Подготовка к написанию сочинения с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронинская средняя общеобразовательная школа»
Томская область, Томский район, д. Воронино, ул. Центральная 63а
Тел (382-2) 950-296, 950-281; E-mail: voronino. school @ mail.RU






Урок последовательного повторения
с элементами углубления знания
по теме «Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ»






Автор: Телегина Марина Викторовна, учитель русского языка
















Пояснительная записка
Авторы разработки урока: Телегина М.В., учитель русского языка.   Предмет: русский язык, 10-11 классы. 
Тип урока: обобщение и систематизация знаний через метод развития критического мышления через наблюдение и письмо. Тема:  Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. (По рассказу Ю. Бондарева «Война»). Продолжительность урока: 2 урока по 45 минут.  Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Русский язык» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшина.- М.: ООО «Русское слово».
Актуальность: Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного. Уучитывая новые условия проведения ЕГЭ, на уроке подробно разбираются все этапы написания части С, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся научатся писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного урока является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях работы с текстом.
Новизна: Урок содержит систематизированные теоретические сведения о структуре  сочинения-рассуждения. Отличительной особенностью является многообразие оригинальных упражнений, что позволяет использовать их как тренировочный алгоритм.
Использование инновационных технологий: Слайдовая презентация с текстовым изображением, компьютерные тесты, Power Point, текстовый редактор Word, опорные алгоритмы.
Перспектива: Уместное и правильное использование разных форм работы на уроке помогают преодолеть трудности у учащихся формулировать проблему текста и его главную мысль, комментировать проблему с опорой на текст, выражать собственную позицию и аргументировать. Необходимое оборудование для урока:  ·       Интерактивная доска  ·       Компьютер  ·       Учебники  ·       Сборники правил по русскому языку.

Время реализации: 10 класс – третья четверть, 11 класс – первая четверть.
Авторский медиапродукт: презентация        Схема кадров презентации (последовательная модель) 






Тема урока: Подготовка к написанию сочинения с учетом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. (По рассказу Ю. Бондарева «Война»).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний через метод развития критического мышления через наблюдение и письмо.
Цели урока:
- совершенствование навыков анализа текста;
- подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения по заданному тексту;
- разбор заданий ЕГЭ;
Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
- формирование системы знаний  по теме «Великая Отечественная война и литература»;
- обеспечение глубокого понимания творчества поэтов-фронтовиков;
- овладение навыками мыслительно-речевой деятельности в процессе анализа текста, необходимым для создания вторичного текста на основе исходного;
Достижение метапредметных планируемых результатов:
- ставить учебные цели и задачи к данному уроку;
- планировать способы и пути достижения учебных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с условиями урока;
- оценивать правильность выполнения учебных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы;
- получать информацию  в результате смыслового прочтения текста;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- применение ИКТ - компетенции для решения учебных задач.
Достижение личностных планируемых результатов:
-воспитывать чувство патриотизма и национального самосознания, формировать патриотическое чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны;
- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуального  образовательного маршрута деятельности;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к истории своей семьи, своей страны;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения успешного проведения урока.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков, коллективной и индивидуальной проектной деятельности, информационно – коммуникационные, развития творческих способностей учащихся.
Проблемы: каково значение литературы военных лет на молодое поколение? Нужно ли нам помнить и хранить в памяти трагические события 1940-45 годов?
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться анализировать текст, делать выводы, синтезировать полученную информацию
УУД:
Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Коммуникативные: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных  задач
Личностные: формирование устойчивой  мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Средства обучения:
- дидактический материал (тексты, карточки с индивидуальным заданием), компьютерные слайды с демонстрационными материалами.
Предварительная работа:
Повторить материал о стилях и типах речи, рассмотреть критерии оценивания задания с развёрнутым ответом.

