Программа гражданско-патриотического воспитания «Растим патриотов России»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАКМАСИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа

гражданско –патриотического
воспитания обучающихся «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
на 2015 – 2017 гг.

2015 г
Паспорт программы
Наименование Программы Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Растим патриотов России»
Основание для разработки Программы 1.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016 годы»
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2011-2016 годы».
4. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ"О днях воинской славы и памятных датах России"
5.Устав МОУ Бакмасихинская СОШ
6.Локальные правовые акты,
7.Закон РФ «Об образовании»,
8.Конвенция о правах ребенка,
9.Декларация прав ребенка,
10.Конституция РФ,
11.Программа развития
12.МОУ Бакмасихинской СОШ.
13.Результаты исследования уровня сформированности патриотизма и гражданственности у учащихся школы.
Разработчик программы
Лих Л.В. заместитель директора по ВР.
МКОУ Бакмасихинская СОШ
Основная цель Программы Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей.
Основные задачи Программы Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина,
Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания,
Разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
Обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
Разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
Реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Основные направления деятельности Направление «Связь поколений»
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Направление «Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности с активной жизненной позицией.
Направление «Мой край родной»
Цель: воспитание у обучающихся чувства любви к родному краю, как к своей малой Родине
Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися роли семьи, как важнейшей жизненной ценности.
Сроки реализации Программы январь 2015 – май 2017 гг.
Этапы реализации
1 этап: январь 2015 – август 2015г. (подготовительный)
2 этап: сентябрь 2015-июнь 2016 г.( практический)
3 этап: сентябрь 2016- июнь 2017 г.(аналитический)
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы ожидается:
В учреждении, как образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию,
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания,
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности
В образе выпускника
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей,
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства,
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Перечень разделов Программы 1. Введение. Актуальность Программы Краткая аннотация Программы.
2. Структура и организация воспитательного процесса
3. Функциональные обязанности работников школы
4. Этапы реализации программы
5. Основные направления деятельности
6. Комплекс мероприятий по реализации программы
7. Механизм реализации Программы
8. Оценка эффективности реализации Программы
9. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
10. Формы подведения итогов реализации Программы
11. Ресурсное обеспечение реализации Программы
12. Диагностическая программа изучения уровней сформированности патриотизма и гражданственности у подростков
Пояснительная записка
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. В период 2011-2014 была реализована гражданско-патриотическая программа «Я гражданин России». Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Растим патриотов России», сроком на 2015-2017 разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2016 годы», Уставом МКОУ Бакмасихинская СОШ, локальными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Программой развития МКОУ Бакмасихинская СОШ.Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Бакмасихинская средняя общеобразовательная школа и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МКОУ Бакмасихинская СОШ средняя общеобразовательная школа на период с 2015 по 2017 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Актуальность проблемы патриотического воспитания
детей и молодежи.
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения граждан России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от образовательных учреждений содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых». Перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения Руси, России, Советского Союза, Российской Федерации, независимо от того каким было или есть государство княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное, проведенные исследования сформированности патриотизма и гражданственности у учащихся школы, и определило актуальность и значимость написания данной Программы гражданско-патриотического воспитания.
Цели и задачи Программы
Под патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и детской организации. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие  и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности.
Данная цель охватывает педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина,
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания,
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
Структура и организация воспитательного процесса
Программа «Растим патриотов России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей МКОУ Бакмасихинская СОШ средней общеобразовательной школы.
Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.
1 категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами российской армии, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
2 категория - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.
3 категория - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
Форма реализация работы по Программе в основном коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ"О днях воинской славы и памятных датах России" проводятся мероприятия, согласно плана работы.
В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России:
15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
12 апреля - День космонавтики;
26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф;
27 апреля - День российского парламентаризма;
22 июня - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год);
29 июня - День партизан и подпольщиков;
28 июля - День Крещения Руси;
1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов;
2 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год);
3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом;
7 ноября - День Октябрьской революции 1917 года;
3 декабря - День Неизвестного Солдата;
9 декабря - День Героев Отечества;
12 декабря - День Конституции Российской Федерации.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Директор школы осуществляет:
- общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
- анализ состояния  патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями, базовыми предприятиями;
-  выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей ОБЖ.;
-  внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;
- создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.
Методист по воспитательной работе:
-  выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
- обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;
- заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно-воспитательного процесса;
- организует кружковую работу патриотической направленности;
- руководит подготовкой и проведением военно-спортивных праздников, смотров, соревнований;
- использует помощь общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.
