины – 7 чел;
- Доктора наук - 2 чел;
- Кандидат наук -10 чел;
- Специалисты 1-ой квалификационной категории – 6 чел.

Характеристика количественного и возрастного состава социализируемых учащихся учреждения (данные на 01.12.2016 г.)

Категория учащихся
количество

Общее количество учащихся
1717

Дети, оставшиеся без попечения родителей
3

Дети – инвалиды
1

Количество многодетных семей
32

Дети из многодетных семей
49

Количество малообеспеченных семей
29

Дети из малообеспеченных семей
33

Дети-беженцы
4

Одаренные дети
1717


Всего учащихся 1717 человек из 42-х школ, 3-х специализированных и 10 дошкольных образовательных города.
Если анализировать возрастной состав учащихся, то преобладающее количество наблюдается детей старшего школьного возраста

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



III.3. Характеристика образовательного и воспитательного пространства
ГБОУ «Центр дополнительного образования детей
«Малая академия наук города Севастополя»
Образовательное и воспитательное пространство ГБОУ «Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя», в контексте рассматриваемой проблемы, можно назвать микросоциумом. Это следствие специальной организаторской работы администрации учреждения по его проектированию и «выращиванию».
Образовательное и воспитательное пространство (микросоциум) - это фактор социализации, который включает в себя систему взаимосвязанных образовательных, культурно – просветительных, общественных, СМИ и других организаций. «Центром кристаллизации» в данном случае является Малая академия наук города Севастополя.

СХЕМА
образовательного пространства
микросоциума ГБОУ «Центр дополнительного образования детей
«Малая академия наук города Севастополя»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