Ход урока
1. Инициализация урока.
Приветствие участников урока, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.
На уроках развития речи вы уже писали сочинения, вспоминали, что такое текст, типы и стили речи. С чего начинается осмысление вами учебного материала?
- Когда вы задает себе вопросы: «Что это?», «Почему?», «Зачем это мне нужно?» и т.п. «Спросить – значит понять».
Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.
Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что?», «Когда?», «Где», «Почему» А если Вы ещё и новичок в писательском деле, то скорее всего уже успели столкнуться с самыми "популярными" проблемами:
Написание текста представляется чем-то слишком сложным.
Из-за этого возникает лень и демотивированность.
Работа над текстом постоянно откладывается до "понедельника".
Творческая муза с вами не дружит, и вдохновение быстро не приходит.
В голове много идей, но сложно их описать и выразить на бумаге.
Отсутствие ясного понимания целевой аудитории и её потребностей.
Хаотичность процесса работы над текстом.
Выразительность письменной речи хромает.
2. Актуализация знаний учащихся (на основе метода развития критического мышления через наблюдение и письмо).
Стадия «Вызов».
1. Просмотр отрывка видеофильма о войне попроизведению Ю. Бондарева участниками урока.
2. Самостоятельная работа учеников.
Слово учителя о возможности выбора заданий:
- Выберите один из вариантов работы – диаманта или ассоциативный ряд к слову «война».
Самостоятельная работа учащихся проводится дифференцированно; вариант работы ученики выбирают сами:
А) Составление диаманты (работа для учащихся с креативным мышлением),
Б) Составление ассоциативного ряда (для учащихся, требующих коррекции знаний).
3. Озвучивание результатов работы учениками.
Заслушиваются все без исключения версии.
Прослушивание работ учащихся + оценка мотивационного характера (отметить то, что получилось лучше всего).
3. Конкретизация материала методом фронтального опроса учащихся с помощью проблемных вопросов с учетом дифференцированного подхода.
1) Стадия «Вызов»
Сегодня, ребята, нам предстоит работа по подготовке к написанию сочинения с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. Перейдём к заданиям, которые касаются текста и требуют его анализа. Во-первых, надо прочитать текст, во-вторых, понять его, разобраться в его смысле, в-третьих, определить стиль и тип речи.
(Чтение текста)
Юрий Бондарев «Война».

