Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход – шаги к успешной школе.


Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход – шаги к успешной школе.
В современном динамично развивающемся обществе одной из приоритетных задач является воспитание успешного, конкурентоспособного выпускника, который мог бы легко влиться в мировое образовательное пространство. В связи с этим возникает необходимость внедрения в процесс обучения современных методов и подходов в образовании, где учитель не просто передает определенный объем готовых знаний, а является фасилитатором, побуждающим учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 
Хотелось бы заметить, что одной из особенностей Интегрированной образовательной программы является их практическая направленность, которая выражается в увеличении доли практических занятий и проектной деятельности учащихся, где на каждом уроке ребенок проводит свое собственное мини-исследование. Следующей особенностью, которую можно отметить является особое внимание, направленное на развитие языковых навыков учащихся как на языковых предметах, так и на предметах естественно-математического цикла: химии, физики, математике и др.  В отношениях учитель-ученик во все времена сохранялось лидерство первого и подчиненность второго. Сегодня система образования провозглашает: центром обучения является не учитель, а ученик. Концепция развития образования Республики Казахстан предполагает переход от традиционного метода преподавания в школе, когда ученик получал от учителя готовые знания, не умея применить в жизни полученное, к воспитанию компетентности личности. В современных условиях учащиеся сами должны получить необходимый их уровню и запросам объем знаний, понимая их ценность и имея представление о сфере их применения. Это возможно лишь при модификации самого подхода к преподаванию и обучению в школе. Современные методы и технологии преподавания предполагают такой подход, при котором ученик должен быть заинтересован в своем обучении
В соответствии с поручениями Главы государства Назарбаева Н.А. Правительством Республики Казахстан 24 мая 2011 г. одобрены концептуальные подходы к развитию системы подготовки и повышения квалификации казахстанских учителей и поручено созданному Центру педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с иностранными партнерами разработать многоуровневые Программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан с использованием лучшего мирового опыта и педагогической практики. В основу деятельности Центра педагогического мастерства положена идея непрерывного профессионального развития учителя в условиях интеграции казахстанского образования в мировое образовательное пространство.
Нынешние курсы повышения квалификации ведутся по этой специальной программе, включающей в себя семь модулей, таких как: обучение критическому мышлению, критериальное оценивание, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), работа с одаренными детьми, менеджмент и лидерство в обучении. Сравнивая результат современной работы в образовании и планируемые результаты можно наблюдать разницу в процессе обучения
Таблица №1 Сравнение процессов преподавания
Традиционный подход Конструктивистский подход
 
Учебная программа построена по принципу от части к  целому с акцентом на базовых знаниях и умениях  
Учебная программа представлена по принципу  от общего к частному с акцентом на обобщенных понятиях и умениях
 
Основное требование к процессу обучения – строгое выполнение учебной программы  
гибкость процесса обучения с возможностью  варьирования учебной программы
 
Учебная программа и учебный процесс полностью опираются на рекомендованный
учебник или учебное пособие  
Учебник не является доминирующим источником  учебной информации; приоритет переходит к  оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности
 
Учащийся представляется как  объект процесса обучения,  который получает готовые  знания от учителя  
Учащийся – полноправный участник процесса  обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире
 
Учитель, как правило, преподносит новый учебный материал  в дидактической  манере  как  истин в последней инстанции  
Учитель выступает прежде всего как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им  свои знания и убеждения
 
Учитель оценивает эффективность учебно-познавательной  деятельности учащихся по количеств правильных ответов  
Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся,   умные вопросы, сознательно исправленные  ими ошибки
 
Результаты тестов и контрольных работ – единственный  источник информации об  уровне знаний и умений учащихся  
Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию  нового знания, и его прогресс в обучении
 
Контроль и оценка учебных достижений осуществляются в  отрыве от процесса обучения  
Контроль и оценка осуществляются в тесной  связи с тем, кок реально протекал процесс  обучения
 
