ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2014-2015 учебный год

КГКП «Центр развития ясли-сад № 1 «Ромашка»









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2014-2015 учебный год












г. Экибастуз
Ф.И.О. МУБАРАКШИНА ЕЛЕНА БОРИСОВНА
Дата рождения 30.04.1969 Г.
Домашний адрес г. Экибастуз, ул. Бухар Жирау, д. 222, кв. 2
Образование ВЫСШЕЕ
Павлодарский государственный педагогический институт
Год окончания 2010, диплом ЖБ-Б № 0100697
Академическая степень Бакалавр дефектологии
Специальность Дефектология
Специализация логопедия
Экибастузское педагогическое училище
Год окончания 1992, диплом ПТ-I №367407 с отличием
Место работы КГКП «Центр развития ясли-сад № 1 «Ромашка»
Должность учитель – логопед
Общий педстаж 13 лет
Квалификационная категория не присвоена
Курсы повышения квалификации:
«Приемы постановки звуков речи» (регистрационный № 2018) 2010 год
«Компетентностный подход к выявлению и преодолению нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста» 36 часов (регистрационный № 4635) 2012 год
«Информационно-коммуникационные технологии в спезиальном образовании» для учителей-логопедов 72 часа (рег.№ 75248) 2014 год





Индивидуальная тема самообразования:
«Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников посредствам нетрадиционных игровых приемов »

Время работы над темой: сентябрь 2014 – май 2015г
Цель: Обобщить опыт работы по теме.
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
3. Пополнить развивающую среду кабинета.

















ПЛАН РАБОТЫ
№п/п
Содержание
сроки


1.

2.



3.


4.



5.





6.


7.


8.

Изучение методической литературы.

Изготовление буклета для родителей
« Комплексы артикуляционной гимнастики».

Оформление папки – передвижки:
« Артикуляционная гимнастика».

Проведение семинара – практикума для родителей: « Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Обобщение педагогического опыта по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Отчет на педсовете (система работы)

в теч.года

ноябрь



ноябрь


декабрь



февраль





в теч.года


в теч.года


в соответствии с год.планом



Изучение методической литературы:
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.
Воробьёва Т.А,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.
Косинова Е. Гимнастика для развития речи.
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.
Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.

Отчет по самообразованию
№п/п
Содержание
Сроки
Отчет о выполнении


1.



















2.



3.



4.




5.







6.











7.


8.

Изучение методической литературы:
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.
Воробьёва Т.А,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.
Косинова Е. Гимнастика для развития речи.
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.
Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. и др.


Изготовление буклета для родителей « Комплексы артикуляционной гимнастики».

Оформление папки – передвижки:
« Артикуляционная гимнастика».


Проведение семинара – практикума для родителей:
« Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Систематизировать опыт работы по теме: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи».



Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме:
- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;
- красные варежки на руку каждого ребенка для выполнения упражнений методом биоэнергопластики;
- стихи, считалки, сказки для проведения арт. гимнастики
- индивидуальные зеркала 9/12


Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Отчет на педсовете (система работы)



в теч.года



















ноябрь



ноябрь



декабрь




февраль







в теч.года











в теч.года


в соотв.
с годовым планом










































































ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
« Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»
Без речи нет ни сознания, ни самосознания
Л. С. Выготский
Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Значительный процент речевых нарушений проявляется уже в дошкольном возрасте, так как этот возраст является синзитивным периодом развития речи.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии год от года не уменьшается, а неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки не только правильным звукопроизношением, но в большинстве случаев у детей присутствуют нарушения лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния, неуверенного закомплексованного поведения.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный и предупредить вторичный дефекты, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям 3-х, 4-х, 5-ти лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети 6-ти,7- лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например « часики», «качели», «окошко»,
«улыбка». Вначале, логопед учит детей выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы Затем логопед знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте логопед знакомит детей с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер».
Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.
В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:
улучшить координацию движений пальцев рук;
выработать правильное речевое дыхание;
развить интонационную выразительность голоса;
научить выражать свои чувства и эмоции;
совершенствовать пластику движений.
Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.



При работе придерживаемся следующих аспектов:
В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, на НОД логопеда и воспитателей, а также в режимные моменты, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
Продолжительность видов деятельности в режимные моменты или так называемые « пятиминутки»:
1 минута – развитие мелкой моторики;
1 минута – развитие дыхания и голоса;
1 минута – развитие мимики;
2 минуты – развитие артикуляции;
Артикуляционная гимнастика проводится в группе в течении дня 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Комплекс упражнений сочетает в себе статические и динамические упражнения.
При выполнении новых упражнений обязательно закрепляются старые.
Перед артикуляционными упражнениями используются дыхательные, голосовые, мимические.
Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствуют годовому тематическому планированию. А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого и ребенка; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению артикуляционной гимнастики – метод биоэнергопластики.