Программа Гражданско-патриотического воспитания учащихся «Растим патриотов России» на 2015- 2020гг.

 
 
 Программа
Гражданско-патриотического воспитания учащихся
«Растим патриотов России»
на 2015- 2020гг.



Автор Программы
Рослая Гулнора Келдияровна: заместитель директора
МБОУ "Охотниковская средняя школа"


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО кл.рук. Директор школы
Руководитель МО __ приказ от_______№
И.В.Гончаренко __________В.А. Ильченко
«_____» _______2015 г. «_____» _______2015 г.


Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
(В.Караковский )

Нормативно-правовая база:

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации";
Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.)
Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ”;
Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации”;
Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ” и др.
Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в ОУ, связанных с применением государственных символов РФ”.
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ”.
Письмо Министерства образования РФ от 31.01.01г. № 90/30-16 “ О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии ОУ с семьей”.
Концепция патриотического и духовно – нравственного воспитания в Республике Крым.
Концепция приоритетных направлений воспитательной работы Республики Крым.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа Гражданско-патриотического воспитания учащихся в МБОУ "Охотниковская средняя школа"на 2015-2020 гг.  представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития детского коллектива. Автор Программы считает, что данная Программа позволит целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание с учетом социального заказа общества школе, опоры на внешние и внутренние возможности школы в решении стоящих перед ней проблем, особенных возможностей воспитанников.
  
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
 
Наименование Программы
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
МБОУ "Охотниковская средняя школа"на 2015-2020 гг.

Разработчик Программы
 
Педагогический коллектив,
Родительский комитет МБОУ "Охотниковская средняя школа"


Исполнители Программы
Педагогический коллектив
Учащиеся
Родители

Научно-методическая основа
Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и Российского уровня

Основные этапы и формы обсуждения Программы.
1. Обсуждение в коллективах учащихся, педагогов, родителей.
2. «Мозговой штурм».
3. «Круглый стол» на МО классных руководителей.
4. «Круглый стол» на заседании Родительского комитета.

Кем принята Программа
Методический объединение классных руководителей

 
 
Цели и задачи Программы
Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников.
Формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству.
Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей.
Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования.
Изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии.

 
 
 
 
Ожидаемые результаты
Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:
высокие этические нормы поведения и жизни;
активная гражданская позиция;
стремление к духовному обогащению и развитию;
чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
стремление к здоровому образу жизни;
участие в ежегодных школьных, муниципальных и краевых проектах.

Срок действия Программы
2015-2020 гг

Этапы реализации Программы
I этап – организационно-мобилизационный, диагностический
(декабрь, 2015 г. - сентябрь, 2016 г.).
II этап – практический (2016-2019 гг.).
III этап - итогово-обобщающий (2020 г.).

 

Программа
Гражданско-патриотического воспитания учащихся
«Растим патриотов России»
на 2015- 2020 гг.
 
Аннотация Программы.
 
Направление.
Комплексные программы, формирующие и развивающие у молодежи гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

Актуальность.
     Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
      Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
         Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью компетентностного подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
           Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
       Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.
Анкетирование учащихся показывает, что они не всегда правильно понимают лексическое значение слова «патриот». Некоторые из них рассматривают его как бережное отношение к природе, кто-то – только как уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом. Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно очиститься.
     Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе.  Важнейшая задача школы – развивать личность школьника, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Но надо учитывать, что формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это целенаправленная, систематическая,, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно поводиться совместно с семьей и через семью. Наша школа – это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.   Неслучайно, в этом учебном году наша школа и воинские части, где служат наши родители, включились в реальную совместную работу: они участники и организаторы ключевых дел в школе. Родители проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, спортивные соревнования, становятся руководителями в смотрах-конкурсах учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи.
  В Программе:
отражены приоритетные направления и задачи по гражданско-патриотическому воспитанию;
указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач;
Цель Программы. 
Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
    Задачи.
Провести обоснованную организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников.
Формировать эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовность приносить пользу обществу и государству;
Развивать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать творческую активность.
Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества.
Изучать историю своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России.
 Принципы, на которых строится Программа:
систематичность;
открытость;
доступность;
субъектная позиция учащихся;
воспитание через социально значимую деятельность;
интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей.
   Сроки и этапы реализации Программы:
I этап – организационно-мобилизационный, диагностический
(декабрь,2015 г.):
аналитическо-диагностическая деятельность;
поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
изучение современных технологий.
 II этап – практический (2015 -2019 гг.):
использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
промежуточный контроль.
III этап - итогово-обобщающий (март-май 2020 г.):
обработка и интерпретация данных;
соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.
     Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.
 Кадровое обеспечение:
Директор школы – осуществляет общее руководство школой и отвечает за создание условий для деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

Педагогический совет – разрабатывает стратегию развития школы, утверждает и определяет основные подходы к реализации программы по созданию воспитательной системы Школы гражданско-нравственного воспитания; проводит всесторонний анализ работы.