(1) По грязному снегу только что освобождённой станицы наш солдат вёл взятого в плен немецкого офицера. (2) Офицер ранен, рука на перевязи, под меховой каскеткой молодое, обросшее, испуганно заискивающее лицо.
(3) Из проулочка навстречу им, шатаясь от возбуждения от минуту назад пережитой атаки, выбежал коренастый солдат в распахнутом ватнике с прижатым к груди раскалённым стрельбой автоматом. (4) Злые, чёрно-угольные глаза солдата неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира; цигарка, зажатая в зубах, горячо разгоралась, он жадно затягивался, не выпуская дым, а глотая хриплыми вдохами.
(5) Куда ведёшь курву? выплёвывая докуренную до губ цигарку, крикнул он задохнувшимся голосом. (6) Куда, я тебя спрашиваю?
(7) В штаб. (8) Раненый он (9) Сдался вот. (10) Веду
(11) Чего раненый? (12) Где? (13) Чего раненый? (14) Симулянт! (15) Гад ползучий! (16) Фашистская сволочь! (17) Церемониться, мать его в душу! (18) А ну!..
(19) Коренастый, оскалясь, подскочил к пленному и вдруг со всей силой рванул повязку на руке немца, отдирая её с треском бинтов, лопнула перевязь.
(20) Их есть не фашист!.. закричал немец, с ужасом отшатываясь, видя кровь, проступившую сквозь полусодранный бинт на руке. Камрад!
(21) Он сморщился, заплакал, сгибаясь от боли и нянча свою окровавленную кисть, как ребёнок.
(22) Их есть камрад!..
(23) Я те дам “камрад”! прохрипел солдат и, не снимая ремень автомата с шеи, сбоку полоснул короткой очередью в перекошенное страхом и болью лицо немца, понявшего свою смерть лишь в последний момент.
(24) Он, мокро и коротко хлюпнув носом, вскинул дикие, отталкивающие неизбежное глаза, но сказать ничего не успел брызнули кровь и мозги на снег, истоптанный, исчернённый колёсами, копытами, сапогами.
(25) Ты что? (26) Очумел? (27) Зачем, а? бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами, растерянно, судорожно вытирая рукавом шинели забрызганный красными сгустками подбородок.
(28) Нюня ты! (29) Баба с мокрым подолом! крикнул низкорослый солдат. (30) Таких, как ты самих надо! 31) Они б тебя в плену конфеточками кормили!.. На вот им!..
(32) И, хлопая себя по ширинке, хрипло и страшно захохотал, как безумный.
(33) Они вместе пошли по дороге. 34) Конвоир, спотыкаясь, оглядывался. (35) Его колотила дрожь. (36) Он не мог выговорить ни слова.
(37) Потом из ближней хаты вышел старик, глянул из-под ладони вслед удалявшимся солдатам, поглядел на убитого немецкого офицера, покачал головой, забормотал печально, тихо:
(38) Эх, война, война. (39) А ведь мать у него, должно, где есть. (40) Эвон молодой какой, прости Господи
(41) И, жалостливо вздыхая, стянул сапоги с убитого, затем, подумав, и шерстяные носки снял.
(42) Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля.
2) Стадия «Осмысление». Беседа по содержанию и композиции текста
- Что представляет собой данный текст? К какому типу текста мы его отнесём?
Ответ: Это повествование.
-Почему?
Ответ: Повествование - это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Все элементы, присущие тексту-повествованию, здесь имеются. В данном тексте есть экспозиция (обстановка, предшествующая началу действия), завязка (начало события), развитие действия, кульминация и развязка (конец события).
(На экране проецируется слайд с определением текста-повествования)
- Ребята, определите стиль речи данного текста. При определении стиля речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице. Во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, что хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, привлечь читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Одним словом, представим себе речевую ситуацию: кто говорит, с кем, где и зачем. Речевая ситуация поможет правильно определить стиль, а для проверки мы найдём в тексте конкретные примеры стиля.
Ответ: Это публицистический стиль речи.
- Обоснуйте свой ответ. (Для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию. У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к gjvjob разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Ответ: В тексте мы наблюдаем приметы публицистического стиля:
Но все эти средства подчиняются одной функции - эстетической.
(На экране проецируется слайд с определением разговорного стиля речи)
- Давайте посмотрим, какими изобразительно-выразительными средствами автор сумел правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать герою произведения, войти в мир, созданный автором.(Поисковый метод).
Описание экспрессивно: у офицера “испуганно заискивающее лицо”, у солдата “злые, чёрно-угольные глаза”, которые “неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира”. Эпитеты указывают на внутренне состояние офицера. Просторечный глагол “зыркнули” передаёт всю злобу, исходившую от солдата. Далее повествуется о самой драме. Выразительность повествования, которое занимает большую часть текста (предложения 5–36), достигается за счёт эмоциональных реплик конвоира, солдата и пленного: (“Куда ведёшь курву?.. В штаб. Раненый он Сдался вот. Веду”), активности глагольных форм (“подскочил”, “рванул”; “с ужасом отшатываясь”, “сгибаясь”, “нянча”; “прохрипел”, “полоснул”). Просторечные и бранные выражения (“цигарка”, “оскалясь”, “очумел”, “курва”, “фашистская сволочь”), оценочно-экспрессивная лексика (“перекошенное страхом”, “бледный, весь трясясь”, “растерянно, судорожно вытирая”, “дикие глаза”, “страшно захохотал”, “жалостливо вздыхая”), передают весь драматизм события, его ирреальность, абсурдность. Жестокий, антигуманный поступок солдата, расстрелявшего пленного, вызывает у конвоира чувство страха, повергает его в шоковое состояние, он не может осмыслить случившееся: “Ты что? Очумел? Зачем? А? бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами”)