Классный руководитель:
- осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
-  планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, детских общественных организаций, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
- ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
- корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования;
Учителя:
- обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;
- систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.
4.Этапы реализации программы
I этап: проектный (январь 2015 - август 2015 гг.)
Цель: подготовка условий для создания системы гражданско-патриотического воспитания
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить Программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (сентябрь 2015 - июнь 2016 гг.)
Цель: реализация Программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы
Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический (сентябрь 2016 - июнь 2017 г.)
Цель: анализ итогов реализации программы
Задачи:
Обобщить результаты работы учреждения.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период
5. Основные направления деятельности
№ Название направления Цель Задачи Формы занятий Подведение итогов
1. « Связь поколений» Осознание обучающи-мися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
- воспитывать гордость за свою Родину, народных героев,
-сохранить историчес-кую память поколений в памяти подрастающего поколения,
-способствовать фор-мированию у обучаю-щихся чувства сопри-частности к истории и ответственности за будущее страны Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. «Растим патриота и гражданина России» Формирование граж-данской и правовой направленности личности с активной жизненной позицией.
- воспитывать право-сознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека
- формировать куль-туру проявления граж-данской позиции,
- формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России,
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.Анкетирование, торжественное вручение паспортов
3. «Мой край родной» Воспитание у обучающихся чувства любви к родному краю, как к своей малой Родине.
- изучать историю родного края,
- воспитывать у обу-чающихся позицию «Я – гражданин России»
- формировать эколо-гическое поведение
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой и экологической тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Выставка рисунков, написание и защита социальных проектов
4. « Я и семья» Осознание обучающимися роли семьи, как важнейшей жизненной ценности - воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей,
-повышать педаго-гическую и психоло-гическую компетенцию родителей,
- создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Анкетирование детей и родителей, написание родословных, сочинений на тему «Моя семья»
Комплекс мероприятий по реализации программы гражданско -патриотического воспитания «Растим патриотов России» учащихся МОУ Бакмасихинская СОШ
I этап « Проектный»
№ п.пВид деятельности Сроки реализации Ответственные
1 Изучение нормативных документов, рассмотрение Программы и ее утверждение на Совете школы Январь-февраль 2015г Заместитель директора по ВР
2 Подбор методик изучения уровня сформированности патриотизма и гражданственности у учащихся, уровня воспитанности Март 2015 г Заместитель директора по ВР
3 Диагностика уровня воспитанности, сформированности патриотизма и гражданственности Апрель-май 2015 г кл.руководители4 Анализ предыдущего вида деятельности и разработка плана мероприятий на II этап работы Июнь-август Заместитель директора по ВР
II этап « Практический»
Перспективный комплексный план мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
№ Название мероприятия Направление программы Ответственные
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время
1 Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике Заместитель директора по ВР, учителя-предметники
2 Экскурсии Заместитель директора по ВР,
кл.руководителиII. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения
1 Мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1 Заместитель директора по ВР
2 Проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества 2 Заместитель директора по ВР,
кл.руководители3 Организация и проведение военно-спортивной игры «Героями не рождаются» 2 Учитель физкультуры
4 «Шаг навстречу» благотворительная акция, посвящённая Дню пожилого человека. Поздравляем ветеранов педагогического труда 1 Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
5 "День памяти и скорби" - 22 июня
4 Заместитель директора по ВР
6 Проведение операции «Милосердие»:
-поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;
-Уборка могил ветеранов ВОВ;
-концерты для ветеранов; 1 Заместитель директора по ВР
Классные руководители
7 Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла 1 Заместитель директора по ВР
Классные руководители
8 «И в памяти хранить мы будем вечно, ребят,
которых нет уж среди нас”. День героев Отечества
Заместитель директора по ВР
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность
1 Организация экскурсий 3 Ответственный за туристическо –краеведческую работу.
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
1 Акция «В будущее без наркотиков»
2 Учитель физкультуры,
Классные руководители
2 Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» 2 Заместитель директора по воспитательной работе, учитель физкультуры
3 Проведение соревнований по баскетболу, волейболу 2 Учитель физкультуры
4 Проведение ежегодной военно-спортивной игры «Зарница»
2 Заместитель директора по ВР, Учителя физкультуры, ОБЖ,
2.4. Краеведение
1 Проведение тематических мероприятий «Почетные граждане села» 3 ,Заместитель директора по ВР
Классные руководители
библиотекарь
2 Встречи со знаменитыми людьми села, района 3 Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
3 Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:
«Моя родословная»;
«Село, я в тебя влюблен»;
«Есть такая профессия - Родину защищать»
« Есть такое село Бакмасиха»
3 Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
4. Организация походов по родному краю 3 Ответственный за туристическо-краеведческую работу.