Заместитель директора по воспитательной работе – создаёт воспитательную работу, осуществляет руководство, контроль, методическое обеспечение и отслеживает результаты деятельности образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию; координирует деятельность образовательного учреждения и различных социальных институтов по данному направлению.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – организует работу по созданию учебных курсов по истории Отечества и праву, осуществляет контроль за внесением гражданско-патриотической направленности в курсы учебных дисциплин.

Педагог-организатор – организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся начальной школы, среднего и старшего звена, координирует деятельность образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования.


Библиотекарь – разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания, организовывает воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, осуществляет методическое обеспечение образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию.

МО классных руководителей – обогащает содержание гражданско-патриотического воспитания, разрабатывает формы, методы и средства гражданско-патриотического воспитания; изучает и обобщает передовой опыт в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы школы; отслеживает уровень сформированности гражданственности и патриотизма у учащихся.

МО учителей-предметников – корректирует учебные программы с целью включения в содержание учебных предметов элементов гражданско-патриотического воспитания.

Программа включает в себя следующие направления:
1. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав
другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, правовой лекторий, смотр строя и военно-патриотической песни, военно-спортивные игры, военизированные и спортивные эстафеты, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
2. Мой край родной.
Цель: Воспитание у детей  любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин Камчатки».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: краеведческая, выпуск листовок, газет, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал, экологические проекты.
3. Я и семья.
Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, семинары, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Компетентный подход, основанный на предметном начале с 1 по 11 классы.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Система тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Школьное самоуправление.
5. Участие в тематических конкурсах, выставках.
6. Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
7. Волонтёрское движение.

Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
 
 2. Календарно-тематический план.
 
№ п/п
Дата
Название мероприятия
Ответственные

I. Разработка мероприятий по патриотическому воспитанию     в урочное время.

1
 В течение
учебного года
Использование потенциала учебных курсов литературы, обществознания, истории, права, экологии.
Зам. директора


2
В течение
учебного года
Организация целостного
учебно-воспитательного процесса.
Руков. МО по пред-метам, учителя

3
В течение
учебного года
Гуманитаризация образования.
Руководители МО
по предметам

4
В течение
учебного года
Проведение интегрированных уроков
в библиотеке, музеях.
Библиотекари,
учителя

5
В течение
учебного года
Проведение интегрированных уроков истории, литературы по патриотическим темам.
Учителя,
руководители МО

6
В течение
учебного года
Участие в предметных олимпиадах по истории, обществознанию, праву.
Учителя,
руководители МО

II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся строится на тесном сотрудничестве с родителями.

2.1. Воспитание гражданско-патриотических чувств через знаменательные даты, события, государственные праздники, школьные традиции.

1
Сентябрь-май
Дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск и памятные даты в истории Отечества
с родителями-военнослужащими.
Единый урок по теме «Встреча с подвигом». Посвященной 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией. Единый урок «Конституция – основной закон государства», посвященный Дню Конституции Российской Федерации
Зам. дир.
 кл. руковод.
педагог-организатор; пед.коллектив.

2
Январь
Принять участие в конкурсе «Семейный очаг»
педагог-организатор
Классн. руковод.

3
Февраль
Месячник военно-патриотической
и оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества. 
кл.рук.
Депутаты М.П.
Казаки,педагог-организатор зам.директора.

4
Апрель-май
Мероприятия, посвященные Дню Победы
в Великой Отечественной войне.
зам.дир .,педагоги


5
В течение учебного года
Юбилейные даты школы, города, края, России.
 
Зам.директора,
Депутаты м.п.
полит. деятели.

6.
Сентябрь
Май
«Первый звонок»
«Последний звонок»
Зам. дир. по ВР
кл. руководители 

2.2. Жизнь замечательных людей.

1
Сентябрь, соответственно датам в течение учеб.года
Тематические классные часы

Кл. рук.
педагог-организатор


2
Январь

Уроки мужества.
Кл.руков.


3
Сентябрь,
октябрь, декабрь, апрель, май
Конкурсы
сочинений, рисунков, чтецов, викторины.
Классные руководители,
зам.директора

4
Сентябрь, февраль
Конференции, ратные трудовые подвиги земляков.
Классные руков.,

2.3. Любовь к Родине начинается с семьи.

1
В течение года
Тематические классные часы ,акции.

Родители, ученики, кл. руков.