-Итак, это публицистический стиль речи. Вы определили правильно, молодцы.
Определите и сформулируйте тему текста. О чём повествуется в тексте? (Метод информационного поиска).
(Об антигуманном поступке советского солдата, который в злобе расстрелял пленного немецкого офицера.)
2. Какой вопрос задаёт автор? Что его волнует?
(Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?)
3. Какой ответ он даёт?
(С горечью констатирует, что иногда есть такие “периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля”.)
4. От какого лица ведётся повествование?
(От лица рассказчика.)
5. В какой роли он выступает?
(Он наблюдает сцену со стороны, но видит все мельчайшие детали, слышит разговор её участников.)
6. В какой последовательности разворачиваются события (сюжет рассказа)? Сколько абзацев занимает экспозиция? О чём в ней повествуется?
(В экспозиции (2 абзаца, предложения 1–4) автор знакомит нас с участниками драмы. Сначала видит пленного офицера. Он “ранен, рука на перевязи”. Затем “коренастого солдата”, только что пережившего немецкую атаку. Внимание рассказчика сосредоточено на психологическом состоянии и пленного, и советского солдата.
7. Чем характеризуется развитие действия? Сколько абзацев оно занимает?
(Выразительность повествования, которое занимает большую часть текста (предложения 5–36), достигается за счёт эмоциональных реплик конвоира, солдата и пленного.
8. Как заканчивается рассказ?
(Нашёлся ещё один свидетель драмы, старик, который объяснил всё случившееся: “Эх, война, война А ведь мать у него, должно, где есть. Эвон молодой какой, прости Господи”. И финальное размышление автора является констатацией этой горькой правды о войне, где “добро и зло ходят в обнимку”.)
Ответ: Текст прозрачен по композиции. Экспозиция занимает первый и второй абзацы. Основная мысль этих абзацев: «Наш солдат вёл взятого в плен немецкого офицера». Развитие действия приходится на большую часть текста. Кульминация в тексте приходится на 20-24 предложения, мы можем её назвать: : “Ты что? Очумел? Зачем? А? бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами” Развязка занимает 37-42 предложения. Основная мысль - Горькая правда о войне, где “добро и зло ходят в обнимку”.
- Выпишите из всего текста ключевые слова, связанные с темой.
Злые, чёрно-угольные глаза солдата неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира;
Куда ведёшь курву? , крикнул он задохнувшимся голосом;
Коренастый, оскалясь, подскочил к пленному и вдруг со всей силой рванул повязку на руке немца, отдирая её с треском бинтов;
Полоснул короткой очередью в перекошенное страхом и болью лицо немца;
Таких, как ты самих надо;
Хрипло и страшно захохотал;
А ведь мать у него, должно, где есть.
- Молодцы, ребята. А сейчас давайте рассмотрим проблемы, поставленные автором текста, выделим основную и попытаемся прокомментировать её.
Ответ: Автор затрагивает несколько проблем: «Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?», «Оправдывает ли война жестокость?»
- Основная проблема, поставленная Ю. Бондаревым, - это о совместимости на войне жестокости и гуманизма.
3) Рефлексия.
Прокомментируйте основную проблему, ответив на следующие вопросы:
1.К какому выводу приходит автор?
2. Чем привлёк меня этот рассказ?
3. Какие мысли, ассоциации возникли у меня при чтении этого рассказа?
4. Согласен ли я с авторской позицией: “Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля.
Ответ: Рассказ назван «Война». Это война, какой её видит Ю.Бондарев, война без прикрас, с кровью и грязью, с болью и страданиями. Самого, может быть, благородного, возвышенного человека она грубо бьёт, но он никогда не расстреляет безоружного человека. Есть и другая война, тоже без прикрас, где человек ожесточается в безумном мире, меняет своё обличье, превращаясь из победителя в тирана.
Ю.Бондарев в рассказе повествует о жестоком, антигуманном поступке советского солдата, в злобе расстрелявшего пленного немецкого офицера. “Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?” задаётся вопросом писатель. И с горечью отвечает, что иногда есть такие “периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля”.