II.4. Особенности работы механизма социализации учащихся в
ГБОУ «Центр дополнительного образования детей
«Малая академия наук города Севастополя».
Форма социализации учащихся в учреждении – направленная, предусматривающая выполнение целей и задач, поставленных обществом перед учреждениями дополнительного образования.
Так как в учреждении занимаются дети разных возрастов и приходят они на разных периодах своего развития (начиная с 6-летнего возраста, кончая 17 годами), то естественным явлением становится прохождение этапов социализации каждым ребенком по разному. Общим для них всех является то, что у них формируются новые потребности, которые осознаются и переводятся в систему ценностей на каждом этапе своего развития, соответствующему их возрасту. Причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне, формируя новые потребности.
Процесс социализации учащихся в учреждении протекает на трех уровнях: биологическом, психологическом, социально-педагогическом.
В учреждении учащиеся проходят три из шести стадий социализации: - экспансивную, характерную для детей 6-10 лет;
- конвентивную, характерную для детей 11-15 лет;
- концептуальную, характерную для 16-20 летних подростков.
Проходя эти стадии развития, учащиеся реализуют свои позитивны потребности, способности и интересы; самоопределяются в выборе жизненного пути и профессии, а организационные и педагогические условия учреждения дополнительного образования ему в этом помогают.
Основными функциями, которые выполняет педагогический коллектив ГБОУ «Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя», можно считать: нормативно-регулятивную, личностно-преобразовательную, ценностно-ориентационную, коммуникативно-информационную, прокреативную, компенсаторную.
В результате выполнения этих функций учреждением учащиеся:
- приобщаются к культуре общества;
- индивидуально развиваются и получают духовно – целостную ориентацию;
- автономизируются от взрослых;
- формируют систему ценностей, определяющих образ жизни человека;
- взаимоодействуют с другими людьми, группами людей, системой;
- получают дифференцированный подход в соответствии с их личными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества;
- стремятся творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя.
Чтобы выполнить вышеперечисленные функции, в Малой академии созданы условия для развития и духовно-ценностной ориентации детей и подростков. В ней функционируют три взаимосвязанных, и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю, процесса: организация социального опыта детей, их образование и индивидуальная помощь.
Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности групп (коллективов творческих объединений), организацию взаимодействия членов этих групп, а так же обучение ему.
К сожалению, возможности социального воспитания в условиях данного учреждения довольно невелики. Они ограничиваются тем, что оно может дать ребенку в свободное от учебы в школе время, от занятий спортом, а так же другими видами творчества и отдыха.
Успешность развития человека и мера позитивности его социализации, в определенной мере зависят от того, какие бытовые условия его окружают.
Быт определяется архитектурно-планировочными особенностями помещения, его благоустроенностью и технической оснащенностью, а так же режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации
Здание Малой академии наук города Севастополя, построено в 1989 году и имеет архитектурно - планировочное решение, предназначенное для организации детского творчества. Общая площадь здания 1216 кв.м. Оно расположено по адресу: пр. Генерала Острякова, 163. Имеет три вида территорий.
Первичная территория – это учебные кабинеты, оснащенные всем необходимым инструментом, соответствующей мебелью. Почти во всех учебных лабораториях стоят компьютеры, мультимедийная техника.
Учреждение имеет два филиала в других концах города. Так же для занятий используется материально-техническая база учебных лабораторий Севастопольского государственного университета, научных помещений Института морских биологических исследований им. А.О. Ковалевского РАН, Морского гидрофизического института РАН, классных аудиторий 8 школ и гимназий города.
Вторичная территория - это актовый зал, который используется для проведения массовых мероприятий.
Специфические - административно-хозяйственного, санитарно -гигиенического назначения.
В предметно-пространственном оформлении этих помещений учитываются возрастные и иные особенности членов организации. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Форма социализации учащихся – регулируемая. Вся работа учреждения строится на основании Государственного задания и плана работы, рассмотренном на педагогическом совете, утверждённом директором и согласованном с Департаментом образования Правительства города Севастополя. Основными документами, регламентирующими образовательную деятельность, распределение учебных часов, направленность творческих объединений и т.д. являются «Образовательная программа» учреждения и «Учебный план».
Режим работы Малой академии наук - ежедневый с 8.00 до 20.00 часов, в том числе и в выходные дни. Занятия ведутся строго по расписанию.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
В Малой академии, так же как и в других учреждениях, существует «неписанная» совокупность правил поведения, регулирующая внешнее проявление человеческих отношений, которая называется этикетом. В этикет входят требования внешней и внутренней культуры человека, его одежды. Во всех творческих коллективах существуют свои «законы» общения между собой и специфические нормы поведения в учебных лабораториях. Так же ребята привлекаются к самообслуживанию по наведению чистоты и порядка в лабораториях, к уходу за оборудованием, к оформлению помещений, к изготовлению реквизита для проводимых мероприятий.
В целом организация быта, режима, этикета существенно сказываются на жизнедеятельности всего учреждения.
Главным процессом развития и духовно-ценностной ориентации учащихся в ЦДОД «Малая академия наук города Севастополя» является образование.
Прием учащихся в Центр осуществляется в начале текущего учебного года по их желанию и на основании заявления родителей или заменяющих их лиц, в основном без прохождения каких - то экзаменов.
Образовательный процесс в учреждении осуществляется дифференцированно с учетом возраста, индивидуальных возможностей, интересов, наклонностей, способностей, состояния здоровья детей. При этом используются различные организационные формы работы: занятие, лекция, индивидуальное занятие, конференция, семинар, викторина, соревнование, олимпиада, конкурс, выставка, экспедиция, тренировочный, оздоровительный сбор, поход, экскурсия, практическая работа в лабораториях. При этом не исключаются и другие формы и методы.
Образовательный процесс в Центре дополнительного образования «Малая академия наук города Севастополя» строится в соответствии с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами (далее – Программами), утвержденными директором учреждения. По степени авторства все они на сегодняшний момент являются модифицированными.
В Малой академии ребята могут выбрать обучение по 71 Программе, объединенных по направленностям: технической (26),социально – педагогической (8), естественнонаучной (26), физкультурно-спортивной (1), художественной (10).
Все Программы Центра классифицируются:
а) по способу организации содержания образования - на интегрированные программы;
б) по уровню освоения содержания образования - на общекультурные, углублённые и профессионально-ориентированные программы;
в) по цели обучения - на познавательные (продуктивные, творческие, поисковые), программы научно- исследовательской ориентации;
г) по возрастному диапазону учащихся (уровню реализации) - на одновозрастные (одноуровневые) и разновозрастные (разноуровневые) программы.
В Программы вносятся цели, задачи, содержание, предполагаемые
образовательные продукты, формы их предъявления, средства и способы
деятельности, критерии контроля и оценки деятельности; примерные сроки
освоения образовательного объекта; система зачетных единиц.
Программы творческих объединений рассчитаны на 1, 2, 3 года обучения.
Их объем может быть рассчитан от 72, 108, 144 часов до 216 часов в год.
Условия и порядок организации обучения по Программам регламентиру
ются Локальным нормативным актом Центра «Положение о требованиях к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе творческого объединения ГБОУ «ЦДОД Малая академия наук г. Севастополя».
Наполняемость групп творческих объединений устанавливается так же Локальным актом учреждения и является стандартным для дополнительного образования. Численный состав учебных групп определяется в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями, санитарно-гигиеническими нормами в зависимости от года обучения, содержания образовательных программ, форм обучения, направлений образовательной деятельности, специфики деятельности.
Она может составлять: в группах 1 года обучения - 12-15 человек; в группах
2-3 года обучения - 10-12 человек; в группах 3 года обучения (старший возраст) - 8-10 человек; в группах с индивидуальной формой обучения - 3-5 человек.
Работа творческих объединений МАН классифицируются по трем уровням
сложности: общекультурный (начальный) 17, углубленный (основной) 29, профессионально-ориентированный (высший) 25