2
Октябрь, ноябрь, апрель, май, в течение учебного года
Акция "Уроки детей и их родителей".
Тематические классные часы:
«Моя родословная», «Я и моя семья», «Мой дом – моя крепость», «Тайны бабушкиного сундука», «О чем поведал семейный альбом».
Классные руково-дители,
родительский комитет
библиоекарь

3
Октябрь, ноябрь, март, май
Совместные праздники родителей и учащихся: «День матери», «День 8 марта», «День семьи».
Классные руков., родительский комитет
библиотекарь

4
Октябрь, март, май
Конкурсы, выставки, проекты
«Моя семья – мое богатство».
Классные руков., учащиеся
библиотекарь

5
Февраль
День Защитников Отечества.
Клас. руковод.
педагог-организатор

6
Март, в тече-ние учебного года
Родительские собрания, тематические лектории: «Лента времени», «Золотые россыпи семейной педагогики», «О нас и наших детях».
Администрация,
клас. руковод. родительский комитет

7
Май
Чествование родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе.
Кл.руководит.,
Соц.служба

2.4. Жить – Родине служить.

1
Сентябрь, декабрь, январь-февраль
Военно-патриотические викторины.
Учителя истории,
библиотекарь


В течение года
Акция за здоровый образ жизни.
«Спорт против наркотиков». Всероссийские президентские игры
Учит.физкультуры,
кл. рук.


2
В течение учебного года
Спортивные соревнования по мини-футболу, волейболу.
Учителя физкультуры
воины-шефы

3
Ноябрь
Читательская конференция, чтение и обсуждение книг о героях Великой Отечественной войны.
Библиотекарь, кл.руководители 


Январь
Тематический вечер «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина России».
кл.рук.
библиотекарь

5
Февраль
Военно-спортивные праздники
«Мама, папа, я спортивная семья», «Армейские забавы».
Учит.физкультуры,
кл. рук.

6
Февраль
Смотр песни и строя.
Фестиваль песни в солдатской шинели.
Кл.рук.
Учитель муз. педагог-организатор


Март
Всероссийских соревнований по футболу «Кожаный мяч»
Учителя физ-ры

8
Май
Месячник оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания
Зам. директора.
Учитель ОБЖ, кл.рук.

9
Май
Единый урок «Урок Победы», посвященный Дню Победы в Великой Отечестввенной войне 1941 – 19456 годов
Учителя физкультуры

2.5. «Будущее начинается сегодня»: формирование гражданской позиции через ученическое самоуправление.

1
Октябрь
«Я – гражданин России».
Выборы в Школьный Парламент.
Зам.дир.
кл.рук.

2
Октябрь
От слов – к делу: «Законы, по которым живем».
Совет старшекл., кл.рук.

4
Ноябрь
«Шагаем в будущее».
кл.рук.

5
В течение года
Акции «Мое здоровье в моих руках»
Кл.рук.1-11 кл.

6
Январь
«Школа – это поиск смысла жизни, профессиональное самоопределение».
кл. рук.

7
Февраль
Смотр строя и песни.
Фестиваль песни в солдатской шинели.
Совет старшекл, Д/О "Патриот"

8
Май
«Вот и стали мы на год взрослей»:
подведение итогов.
Совет самоупр., классные руковод.

 
 Формы организации деятельности.
 Содержание работы:
изучение материала о народных праздниках, обрядах, обычаях, истории народного костюма, пословицах и поговорках, музыкальном фольклоре, народных играх и игрушках, промыслах и ремёслах, устном народном творчестве;
изучение системы нравственных ценностей и традиций семьи;
знакомство с православными традициями;
изучение материала по истории создания государственных символов России;
изучение федеральных законов о государственных символах, Конституции РФ;
знакомство с историей возникновения герба и флага г. Петропавловска-Камчатского и Камчатского края;
изучение жизни и деятельности великих людей России, деятелей науки и культуры, исторических личностей, первопроходцев Камчатки и др.;
оказание систематической помощи ветеранам войны и труда, участникам боевых действий и локальных конфликтов;
знакомство с интересными людьми города и края;
изучение исторического прошлого страны, края, города;
знакомство с воинскими традициями российской армии;
изучение и охрана природы родного края.