2.5. Общественно полезный труд
1 Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет 3 Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
2 Ремонт мебели в кабинетах 3 ,Заместитель директора по ВР
Классные руководители
3 Благоустройство территории учреждения 3 Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
4 Организация работы трудовых отрядов в летнее время 3 Заместитель директора по ВР
Классные руководители, учитель технологии
2.6. Участие в районных и областных мероприятиях, конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию (приложение)
2.7. Методическое обеспечение
1 Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных:
• Дню села;
• Дню защитника Отечества;
• Дню Победы; ,Заместитель директора по ВР
Классные руководители
2 Создание СD- и аудифона 3 Организация подписки на периодические издания библиотекарь
4 Разработка сценариев традиционных школьных праздников:
• «День знаний»;
• «День защитника Отечества»
Военно-спортивная игра «Зарница»
• «День Памяти»
Митинг, посвященный Дню Победы Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
5 Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях Заместитель директора по ВР,
Классные руководители учитель физкультуры
6 Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций Директор
7 Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации Заместитель директора по ВР,
Классные руководители
III этап «Аналитический»
№ п.пВид деятельности Сроки реализации Ответственный
1 Анализ реализации II этапа Программы Сентябрь- октябрь 2015 г Заместитель директора по ВР
2 Коррекция Плана реализация программы Ноябрь – декабрь 2015 г Заместитель директора по ВР
3 Обобщение результатов работы школы на Совете школы Январь 2017 г Заместитель директора по ВР
4 Планирование работы на следующий период Февраль – май 2017г Заместитель директора по ВР
7.Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МКОУ Бакмасихинская СОШ, взаимодействие школы с библиотекой, общественными организациями.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.8.Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно- духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе,
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать,
- умение принимать и защищать свои решения,
- готовность к участию в общественных делах,
- готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине,
- права и свобода человека и гражданина,
- символика Российской Федерации,
- национальное самосознание,
- уважение чести и достоинства других граждан,
- гражданственность.
Количественные показатели:
- включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации,
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам)
- отсутствие детей с девиантным поведением,
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике,
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
В учреждении, как образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию,
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания,
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности
В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей,
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства,
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей страны, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации Программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя:
- награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами;
- организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами;
- формирование лидерской группы из инициативных и активных участников Программы.
Ресурсное обеспечение
Источники финансирования: Финансирование осуществляется за счет привлечения спонсорских средств и средств, полученных от реализации продукции, выращенной на пришкольном участке.
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
№ п.пСредства обучения Необходимо приобрести/ есть в наличии Необходимая сумма денежных средств
1. Канцелярские товары
1 листы ватмана; приобрести 200,00р.
2 маркеры; приобрести 100,00р.
3 ручки, карандаши; приобрести 100,00р.
4 листы бумаги; приобрести 300,00р.
5 ножницы; приобрести 500,00р.
6 линейки; приобрести 100,00р.
7 цветная бумага; приобрести 100,00р.
  Итого:   1 400,00р.
2. Наглядный материал, атрибуты, прочее
8 наглядный материал; приобрести 2 000,00р.
9 различные атрибуты; приобрести 2 000,00р.
10 костюмы; приобрести 0,00р.
11 шары; приобрести 500,00р.
12 призы; приобрести 1 000,00р.
13 столы есть 0,00р.
14 стулья; есть 0,00р.
  Итого:   5 500,00р.
3. Техническое оснащение
15 музыкальный центр; есть 0,00р.
16 мультимедийная установка; есть 0,00р.
17   микрофон; приобрести 10 000,00р.
18 диски с музыкальными композициями приобрести 3 000,00р.
  Итого:   13 000,00р.
  Всего:   19 900,00р.
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому основная задача программы – воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков.
Программа предоставляет детям возможность почувствовать целостность и общность истории народов, живущих в России.
Программа позволяет:
- углубить знания учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;
- научить анализировать и понимать органическую целостность истории культуры народов России;
- понять учащимся их личную ответственность за будущее России.
12. Диагностическая программа изучения уровней сформированности патриотизма и гражданственности у подростков.
(ПРИЛОЖЕНИЕ1)