Разработка патриотического мероприятия «Растим патриотов России»


МОУ «ООШ с. Озерки Духовницкого района Саратовской области
Разработка патриотического мероприятия
«Растим патриотов России»
Автор разработки:
учитель начальных классов
МОУ «ООШ с. Озерки
Духовницкого района
Саратовской области»
Киреева Татьяна
Константиновна
Аннотация
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы в начальной школе. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. преемственности поколений; развивать чувство гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная разработка может быть полезна учителям начальной и средней школы, организаторам внеклассной работы.
Введение
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Цель мероприятия:
Формирование нравственных качеств личности через духовно-нравственные ценности и традиции Отечества.
Задачи:
1. Углубить знания воспитанников о героических событиях отечественной истории;
2. Познакомить воспитанников с соотечественниками, ветеранами войны участвовавших в Великой Отечественной войне;
3. Воспитывать у детей любовь к родному краю, ощущения исторической ценности.
Условия применения: для реализации данной разработки необходимо мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
1: Что Родиной моей зовется? Себе я задаю вопрос. Река, что за домами вьется, Иль куст кудрявых красных роз? 2: Вон та осенняя березка? Или весенняя капель? А может радуги полоска? Или морозный зимний день?
3: Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! 4: В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Деревня родная, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. 5: Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Все: Это тоже Родина.

