Статья на тему:Новые шаги обучения



Новые шаги обучения

Приобрести знание - храбрость,
Приумножить их - мудрость,
А умело применять - высшее искусство.
Восточная мудрость

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Урок – это главная составляющая образовательного процесса. «В рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить свои собственные суждении, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс. И задачей учителя становиться стремление понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать» (Руководство для учителя стр.150).
Я прошла курс 3 (базового) уровня в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики, данная Программа разработана совместно с факультетом образования университета Кембридж (Великобритания). Благодаря данным курсам я поняла, что главную роль на уроке исполняет ученик, а учитель только направляет его действия для успешного самостоятельного обучения.
Если раньше я работала по схеме «учитель - ученик», то сейчас после прохождения курсов поняла что мне нужно пересмотреть свою методику по обучению детей.
Сейчас, когда мы изучили идеи семи модулей, подготовка к одному такому уроку занимает у меня очень много времени. Теперь я стараюсь планировать уроки с учетом возрастных особенностей учащихся.Учитывая возрастные особенности учеников мне удалось активизировать познавательную активность детей, заинтересовать их и в игровой форме разделить на группы. Я использую метод жеребьевки «Фруктовое ассорти». Для мотивирования учащихся и для создания коллаборативной среды, я провожу различные тренинги.
Создание атмосферы сотрудничества должно иметь постоянный характер в работе учителя. Так как именно оно определяет основу работы в группах
Во время выполнения заданий в группе дети научились не бояться выражать свои мысли, научились слушать и слышать других.
Критическое мышление помогает каждому ученику формулировать свои идеи, оценки и убеждения независимые от остальных. Каждый думает критически за себя, оно носит индивидуальный характер.
Такой насыщенный процесс работы дает учителю, в первую очередь, очень большой толчок для понимания и осознания его деятельности в школьном коллективе. Совсем нетрудно составить программу для одаренных детей, просто здесь нужен особый подход, знание теоретического материала и желание поработать в этом направлении. Раньше я не задумывалась и не уточняла для себя значение слов «одаренный», «талантливый», «вундеркинд», в чем их отличие. Эта тема хорошо исследована в трудах Фримана, который выделил несколько основных критериев для выявления способных и талантливых учащихся. Согласна с авторами Руководства для учителей, которые считают, что данная категория учащихся нуждается в другом подходе к их обучению. Им нужны другие более сложные задания, способные их стимулировать на более успешные достижения.
Обязательным этапом урока стала рефлексия, когда ребята оценивают свою работу на уроке и делают выводы. Каждый ученик должен проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Объективно оценив себя, он должен ответить на вопросы по листу самооценки. Мне понравилось, что на данном этапе ребята относятся со всей ответственностью.
Что дает данная стратегия? Во-первых, повышается эффективность восприятия новой информации. Во-вторых, повышается мотивация обучения, качество образования. В-третьих, ребята учатся критически мыслить. В-четвертых, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга. Продолжать можно долго, но главное здесь – это доверительные отношения, обоюдное желание, атмосфера добра и со стороны учителя, как наставника, и со стороны ученика.
Я думаю, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Я считаю, очень важно на данном этапе, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Развивать детское мышление – значит, развивать умение думать. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Вот тут-то и необходим наставник, учитель, который поймет, направит, поддержит. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.

Литература:
1. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: Сборник статей разных лет.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.-119 с.
Руководства для учителей

15