- Ребята, сформулируйте позицию автора.
Ответ: Автор ведёт повествование от лица рассказчика, который видит и осмысляет всю трагедию происходящего. Сначала в поле его зрения попадает пленный офицер (“Он ранен, рука на перевязи”), затем он видит “коренастого солдата”, только что пережившего немецкую атаку, выбежавшего с ещё “раскалённым от стрельбы автоматом”. Слышит реплики солдата, конвоира и пленного. Становится свидетелем кровавой расправы солдата над немецким офицером. Античеловеческий поступок советского солдата автор раскрывает через чувство страха конвоира и старого свидетеля, который, казалось бы, так просто и буднично объяснил действия солдата. Но слышится неоднозначность этого поступка в оправдании его, списывая всё на войну: “Эх, война, война А ведь мать у него, должно, где есть. Эвон молодой какой, прости Господи”. Финальное размышление писателя является констатацией этой горькой правды о войне, когда “добро и зло ходят в обнимку”.

- Согласны ли вы, ребята, с точкой зрения автора. (Метод самооценки. Пошаговый контроль) Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.


( На экране проецируется схема)












Очень сложный и страшный рассказ Ю.Бондарева вызвал у меня, знающего о той войне больше по книгам, чем по рассказам очевидцев (их уже почти не осталось!), самые противоречивые чувства. С одной стороны, можно так же, как и старик, оправдать поступок солдата: старика можно понять он в оккупации жил и знает, что это такое. С другой в голове не укладывается этот бесчеловечный акт убийства. Действительно, только в “жестоком хмелю” можно совершить такое.
Вспоминается другая война, описанная Л.Н. Толстым, война 1812 года. Французские войска отступают по разграбленным и сожжённым им губерниям, тысячи попадают в плен. Вот дрожащий от холода босой барабанщик, которого спасает Петя Ростов, вот обмороженные, больные французы, бредущие за русской армией, наконец, самодовольный щёголь Рамбаль, ранее предлагавший пленному Пьеру поужинать с ним, а теперь добровольно сдавшийся в плен. Русские солдаты могли убить всех их, как это сделал Наполеон во время египетского похода приказал расстрелять тысячи пленных турецких солдат. Однако в душе как простого русского солдата, так и главнокомандующего Кутузова нет жестокости. Это “тоже люди” было сказано им: “Мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно”. По-настоящему гуманное отношение к врагам. У Бондарева здесь совсем другой поворот истории в сторону “жестокого хмеля” войны и проявления антигуманности в отношении к пленным. Так не должно быть.
Домашнее задание.
- Дома напишите сочинение-рассуждение по тексту Ю. Бондарева. Продумайте аргументы из художественной литературы, публицистики.

















Приём «Корзина идей» (более подробная схема)

Этапы проработки материала
Действия учителя
Действия учеников

1)
Тема

Проблема

Комментарий

- Сформулируйте 2-3 предложения, опираясь на тему произведения
- Плавно перейдите к озвучиванию проблемы
- Поясните информацию, перескажите кратко произведение в общих чертах




Работа в тетрадях + озвучивание


2)
Позиция автора



Аргументы и примеры

- Для выражения авторской позиции опирайтесь на идею произведения (она записана вами ранее)
- Приводя аргументы в поддержку позиции автора, укажите точные примеры, которые он иллюстрировал




Работа в тетрадях + озвучивание


В3)
Личная позиция



Аргументы и примеры

- Согласны ли вы с автором? В чем заключается ваше согласие?
- Вы можете «защитить» собственную идею, обязательно подобрав примеры:
1) пример из литературы
2) пример из жизненного опыта



Работа в тетрадях + озвучивание





tihonova.vertical1748.ru/ege/202-2013-03-11-17-20-10.html
жизненный опыт

знания

аргументы

читательский опыт