Вед.1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в нашем зале в преддверии большого праздника– праздника Победы.
Вед.2. Сегодня мы с вами поговорим о патриотизме, о любви к Родине, ведь любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека, оно подобно большой реке.
Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого всё начинается. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове «Родина»? Пусть же сегодня произносятся добрые слова и звучат лучшие песни, обращенные к своей стране.
Песня «Купола России».
Вед.1: Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя не
может…
Вед.2: Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой.
Вед.1: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поприветствовать тех, кто не жалея себя, защищал и будет защищать нашу Родину от врагов, о тех, кому мы обязаны жизнью.
Вед.2: Мы хотим сегодня вместе с вами попытаться вспомнить военные дороги наших дедов, отцов, братьев, вспомнить, как это было…
Вед.1: Все дальше глубь истории – уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда не изгладятся эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед.
Вед.2: Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но по-прежнему духом сильны.
Вед.1: Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины.
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Вед.2: Потому ветераны себя не щадят,
Без волнения жить – не для них,
Ярким пламенем жизни сердца их горят,
На борьбу вдохновляя других.
Вед.1: Нам очень приятно видеть сегодня наших почётных гостей, наших дорогих ветеранов ВОВ. Для них события войны навсегда останутся живыми и близкими.
Вед.2: Это они прошли сквозь огонь и дым, мерзли в окопах и переплывали ледяные реки, чтобы отстоять землю, на которой мы с вами живем.
Вед.1: От Волги поднимается туман
Блестят на листьях капельки росинок.
Меня не манит небо дальних стран,
Хочу узнать тебя моя Россия.
Песня «О моя Россия».
Вед.2:
О России петь – что стремиться в Храм.
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить,
Что бессмертным быть!
Вед.1: Россия! Ты не зря слыла для стран других загадкою.
Но не всегда судьба была страны великой гладкою.
Вед.2: Порой не радость, а печаль царила над Россией,
И часто защищала сталь её озёра синие.
Вед.1: Порой невзгоды над страной кружились чёрным вороном,
Плечом к плечу вставал народ, чтобы сразиться с ворогом.
Звучит запись песни «Вставай страна огромная».
Вед:2: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.Вед.1: Мирно страна проснулась в этот июньский день,
Только что развернулась в скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру, утро встречала Москва…
Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…
Голос уверенно строгий сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге заполыхала война.
Голос Левитана, видео-ролик «Вставай, страна огромная».
Вед.2: Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.
Вед.1: Война… Отвратительное лицо ее никогда не сотрется из памяти народной.
Вед. 2: «У войны - не женское лицо…» Да, не женское, но доле женщины в годы войны не позавидуешь.
Вед.1: Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери вынуждена была не только воевать на фронте, убивать врага своими руками, она, именно она, ковала победу в тылу.
Вед.2: В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
Песня «Льётся в тесной печурке огонь…».
Вед.1: Солдатские матери... Их подвиг никогда не оценивается наградами, но они заслужили самые высокие почести. Они выполняли свой долг перед Родиной в самые страшные годы испытаний, которые пережила Россия.Вед.2: Они отдавали ей своих сыновей, они ждали их домой, принимая на себя весь груз забот, они выхаживали своих детей после ранений. Ни одна победа не могла бы свершиться без их святого труда.
Звучит музыка «Аве Мария…».
Вед.1:
В душной, тревожной, ночной тишине Давит тревога на грудь.
Сердце, как чайка на тихой волне,
Тоже не может уснуть.Тоненькой свечки горит огонёк, В небо молитва летит:
"Дай ей силы на сотни дорог,Злую беду отведи".Ветер качнул старый клён второпях,
Бросилась тень на часы. Дева Мария качает дитя."Боже, помилуй, спаси".
В комнате, где она учился ходить,
Чудится голос ее.В небе обкусанный месяц дрожит,Словно большой поплавок.Дождь застучал. Догорает свеча,А за окном всё светлей. Матери часто не спят по ночам –Матери ждут дочерей. Кажутся им почему-то всегда Ночи страшнее, чем дни. "Дева Мария, ночная звезда, Боже, спаси, сохрани!"
Вед.1: Люди! Покуда сердца стучатся, — помните! Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет, помните! О тех, кто уже никогда не споет, — помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, —  Помните! Помните! Помните!
Вед.2: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества.
Вед.1: Если по каждому погибшему и пропавшему без вести объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.
Вед.2: Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Вед.1: Почтим минутой молчания память тех, кто отстоял мир, ценой жизни.
Минута молчания
Вед.2: Я родилась, когда всё было в прошлом,
Победе нашей уже много лет,
Но как мне близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Вед.1: Каждый год душа моя рыдает,
Когда я слышу памяти слова.
Дух праздника в воздухе витает,
А на глазах печали пелена.
Вед.2: Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шум тех страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай бог вам, ветераны, долгих лет!
Песня «Солнечный круг».
Вед.1: Всегда символом радости, светлого детства, хорошего настроения, счастливым сувениром России была и есть чудесная российская матрешка. Дорогие гости, для вас танцуют наши дети.
Танец «Русские матрешечки».
Вед.1: Я хочу кувыркаться в весенней траве.
Я хочу с петухами встать на заре,
И в холодную реку нырять в жаркий день,
И в лесу слышать пение птиц – целый день.
Вед.2: А за морем нам бомбой и смертью грозят.
Чтоб не было в мире улыбок ребят.
Чтобы улицы наши сгорели дотла
И в руинах стояли наши дома.
Вед.1: Я ни бомбы ужасной, ни пуль не хочу
И борьбе свою жизнь я за мир посвящу.
Так давайте все вместе – все дети Земли.
Дружно руки поднимем – МЫ ПРОТИВ ВОЙНЫ.
Вед.2: Сердечное спасибо всем, кто отстоял наше Отечество в Великой Отечественной войне. Будем достойны памяти павших. Ваш подвиг будет жить в веках.
Вед.1: Мы радуемся, что можно под мирным небом спокойно учиться, мечтать, играть. Докажем своими добрыми делами, что мы тоже будем достойными защитниками Родины.
Песня «День Победы».
Вед.2: Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Спасибо вам, наши герои за мирное небо, за яркое солнце, за то, что могут спокойно спать наши дети.
Вед.1: Крепкого здоровья вам и долгих-долгих лет жизни. Низкий вам всем поклон!!!
Заключение
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.
Родной край, картины природы: горы и степи, озера и моря, мегаполисы и маленькие населенные пункты таят в своей истории множество открытий. Если вспомнить, сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к богатствам ее, к каждому колоску и деревцу, поход в краеведческий музей и собирание коллекции минералов и камней, гербарии, также поможет воспитать в детях гордость за свою страну.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.
Патриотизм - наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.
Список литературы


http://www.edu.ru– федеральный портал “Российское образование”.
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.
Оглавление
Аннотация……………………………………………………….. 2
Введение…………………………………………………………. 3
Ход мероприятия……………………………………………….4-9
Заключение…………………………………………. …………..10
Список использованной литературы…………………………...11