Учащиеся преимущественно  работают в условиях фронтального обучения в классе и  индивидуально – дома  
Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий,  работают в малых группах, командах или парах
Сегодня жизнь ежедневно требует новых идей, новых подходов в обучении. Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем, с трудностями, но человек, который носит высокое звание учителя, должен уметь решать такого рода проблемы. Он постоянно работает над совершенством в обучении, в образовании. Изучив «Руководство для учителя» о теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию о необходимости при подготовке к урокам использовать семь модулей для улучшения практической деятельности, что при возникновении проблемы, ее можно решить или профилировать, тщательно спланировать пути решения.
Обучение критическому мышлению. Считаю, что вся система обучения должна строиться на этом модуле. Ведь, по-моему, ученик не просто учится и познает, а делает это в сочетании с анализом, способностью к суждению и доказательству. Целью данного модуля является развитие мыслительных навыков учащихся. Раньше, когда планировала урок, больше внимания уделяла информации, которое я для них готовила и на основе этой информации строилась дальнейшая практическая работа. А в этом году, по прохождении курсов, начала планировать уроки так, чтобы в них отражались методы критического мышления: использование метода «тонкого» и«толстого» вопросов, (а в старших классах ребята стараются сами задать вопросы «тонкого» и «толстого» порядка), заполнение таблицы «ЗХУ», работа с методами «Ромашка Блума», «Кластер», «Таблица Венна» и многое другое. В процессе выполнения этих заданий у учащихся развиваются умения выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим: умения работать и сотрудничать в группе; умения вырабатывать собственное мнение на основе полученного знания; способность заниматься своим обучением самостоятельно. (Интернет ресурс). Апробировав данные методы критического мышления, мне удалось частично достичь вышеуказанных целей на уроке, учащиеся еще не готовы работать в таких условиях, но увидела в глазах своих обучаемых живой интерес к моему предмету.
Важную роль в обучении имеют новые подходы в преподавании, где дети активные обучающиеся, где они отходят от стереотипов и строят свое собственное понимание на основе личных исследовании.
Приоритетом служат «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться».  Учитель должен помочь детям осознавать и нести ответственность за собственное обучение, чтобы в будущем он мог добиться успеха в обучении самостоятельно, чтобы на уроках всегда была мотивация к обучению. Готовясь к урокам учитель задает себе вопрос: – Что сумеют сделать ученики? Планируя свои уроки, учитель так разрабатывает задания, чтобы дети в процессе исследования, эксперимента, добывали знания сами. Это повысит как ответственность, так и самооценку самого ребенка.
Но если ученик действует самостоятельно, то как же будет проходить оценивание обучения? Ребенок привык к традиционным методам как обучения, так и оценивания. Когда учитель поставил оценку, и она была для него как закон. Он не слышал никаких комментариев, никаких рекомендации. Применение взаимооценивания и самооценивания на уроке, когда детям предоставлена возможность оценить друг друга или себя, за проведенную работу, дает учащимся возможность видеть результат обучения и анализировать. Не было удивительным то, что они это делали с большим энтузиазмом; указывали на ошибки и предлагали пути решения. Даже ученики со слабой мотивацией к обучению становились увереннее и голос их звучал сильнее и четче, когда он анализирует выставленные оценки. Я думаю, такой метод оценивания вселит чувство ответственности и уверенности в наших детях. В дальнейшем необходимо пересмотреть критерии оценивания в школах, шкала оценивания должна содержать больше баллов для оценивания.
Особое место в педагогической практике занимает использование ИКТ. В век цифровой технологии использование ИКТ стало жизненной необходимостью. Здесь предоставляются широкие горизонты использования интерактивной доски, снятия видео, аудио роликов, создание презентации, интервью у родителей, учителей, сверстников, которые например, снимаются на телефон или видео камеру, затем монтируются и демонстрируются (интернет). Использование на уроках нового оборудования в школах позволяет на уроках проводить виртуально лабораторные опыты, которые дают возможность познакомится с процессами которые невозможно провести в реальных условиях школы.
