Диагностическая методика, определяющая готовность детей к школьному обучению

Методические рекомендации
по проведению педагогической диагностики

Для проведения педагогической диагностики рекомендуется использовать специально разработанный инструментарий, включающий проверочные работы с комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций. Для изучения уровня готовности к обучению (или продолжению обучения) используются специальные контрольно-измерительные материалы преимущественно в тестовой форме. Индивидуальная психолого-педагогическая оценка готовности первоклассника к началу школьного обучения – один из источников информации, позволяющей выявить уровень сформированности необходимых и достаточных социально-коммуникативных, мотивационно-потребностных, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальных и речевых качеств первоклассников, которые в процессе обучения будут совершенствоваться и развиваться в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Социальный контекст проводимых изменений отслеживается с помощью специально разработанных анкет. Для сбора информации о социальном фоне, на котором проходит процесс обучения, об особенностях личности учителей и учащихся, используются анкеты для учителей, учащихся и их родителей.
В 1-ом классе изучается готовность детей к обучению в школе. В конце сентября - начале октября необходимо также оценить состояние здоровья, учебной и внеучебной нагрузки, школьной адаптации.
В 5-ом классе изучается состояние подготовки, полученной учащимися в начальной школе, в 10-ом классе - в основной школе.
Педагогическую диагностику целесообразно осуществлять во внеурочное время (классные часы, индивидуальные консультации). Изучение результатов обученности по предметам (контрольные работы) проводятся на уроках.
Данные педагогической диагностики позволят учителю с первых дней знакомства с классом реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.

Проведение педагогической диагностики в 1 классе
В ходе педагогической диагностики (в конце сентября - начале октября) готовности детей, поступивших в 1-ый класс, к обучению в школе проверяется в нескольких этапах:
Первый этап - групповое обследование, в ходе которого учащиеся 1-х классов работают на предложенных им листах. Данные наблюдений и результаты выполнения групповой работы вносятся в бланк обследования.
Второй этап - индивидуальное обследование, проводится только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении каких-либо заданий в групповом обследовании. Учитель наблюдает за деятельностью ребёнка, фиксирует на том же листе для обследования уровень оказанной ему помощи, а результаты выполнения сразу же заносит в бланк обследования. Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового. Родителям и ребенку сообщается о назначенном для этого времени.











Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей
к школьному обучению
I этап - фронтальное обследование
Задание 1.
Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания: "Посмотрите сюда" (указывается рисунок к заданию). "Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке" (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания.
3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу
Задание 2.
Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге"/указывается место для выполнения задания/.
1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом."
Оценка выполнения задания.
3 балла - Все выполнено верно.
2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания.
1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта).
0 баллов - Задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-".
Задание 3 .
Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3). "Посмотрите на свои листки. Послушайте задание."
1."На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке." (Текст задачи можно повторить).
2."В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).
Оценка выполнения задания.
3 балла - Выполнены верно обе задачи.
2 балла - Одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл - Выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
0 баллов - Есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4.
Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Текст задания: "Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник). "Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника). "Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника). "Я отметил точку вне треугольника". "Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.”
1) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3) Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.
4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата."
Оценка выполнения задания:
3 балла - Все выполнено верно.
2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания.
1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания.
0 баллов - Задание не выполнено.
Задание 5.
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники"(указывается рисунок к заданию 5). "Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник."
Оценка выполнения задания:
3 балла - Сравнение проведено верно.
0 баллов - Сравнение проведено неверно.
Задание 6.
Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка"(указываются рисунки к заданию 6 ). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию."
Оценка выполнения задания:
3 балла - Линия проведена правильно (к зверям).
2 балла – Линия проведена к птицам.
0 баллов - Задание не выполнено.
Задание 7.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания: " Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с] , то нужно зачеркнуть кружок под ней. . Первая картинка " солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания."
Оценка выполнения задания:
3 балла - Правильное выполнение задания
2 балла - Выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.
1 балл - Наличии ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]- [з]).
0 баллов - Отсутствие дифференциации звуков [с]-[з],[с]- [ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.
Задание 8.
Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания: "Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком."
Оценка выполнения:
3 балла - Правильное выполнение задания.
2 балла - Наличие ошибок в один звук.
0 баллов - Непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

II этап - индивидуальное обследование
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребёнка записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5-И.
Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: “Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»
Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и Вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
В случае неправильного ответа или его отсутствия, необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить “Чего больше?”
Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение
·, то вместо первоначальной оценки Вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение – ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено оценка не изменяется.
Задание 6 – И.
Если ребенок ошибся при выполнении задания № 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса “Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?” Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа. «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов», или «Птицы и белки живут на деревьях») вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 1 балл). Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется - 0 баллов.
Задание 7 – И.
Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания. 1) Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».
2) Вернуться к заданию № 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [c]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».
Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты, верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.
Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].
Если ребёнок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.
Если ребёнок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. 0 баллов за отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания.
Задание 8-И.
Детям, несправившимся в ходе групповой работы с заданием № 8, предлагается дополнительное задание. «В слове “мак” три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живёт» каждый звук.» Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова.




Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию № 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живёт в этом домике.
Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике?».
Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется (ставится 2 балла).
Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя ставится 1 балл, если не справляется с заданием – оценка не изменяется (0 баллов).