Формы работы:
тематические классные часы;
поисково-исследовательская работа по истории России и родного края;
поисковая работа по истории родной школы;
изучение истории своей семьи, семейных традиций;
оформление альбомов и стендов;
посещение военно-исторических и краеведческих музеев;
посещение культурно-досуговых центров (библиотек, театров);
посещение воинских частей;
чествование заслуженных людей города, края, ветеранов, военнослужащих;
устные журналы;
конференции;
кружковая работа;
выпуск газет, плакатов, листовок;
конкурсные программы, викторины;
конкурсы рисунков, плакатов;
конкурсы стихов;
выставки рисунков, поделок, фотовыставки;
праздники и вечера;
военно-спортивные игры, сборы;
использование государственной символики при проведении торжественных школьных мероприятий;
встречи с работниками военкомата, воинами российской армии и флота, курсантами военных училищ;
встречи с выпускниками школы, служащими в армии;
встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в горячих точках;
экскурсии и походы;
шефская помощь ветеранам войны и труда;
смотры строя и песни;
спортивные соревнования и праздники;
уход за памятниками и мемориалами;
посадка и уход за зелёными насаждениями;
трудовые десанты с целью поддержания чистоты и порядка на территории школы, в скверах, парках и улицах города;
участие в городских, краевых, всероссийских мероприятиях, конкурсах по гражданско-нравственному воспитанию.

    Методы организации деятельности.
Поисковая работа,
метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов,
метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям,
использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свой город;
организация экскурсий и встреч с почетными жителями;
вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
организация краеведческой работы;
организация поисковой работы,
социального проектирования.
проведение патриотических уроков на базе школьного музея.
приглашение воинов, выпускников школы для участия в Уроке Мужества «Мы верим в тебя, Солдат!» с целью формирования у молодежи готовности к защите Отечества и службе в Российской Армии.
Проведение военно-спортивных игр с привлечением воинов-шефов, Совета ветеранов.
Проведение музыкальных фестивалей патриотической песни: Смотр строя и песни, «Песня в солдатской шинели».
     «
 Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:
повышение толерантности учащихся;
упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации и ближнего зарубежья;
степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всём многообразии форм его проявления, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы, реальный вклад, вносимый ими в дело процветания Отечества;
воспитание чувств любви и гордости за свою Родину;
воспитание бережного отношения к традициям и обычаям своей страны.
Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:
высокие этические нормы поведения и жизни;
активная гражданская позиция;
стремление к духовному обогащению и развитию;
чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
уважение к родителям;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- стремление к здоровому образу жизни;
участие в ежегодных школьных проектах.

Количественные параметры – это количество:
проведённых выставок патриотической направленности;
проведённых конкурсов, викторин, игр патриотической направленности;
проведённых и посещённых экскурсий в школьном краеведческом музее и музеях края;
учащихся, охваченных деятельностью кружков, спортивных секций, патриотических клубов и объединений;
учащихся и педагогов, охваченных посещением музеев и культурно-досуговых центров;
проведённых встреч с ветеранами войны, труда и боевых действий;
проведённых фестивалей и конкурсов по гражданско-патриотической тематике;
проведённых военно-спортивных мероприятий;
проведённых конференций по защите поисковых заданий;
работ по благоустройству территории школы, скверов, парков и улиц города; уходу за памятниками и мемориалами.
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы образовательного учреждения и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации их деятельности.
К реализации Программы привлекаются учреждения дополнительного образования, воинские части, учреждения культуры и спорта, родители учащихся, общественные организации и объединения, институты государственные власти.

Основные условия реализации Программы:
создание критериев воспитанности учащихся и возможностей для их проявления;
обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса и внедрение современных технологий воспитательной работы в процесс гражданско-патриотического воспитания;
создание условий для активного участия семьи в системе гражданско-патриотической работы школы;
вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме;
проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне;
создание и сохранение традиций гражданско-патриотической работы в школе;
формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, педагогов, общественности;
повышение методической и профессиональной культуры всех участников воспитательного процесса;
использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной работы школы.
  Перспективы дальнейшего развития.
     Школа работает и сохраняет лучшие традиции гражданско-патриотического воспитания детей, подростков, молодежи. Но, чтобы стать настоящим патриотом, надо владеть не только морально-психологическими качествами, но и специальными прикладными знаниями, навыками и умениями. Нам предстоит возродить лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым содержанием. Игра – это выход ребенка в большую жизнь, осуществление его мечты. Игра поможет детям проявить лучшие качества.
     Кроме духовно-нравственного воспитания, эта система будет включать в себя:
военно-историческую подготовку;
подготовку по основам жизнедеятельности;
прикладную физическую подготовку.
Необходимо разнообразить формы военно-патриотической работы:
Месячник оборонно-массовой работы,  боевой славы
Военно-спортивный праздник
«Сыны Отечества», «Салют Победы»
Пополнение экспозиции школьного музея
Военно-исторические и военно-спортивные игры, комбинированные эстафеты, марш-броски
Слеты, финалы
Митинги, Торжественные построения у памятных мест
Почётный караул и возложение цветов к памятным местам
 
 










13PAGE 15


13PAGE 14815