С особым почтением относятся к талантливым и одаренным детям. Ведь«маленькие Эпштейны» будут завтра направлять свои знания во благо и процветание нашего государства. Работа в этом направлении требует особого подхода. Мы должны строить свою работу так, чтобы удовлетворить познавательные потребности детей, чтобы задания, которые мы им предлагаем, способствовали их дальнейшему развитию, развитию высокого интеллекта. В конечном итоге, мы получим ожидаемый результат.
Учитель, пристально изучив возрастной состав класса, должен создать благоприятную атмосферу для эффективности обучения. Тут учитель приобретает позицию лидера. Учитель, прежде всего сам креативен, мыслит критически и стремится изменить и переоценить практическую деятельность. Чтобы добиться положительного результата в обучении учащихся, он должен учитывать как возрастные особенности, так и уровни обученности учащихся. Поэтому, планируя уроки учитель должен составлять задания дифференцированно, чтобы привлечь внимание как слабых, так и сильных учащихся
Понимание учащимися своих педагогов способствует установлению хороших взаимоотношений между учителями и учащимися в совместной деятельности, что ведёт к повышению качества учебно-воспитательной работы.
Разделение учителем ролевых позиций в образовательной парадигме строится на качественно новых взаимоотношениях с обучающимися (доверие, взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь).
При реализации функций взаимодействия в задачу учителя входит не подавлять активность, а обеспечивать внутреннюю мотивацию, чтобы учащийся захотел говорить, читать, писать и добывать новую информацию. Здесь, как отмечается многими педагогами и психологами, на первый план выходят позиции учителя- наделённого функциями помощника, советчика и учителя-партнёра, реализующего диалоговый характер воздействия на личность ученика. Эти позиции, в свою очередь, способствуют реализации главной функции учителя – управление взаимодействием обучающихся, установлению новой формы педагогической деятельности – личностно-ориентированного коммуникативного взаимодействия.
В личностно-ориентированном подходе к учебному процессу прослеживается новая роль учителя, который является субъектом взаимодействия с учащимися на уроке, оказывает дидактическое воздействие, организуя познавательную деятельность учащихся, обеспечивая внутренние мотивы и желания учителя, проявлять самостоятельность в получении новой информации. При этом учитель всё более стимулирует интеллектуальную активность, побуждая учащихся решать проблемные задачи, раскрывая интеллектуальный потенциал, творческую потребность обучающегося.
Какой бы роли и позиции учитель не поддерживался он всегда находится под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире, - говорил М.И. Калинин. – “Десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз”.
Экзамен сегодня и всегда. Так можно охарактеризовать творческий путь учителя. Добавим, что экзамен этот государственности и с оценкой не ниже, чем “хорошо”, а лучше – “отлично”. Чтобы выдержать этот экзамен, нужно быть мастером своего дела, нужно много знать и уметь, быть добрым, мудрым и терпеливым человеком.
Учитель для учащихся – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нём. На педагоге лежит огромная ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за будущую, за его умение в дальнейшем активно и успешно войти в мир человеческих отношений.Применив на практике новые подходы в обучении, у учеников намечается развитие качеств: •    саморазвитие и самосовершенствование;•    знания приобретаются в деятельной форме с акцентом на будущую занятость;•    учащиеся учатся грамотно отбирать информацию, осваивают способы работы с информацией•    учащиеся развивают навык диалогового общения и вырабатывают коммуникативно – речевую культуру.•    у учеников развивается неподдельный интерес и положительные эмоции к обучению Сам процесс обучения формируется на основе критического, аналитического, логического мышления. Ученики обучаются способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний. Таким образом, эффективное управление при внедрении новых подходов  в образовательный процесс позволит в дальнейшем добиться значительных успехов в воспитании конкурентоспособной личности.
Думаю, конечный результат уже в скором времени даст о себе знать. Мы ставим перед собой задачу – стать учителями новой формации. А ученики должны поставить перед собой задачу – стать учениками новой формации.

Станционная средняя школа
Доклад
Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход
2015