Методическая разработка открытого урока по истории: Тема урока Россия в 18 веке.


Методическая разработка открытого урока по истории.
Россия в 18веке
Цель: Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей Родины, способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, а также чувства коллективизма, товарищества, неравнодушия, сплочения коллектива в группе.
Урок проводится в форме викторины.
Группа делится на 2 команды по 10 человек.
Предлагается семь конкурсов-заданий.
1конкурс. Разминка ( по 5 вопросов каждой команде по 1 баллу за правильный ответ)
1команда. Патриоты
Годы правления Петра1( 1696-1725)
Разрешили бы дворянину в 1 четверти 18 века носить бороду. Ответ обоснуйте.( нет, согласно указу Петра1)
Крупные города России 18века Москва и Петербург. Где они расположены?( Москва-центральная Россия, Петербург- Северо-запад)
Почему стали возможны дворцовые перевороты в 1 четверти 18 века?(Пётр1 не успел составить завещание о наследовании престола)
Кому принадлежат слова: « Я желаю только добра стране, куда бог меня привёл, слава страны составляет мою собственную»(Екатерина2)
2 команда. Следопыты.
Назовите годы правления Екатерины 2( 1762-1796гг)
В годы правления какого царя крепостных крестьян принуждали работать на мануфактурах, как они назывались?( Пётр1, приписные)
Его все не любили и в голос без трепета злословили, он возвратил все завоёванные земли в семилетней войне. Фридрих2 заключил с ним мирный договор. О ком идёт речь?( Пётр3)
4.Она родилась в бедной крестьянской семье в городе Дерпте, после её вступления на престол всё управление страной оказалось в руках А.Д. Меньшикова. О ком идёт речь?( Екатерина1, супруга Петра1).
5. По велению этого императора А.Д. Меньшиков был сослан в Берёзов (Пётр2)8

2 конкурс. Эстафета по датам.
Участникам раздаются карточки, на которых указаны даты, кто быстрее укажет событие и сдаст в жюри. (1 балл за правильный ответ).
Следопыты
1696г- начало правления Петра1
1700г- Сражение под Нарвой
1709г- битва под Полтавой
1721г- окончание Северной войны
1725г- кончина Петра1
Патриоты
1762г- начало правления Екатерины2
1703г- основание Санкт-Петербурга
1767г- уложенная комиссия
1714г- битва при Гренгаме1720- битва при мысе Гангут
Выделенные слова- ответы для жюри.

7
3 конкурс. Установить правильное соответствие. ( 5 баллов за правильный ответ)
Патриоты
1.Пётр 1 1.Верховный Тайный совет
2.Екатерина 2 1.Северная война
3.Елизавета Петровна 2.Уложенная комиссия
4.Екатерина 1 5.Ссылка Меньшикова
5.Пётр 2 3.Семилетняя война
Следопыты
1.Потёмкин Г.А. 3.Предводитель восстания
2.Суворов А.В. 5.Флотоводец, командующий Черноморским флотом
3.Пугачёв Е. 2.Военачальник, не проигравший ни одного сражения
4.Румянцев П.А. 1.Генерал-губернатор
5.Ушаков Ф.Ф. 4.Флотоводец, вице -адмирал
4 задание. Предлагается прочитать отрывок из текста, и рассказать о каком событии идёт речь. ( за правильный ответ 3 балла)
Патриоты
В середине дня Пётр1 устроил в своих шатрах обед для победителей. Пригласили и пленных и генералов, и министров. На обеде Пётр1 предложил сой знаменитый тост:
- За здоровье учителей, за шведов!
- Хорошо же ваше величество,- тут же ответил граф Пипер, первый министр Карла12- отблагодарили вы своих учителей ( победа под Полтавой в Северной войне)

6
Следопыты
Волынский и его сторонники не скрывали своего отвращения к Бирону,кабинет- министр в ряде записок выступил против клики хозяйничавшей при дворе в России. Бирон уговорил императрицу и она приказала в 1770году арестовать Волынского и его друзей. Началось следствие, пытки, доносы, оговоры. Дело закончилось казнью кабинет-министра, другим « урезали языки», сослали на каторгу.( Бироновщина, период правления Анны Иоановны)


5 задание. Конкурс «Семь» ( ребята должны указать историческое событие с помощью предложенных слов, 3 балла за правильный ответ)
Патриоты
Кунерсдорф, Гросс-Егерсдорф, Берлин, Кольберг, Пруссия, Чернышов, Салтыков. (Семилетняя война с Пруссией)
Следопыты
Нарва, Полтава ,Гренгам, Гангут, Карл12, Меньшиков, Пётр1. (Северная война)

5
6 задание. Знание+ догадка
Что или кто не имеет отношения к системе управления в 18 веке? ( 3 балла за правильный ответ)
Патриоты
Сенат
2.Земский Собор
3.Коллегии
4.Губернаторы
5.Боярская Дума
Следопыты
Опричники
Кормленщики
Вече
Магистраты
Синод

4
7 задание. Знание+ догадка (общее задание, кто вперёд сдаст в жюри, 5 баллов за правильный ответ + 1 балл за скорость)
С именем А. В. Суворова связаны многие победы русской армии. В своей книге «Наука побеждать» прославленный военачальник дал ряд ценных советов. Но несколько слов из текста выпали. Поставьте их на место и вы узнаете, что это за советы.
редко « Береги пулю на три дня, а иногда и на целую компанию когда негде взять.
басурманаСтреляй редко, да метко.
дура Штыком коли крепко.
заколи Пуля обмишулится, а штык не обмишулится: пуля дура,штык молодец.
поит Коли один раз, бросай басурмана со штыка.
компанию Береги пулю в дуле.
застрели Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему карачун.
метко Обывателя не обижай, он нас поит и кормит.
кормит пулю крепко молодец
Выделенные слова и есть ответы для жюри.
Жюри подводит итоги, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Самым активным учащимся выставляются оценки.
Практика показала, что уроки в форме викторин проходят увлекательно, присутствует здоровый дух соперничества, взаимовыручки, чувство ответственности за команду.

3
Пояснительная записка
Я за свою педагогическую деятельность пришла к выводу, что уроки по истории продуктивнее всего проводить в соревновательной форме, когда никто из группы не остаётся в стороне от урока.
Мною проводятся уроки в виде презентаций, уроки- суды, когда речь идёт о конкретном правителе, уроки- конференции, а также чаще всего уроки в форме викторин.
Я решила отправить на суд жюри собственную разработку исторического урока по теме « Россия в 18 веке», провожу подобные уроки часто и касаются они разных периодов нашей отечественной истории, конечно ребятам предлагаются разные задания.
Практика показала, что учащимся нравятся такие уроки. Они самостоятельно готовят задания, ищут дополнительную литературу, сопоставляют с разными историческими источниками.
Думаю, что компетентное жюри объективно оценит предложенную разработку.
2
Государственное бюджетное профессинальное образовательное Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум» ( ГБПОУ ИО УКПТ).
Методическая разработка открытого урока по истории.
Тема: « Россия в 18 веке».
Разработчик Уваровская Елена Вячеславовна преподаватель истории и обществознания( 1 квалификационная категория)
Усть-Кут
2014год 1