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Согласно Локального акта учреждения, дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы Центра могут состоять их двух частей: базовой и индивидуальной.
Базовая - предусматривает изучение ее материала всеми учащимися
творческого объединения, а индивидуальная часть рассчитана на тех детей, которые занимаются поисковой, научно-исследовательской деятельностью или выполняют индивидуальные творческие работы.
В процессе реализации индивидуальной части программы осуществляется
индивидуальная помощь ребенку для его позитивного самораскрытия, а так же повышения статуса и самоуважения.
Педагоги для работы по таким Программам подготавливают
индивидуальные задания ребятам, темы для научно-исследовательских проектов, соответствующие возможностям, интересам и способностям учащихся. Работа над научно-исследовательскими проектами и презентация этой работы перед аудиторией позволяет создать для ребенка ситуацию успеха, помогающую развить его индивидуальные свойства, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. У Малой академии есть для этого все возможности, особенно во время подготовки своих учащихся к участию в научно - массовых мероприятиях не только внутри учреждения, но городского, всероссийского и международного масштабов.
Это очень трудная и кропотливая работа, но она имеет свои результаты.
Только за 2015-2016 учебный год 444 учащихся, участвовали в
мероприятиях различного уровня, 326- стали призерами и победителями. Из них 31 ребенок стал призером на выставках в Китае, Корее, Малайзии, Польше , Индии и т.д. Участвуя во Всероссийских мероприятиях - 49 детей отмечены высокими наградами.
Одной из главных задач дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ учреждения является формирование, кроме познавательных, практических, творческих компетентностей у учащихся, – социальной компетентности. Это обязательное требование, которое предъявляется к разработке главного документа педагога по организации образовательного процесса. Для всего педагогического коллектива понятие «Социальная компетентность» заключается в следующем:
- умение жить и работать вместе с другими людьми – близкими или
коллегами в учебном коллективе;
- сформированность активной гражданской позиции, ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- высокий уровень правовой и политической культуры;
- расширение конструктивного участия в принятии решений,
затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- понимание принципов коллективизма и социальной солидарности;
- сформированность позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Очень большое внимание в образовательном процессе уделяется
организации общения между его участниками, как в период обучения, так и в свободное время. В каникулярное и летнее время большое внимание педагоги уделяют организации познавательных экскурсий, походов, экспедиций, работе летней школы и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).
В жизнедеятельности детского коллектива особую роль играет
организация детского самоуправления. В Центре дополнительного образования «Малая академия наук города Севастополя» оно выглядит следующим образом: в каждой учебной группе выбираются старосты групп, в каждом отделе создан совет отдела, который 1 раз в четверть приглашается на заседания совета детского самоуправления всего учреждения. Тематика их заседаний за последние два года следующая: « Формула жизненного успеха», « Организация КТД в МАН», практическая игра «Воспитание ответственности в определении жизненной позиции», дебаты «Модель ученического самоуправления в МАН».
Но не все проходит гладко в образовательном процессе учреждения. В
этой деятельности, педагоги сталкиваются с тремя группами проблем: естественно-культурными, социально-культурными и социально-психологическими.
К естественно-культурным относятся: усвоение полоролевого
поведения, владение соответствующими нормами, этикетом, состояние здоровья и т.д.
В процессе решения социально-культурных проблем индивидуальная
помощь полезна при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; с овладением способами взаимодействия между людьми; с пониманием проблем семьи и других групп социума.
В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная
помощь становится необходимой в случае возникновения у ребенка проблем, связанных с самопознанием и самовосприятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а так же, с определением своих перспектив; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных взаимоотношений с окружающими; с предотвращением и минимизацией разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.

