Статья Перспективы развития образования и культуры в условиях информатизации и глобализации современного общества


Перспективы развития образования и культуры в условиях информатизации и глобализации современного общества.
На современном этапе развития общества всё большее значение приобретает информация. Информация становится сегодня основным ресурсом научно-технического прогресса и социально-экономического развития мирового сообщества.
Информационные ресурсы страны в настоящее время рассматриваются как стратегически важный экономический фактор, сопоставимый по своей значимости с такими категориями, как запасы энергии, сырья или ископаемых.
Сегодня формируется новое информационное общество, что вносит коррективы в сам процесс функционирования общества, выдвигая информацию и информационные процессы на первый план жизнедеятельности общества.
Человек в условиях XXI века живёт в информационно-коммуникационной среде, окружен огромным количеством информации, которая доступна ему из многочисленных источников: радио, телевидение, прессы, видео, аудио, компьютеров и, конечно же, глобальной сети Интернет. Возникшая в конце ХХ столетия всемирная компьютерная сеть Интернет прочно завоевала свое место среди средств электронных коммуникаций и влияет на все стороны жизни человечества. В связи с развитием Интернет актуальным для человечества становиться создание открытого общества («общества без границ»). Открытый и свободный доступ к сети Интернет предполагает создание единой информационной среды, предоставление равных возможностей всем пользователям к получению доступа к информационным ресурсам, дает возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества.
В связи с процессами глобализации мировой экономики, в условиях проникновения Интернет во все сферы человеческой деятельности, национальная, государственная и территориальная обособленность отдельных государств или регионов потеряла то значение, которое имела на протяжении всей истории развития человеческого общества до создания Интернет. Переход общества от индустриальной к постиндустриальной(информационной) стадии привел к существенным изменениям в системе образования и возникновению концепции открытого образования, которая охватывает различные формы и уровни образования. В информационном обществе одной из технологий открытого образования является дистанционное обучение с применением современных средств педагогических и информационных технологий и, в первую очередь, сетевых технологий Интернет.
Дистанционное образование предоставляет возможность получить образование без переезда в другой город. Оно полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. Это обеспечивает общедоступность и низкую стоимость дистанционного образования.
Интернет уже успел проникнуть во все сферы человеческой деятельности и его можно рассматривать как один из новых институтов развития личности.
Информационное взаимодействие с окружающей средой (природой, социальной, культурной и пр.) становится для человека одним из важнейших факторов формирования и развития его как личности, обеспечения условий его успешной деятельности, так как позволяет получать информацию об окружающей природе, накопленных от поколения к поколению знаниях, активно пользоваться в своей многогранной деятельности, актуальной и оперативной информацией.Интернет в настоящее время используется не только как источник получения специальной, научной, технической, экономической, справочной и другой информации, но и как средство общения и связи.
С появлением социальных сетей общение между представителями, в особенности студентами, разных стран стало намного проще. Не выезжая из своей страны, человек может завести друзей практически из любой точки мира, в которой есть доступ к интернету и к социальной сети. Но не во всех странах и регионах есть беспрепятственный доступ к Интернету и социальным сетям. Например, в Китае западные социальные сети запрещены правительством, но активно используются местные.
В современном мире социальные сети используются не только как средство связи и общения, но и для обмена и обсуждения новостей, для продвижения товаров и рекламы.
Зачастую доступность ресурсов сети Интернет приводит к тому, что у молодого поколения складывается мнение о нём как о развлекательном и коммерческом инструменте. Телевидение и Интернет стали одними из основных средств досуга современной молодежи.
Немногие студенты целенаправленно и всесторонне используют в своей деятельности Интернет и понимают культурную значимость данного ресурса в условиях жизни и информационном обществе, используют лишь отдельные умения и навыки из области информатики.
Вместе с тем Интернет в первую очередь – это доступное средство формирования информационной культуры, но для этого необходим поиск эффективных способов использования его ресурсов в образовательно-воспитательных целях.
Образование является социальным институтом. Сегодня, с внедрением глобальных компьютерных технологий и, в частности, Интернета, происходит формирование новых образовательных технологий.
Благодаря Интернету становится возможным создание открытого образовательного пространства, доступного для разных слоёв населения.
Внедрение информационных технологий трансформирует традиционный институт образования.
Современное образование осуществляется на фоне глобализации общемирового развития и информатизации общества.
Например, Болонский процесс – попытка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения».
В связи с присоединением России к Болонскому процессу, дающему новый импульс модернизации высшего профессионального образования, возникли новые образовательные стандарты, основанные на компетентностном, модульном и кредитном подходе.
Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.Инструментальные компетенции включают умения управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; навыки работы с компьютером и управления информацией (способность извлекать и использовать информацию из различных источников).
Совершенствование современного образования невозможно без использования ресурсов Всемирной сети.
Это отражается в новых образовательных стандартах. Например, среди общих профессиональных компетенций (квалификация «бакалавр») можно выделить: «способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдая основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны». Важную роль играет и «способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях».
Значимость умения работать с информацией в современных условиях находит отражение и в образовательных стандартах для СПО. Например, такие общие компетенции как, «осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», «использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий».
Идеи Болонской декларации начали воплощаться в жизнь задолго до ее принятия. В России первые совместные программы с университетами западных стран появились в конце 80-х – начале 90-х годов. Современное послевузовское образование невозможно представить без международного сотрудничества – стажировок в иностранных университетах, совместных программ, разработанных вузами разных стран (например, MBA - Masterof Business Administration).
Зачастую студенты получают два диплома – российский и зарубежный, обучаясь по совместно-разработанной программе университетов-партнеров, формирующих перечень курсов, который отвечает и требованиям российского стандарта, и принципам зарубежного образования.
Как правило, совместные программы существенно дороже аналогичных российских и намного дешевле, чем учеба за рубежом.
Такая тенденция характерна не только для высших учебных заведений, но и для учреждений СПО.
Например, Уфимский Государственный Колледж Технологии и Дизайна уже много лет сотрудничает с испанской Академией «Armengol». Студенты, обучающиеся по международным технологиям, получают диплом международного образца, дающий право работать в Евросоюзе.
Интернет имеет огромное влияние на развитие общества, значительный дидактический и мировоззренческий потенциал.
В современном обществе происходят информационно-технологические и социальные изменения, вызванные быстрым развитием новых информационных технологий. В условиях нового информационного общества востребован новый тип культуры личности: Интернет-культура как часть общей культуры, как составляющая готовности к жизни в условиях информационного общества. Современная высшая школа должна готовить не просто специалиста в конкретной узкой области знаний, а человека с новым мышлением, готового повышать свой интеллектуальный потенциал на протяжении всей своей жизни, следуя за изменениями, происходящими в обществе.