II.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЯ ПО
СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Как видно из приведенного выше описания, деятельность ГБОУ «Центр
дополнительного образования «Малая академия наук города Севастополя» по сициализации учащихся очень серьезна и трудоемка. Государство предъявляет к ней высокие требования. А так как в этом учреждении, как и в большинстве ей подобных , чаще всего работают педагогами специалисты определенной области знаний, не имеющие педагогического образования, то вопрос подготовки педагогических кадров для такой работы должна быть на очень высоком уровне. Способствует решению данного вопроса - организация повышения квалификации педагогов непосредственно в учреждении, с привлечением профильных специалистов, и самообразование.
Педагоги должны уметь применять в своей практической деятельности
как традиционные так и социально - педагогические приемы, умения,
навыки влияния на учащихся.
К первуй группе относятся: убеждение, упражнение, мотивация. Ко
второй - специфические методы работы. Их диапазон многообразен: анкетирование, тестирование, наблюдение, консультирование, социометрические исследования и т.д.
Поэтому, в перечень вопросов, рассматриваемых на методических
мероприятиях Центра, ставятся вопросы совершенствования знаний по педагогике, психологии, физиологии развития детей; методике воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования. Эти знания необходимы для изучения своего учащегося, анализа его поступков и поведения, особенностей его общения в группе других детей.
Красной нитью через все методические мероприятия проходит вопрос о
постоянном повышении педагогического мастерства педагогов.
Вот как писал о своем опыте приобретения такого мастерства А.С.Макаренко:
« Я долго добивался освоения мастерства: сначала даже не верил, да есть
ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому воспитателю?... Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении.”
Что же приводит педагога дополнительного образования к мастерству?
Педагогическая техника, в которую входят выработанные навыки
общения, речевые умения; умения выразить свое эмоциональное отношение, мимика; владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, умения сдерживать себя. Педагог должен уметь подобрать ключик к каждому ребенку. Для этого желательно, чтобы он познакомился с трудами В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной, П.П. Блонского, которые доказали, « что нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения».
Они должны овладеть технологией педагогики сотрудничества,
раскрытой в трудах С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского,
А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Я.Корчака, К. Роджерса; освоить гуманно-личностную технологию А.Ш. Амонаншвили; компьютерные и информационные технологии. Конечно же, педагогам необходимо остановить свое внимание на технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.В. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова, И.С. Якиманского, Г.К. Селевко. Очень серьезно отнестись к технологии проектирования на основе оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского, М.М.Поташника, В.М. Монахова.
В арсенале педагогов дополнительного образования Центра
дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя» богатый опыт применения проектных технологий в образовательном процессе. По мнению автора этой работы, а так же всего педагогического коллектива, именно использование метода проектов, особенно социальной направленности, очень актуально для научно – исследовательской деятельности учащихся в условиях Малой академии наук. Вот некоторые темы проектов, которые подготовили учащиеся в 2017 году: «Система интеллектуального освещения улиц», «Программа для учета финансов», «Минимизация потерь электрической энергии при управлении движением електротранспорта», «Познавательный туризм в Севастополе: учебная геологическая тропа», «Ювенальная юстиція как средство защиты прав ребенка», «Манипулирование и влияние с помощью средств массовой информации на сознание молодежи» и т.д.
В творческой копилке педагога современного учреждения
дополнительного образования непременно должны быть методы и приемы, способствующие развитию у детей, особенно младшего школьного возраста, социальнозначимых качеств личности, социальной активности и коммуникативности. Такой технологически обоснованной методикой может стать методика коллективной творческой деятельности (КТД). Эта методика во многом помогает педагогу организовать самодеятельную, творческую, общую работу по улучшению окружающего мира и себя.
Принцип общей заботы, положенной в основу всей «педагогики
социального творчества» (именно так называют нынешнюю концепцию И.П. Иванова и его последователей), в наибольшей степени служит решению задач социального становления детей, так как на первое место они ставят развитие личности и реализацию ее творческого потенциала в сотворчестве с другими людьми.
Из всех методов работы «Колективно-творческое дело» обладает
наибольшими воспитательными возможностями в решении задач социального становления детей, так как он:
- предоставляет возможность каждому ребенку внести свой личный
вклад в общую работу, проявив свои личные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные);
- обеспечивает активную реализацию и обогащение личного и
коллективного опыта;
- эмоционально привлекательна для ребят, так как позволяет
опираться на значимые для них «содержание» и «способы организации деятельности» в самых разных ситуациях образовательного процесса.
Коллективные творческие дела, характерные для учащихся Малой
академии: эспедиции, десанты по уборке прибрежной зоны города; оформление выставок работ творческих объединений в холле учреждения, посвященных праздничным датам и государственным празникам; подготовка и проведение праздников, турниров, соревнований, заседаний «Семейного клуба» и т.д.

ВЫВОД

Социализация учащихся достаточно сложный, многообразный
процесс, на который влияют многочисленные факторы, группы, организации. В условиях учреждений дополнительного образования, как уже говорилось выше, этот процесс является регулируемым и направляемым на то, чтобы, социализированный человек не только был адаптирован в общество. Он должен в состоянии быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом, и иметь определенный баланс обособления в обществе.
О мере адаптации учащегося в обществе могут свидетельствовать ряд
признаков:
- степень овладения ролевыми ожиданиями и предписаниями,
характерными для общества, а так же знаниями, умениями и установками, необходимыми для их реализации;
- наличие и мера оформленности жизненных целей, социально-
приемлемых путях и способах их достижения
- необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.
В качестве признаков обособления учащегося в обществе можно
рассматривать:
- наличие собственных взглядов, способность изменять их и
вырабатывать новые (ценностная автономия);
-наличие в характере Я-концепции, уровня самоуважения и
самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);
- реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их
сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);
- мера готовности и способности самостоятельно решать свои
проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; умение творчески подходить к жизни – креативность (поведенческая автономия).
Педагогический коллектив Государственного бюджетного
образовательного учреждения «Центр дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя» более склонен к организации образовательного процесса в рамках «субъект - субъектного подхода».
На это нацеливают те задачи, которые ставит перед такими
учреждениями государство.
В Образовательной программе ГБОУ «Центр дополнительного
образовательного учреждения «Малая академия наук города Севастополя» зафиксирована «Модель выпускника учреждения», в которой сформулированы определенные качества личности, которыми должны обладать учащиеся старшего школьного возраста 15-17 лет, прошедшие обучение в учреждении.
Среди таких качеств:
- сформированность системы духовно-нравственных ценностей,
чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- сформированность внутренней позиции, социальная активность,
готовность к заботе об окружающих, милосердию, даянию;
- способность исследовать, умение применять и творчески
перерабатывать информацию;
- креативность, ориентация на труд; трудолюбие и мастерство;
- сформированность реальной учебной деятельности - «умения учиться»,
приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования;
- восприимчивость учащихся к действиям в новой ситуации;
- развитие самоуправляющих механизмов личности;
- качества, обеспечивающие успешность практической деятельности;
- сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих
физических возможностей;
- потребность в физическом самосовершенствовании и другие
- способность к изменению в сторону общепринятых, позитивных
своих ценностных ориентаций;
- умение находить баланс между своими ценностями и требованиями
роли;
- ориентироваться не на конкретные требования, а на понимание
универсальных моральных человеческих ценностей.
Чтобы такого результата добиться педагоги Центра стараются
выполнять в своей профессиональной деятельности ряд условий:
Во-первых, постоянно совершенствуют свой уровень специальной (по
профилю творческого объединения), психолого-педагогической подготовки.
Во-вторых, развивают необходимые свойства:
- - последовательности в установках по отношению к учащемуся;
- справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем;
- уважительного отношения к ним;
- умения пробуждать у детей чувство свободы в общении;
- умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
- умения вести индивидуальные беседы с учащимися в качестве
«эксперта», «советчика».
- умения выдвигать перед ребенком ряд альтернатив, вести диалог,
помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.
- использования в образовательном процессе личностный,
дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы,
позволяющие относиться к учащимся как к самоценной личности, независимо от присущих ему особенностей.
Результатом такой кропотливой работы педагогического коллектива
Государственного образовательного учреждения «Центр дополнительного образования детей « Малая академия наук города Севастополя» по социализации учащихся в обществе является показатель выбора будущей профессии выпускниками и более чем 90 % результативность поступления в высшие учебные заведения по профилям творческих объединений, в которых они занимались.
(Учет таких данных ведется в учреждении постоянно).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы,
регламентирующие образовательную деятельность

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
2.Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 г. N 996-р г. "Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
3.Распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014г. № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей».
4.Постановление Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2014 г.№ 27
«Новые эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей.
5.Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
6.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программ».
7.Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. №09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ».
8.Устав ГБОУ «ЦДОД «Малая академия наук города Севастополя».

Список литературы,
использованной для написания методической разработки

1.Бочарова В.Г.Социальная педагогика. М.,1999.
2.Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. М., 1999.
3.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., Высшее
образование, 2001.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во
Смысл, Изд-во Эксмо, 2003.
5. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей. М., 2002.
6. Макаренко А.С. Соч.-Т.5.-М., 1958.
7.Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., ACADEMA. 2000.
8.Никитина Л. К. Основные направления и методы социально –
педагогической работы. М., Воспитание школьников №№ 6-9, 2010.
9.Соціально-педагогічні основи діяльності сучасного позашкільного
навчального закладу. Материалі доповідей та виступів Міжнародноі
конференціі. К., 2003.
10. Сластёнин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12.
11.Подласый И.П. Педагогика. М. Владос, 2000.
12.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
система бразования. М. ACADEMA. 2001.
13. Прутченков А. Социальное проектирование. М., Воспитание школьников,
№№ 9-10, 2009.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,
Народное образование, 1998.
15. Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного
бытия. М., 2002.


ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: works.tarefer.ru/64/100265/index.htm/
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
naukapedagogika.com,/viwer/6884a?#page=/
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14215



Учащиеся и родители

Педагогический коллектив ГБОУ
ЦДОД
«МАН
города
Севастополя»


Учреждения
общеобразовательные и
допобразования города

СевГУ,
МГИ РАН,
ИМБИ РАН,
Школы №1, 7, 19,29,37, 54

НИУ «Высшая школа экономики»,
ФГБОУВО «МПУ»,
Всероссийская МАН «Интеллект будущего»,
МГУ (Сев.филиал),
МИТУ «МИСиС»,
МТУ «СТАНКИН»,
Курский ГУ,
Крымская МАН,
Краснодарская МАН


Информационно-методическая служба

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования
города Севастополя

Отдел
Компьютерных
наук

Естественно
научный
отдел



Отдел
Общественно- гуманитарных
наук



Root Entry