Уровни готовности детей к школьному обучению:

0 - 10 баллов – низкий уровень
11 - 18 баллов – средний уровень
19 – 24 баллов – высокий уровень

13 EMBED Word.Picture.8 1415






Бланк обследования

Школа_________ класс___ Ф.И.О. учителя_________________________________

Ф.И.
Месяц,
год рождения
Пол
М/Ж
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего
уровень

1














2














3














4














5














6














7














8














9














10














11














12














13














14














15














16














17














18














19














20














21














22














23














24














25














26














27














28















*Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «примечания» Вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменён с 0 на 1»

Анкета для родителей учащихся 1 класса

Уважаемые родители первоклассника! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Полученная информация будет использована в дальнейшем для оценки успешности образовательного процесса. Отметьте свои ответы знаком Х.
Школа ______________________________ Класс 1 "_______"
Фамилия, имя ученика_____________________________________________

1. В какую школу пошел учиться в 1 класс Ваш ребенок?

·1 - В ближайшую к Вашему дому школу

·2 - В ту школу, которую Вы специально выбирали

·3 - В другую
2. Посещал ли Ваш ребенок детский сад?

·1 - Да
·2 - Нет

3. Проходил ли Ваш ребенок подготовку к школе?

·1 - Нет, не проходил

·2 - Да, проходил в детском саду

·3 - Да, проходил дома

·4 - Да, проходил в школе

·5 - Да, проходил в другом месте
4. Какова была, по Вашему мнению, готовность Вашего ребенка к обучению в первом классе?

·1 - Высокая,
·2 - Средняя,
·3 – Низкая

5. Умел ли Ваш ребенок делать следующее, когда пошел в школу?

Да
Нет

1) Узнавать большинство букв

·1

·2

2) Читать слова

·1

·2

3) Читать предложения

·1

·2

4) Писать буквы

·1

·2

5) Писать слова

·1

·2

6) Узнавать большинство цифр от 1 до 9

·1

·2

7) Считать от 1 до 10 и обратно

·1

·2

8) Выполнять арифметические действия в пределах 10

·1

·2

9) Другое (что еще)_______________________
_____________________________________________________

·1

·2


6. Хотел ли Ваш ребенок учиться, когда пошел в школу?

·1 – Да
·2 - Нет
7. Согласны ли Вы со следующими высказываниями, о школе, в которой учится Ваш ребенок?


Совер-шенно
не согласен
Не согласен
Не знаю
Согла-сен
Совер-шенно
согла-сен

1
Ваш ребенок будет чувствовать себя в школе комфортно

·1

·2

·3

·4

·5

2
Здоровье Вашего ребенка не ухудшится при обучении

·1

·2

·3

·4

·5

3
В процессе обучения Ваш ребенок не потеряет интерес к учебе

·1

·2

·3

·4

·5

5
Школа будет заинтересована в том, чтобы Ваш ребенок хорошо учился

·1

·2

·3

·4

·5


8. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень организации учебной деятельности у Вашего ребенка дома.

·1 - Высокий,
·2 - Средний,
·3 - Низкий,
·4 - Затрудняюсь ответить

9. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умения общаться со сверстниками у Вашего ребенка.

·1 - Высокий,
·2 - Средний,
·3 - Низкий,
·4 - Затрудняюсь ответить

10. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания Вашим ребенком объяснений учителя.

·1 - Высокий,
·2 - Средний,
·3 - Низкий,
·4 - Затрудняюсь ответить

11. Какое у Вас образование?
Отметьте только один квадрат в каждом столбце

Отец
Мать

а) Незаконченное среднее

·1

·1

б) Среднее общее (11 классов)

·2

·2

в) Начальное профессиональное (например, техническое училище)

·3

·3

г) Среднее профессиональное (например, техникум, колледж)

·4

·4

д) Высшее

·5

·5


12. Каково, по Вашему мнению, финансовое положение Вашей семьи по сравнению с другими семьями города?

·1 - Очень хорошее,
·2 – Хорошее,
·3 – Среднее,
·4 - Не очень хорошее,
·5 – Плохое









Анкета для учителя начальной школы
Уважаемый коллега! Просим вас заполнить анкету:
№ школы ________________________________________
Класс_______________Число учащихся________________
Ф.И.О. учителя ____________________________________________
Инструкция.
В колонке № 1 проставьте порядковые номера Ваших учеников в соответствии с классным журналом.
В колонке № 2 напишите фамилию, имя и отчество каждого ученика в соответствии с классным журналом.
В колонку № 3 запишите уровень готовности к школьному обучению (перепишите этот балл из Бланка обследования). Высокий – 3 Средний – 2 Низкий – 1

В следующих колонках №№ 4-11 оцените уровень готовности Ваших учащихся к обучению на основании анкет родителей учащихся 1 классов и своих наблюдений.

Запишите против каждого ученика его уровень, проставив соответствующее количество баллов. Высокий – 3 Средний – 2 Низкий – 1 Затрудняюсь ответить – 0

4. В колонке № 4 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания учениками Вашего класса Ваших объяснений на уроке.

5. В колонке № 5 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень организации своей деятельности на уроке у учеников Вашего класса.

6. В колонке № 6 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умений Ваших учеников общаться со сверстниками в школе.

7. В колонке № 7 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умения Ваших учеников общаться с учителями в школе.

8. В колонке № 8 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень тревожности Ваших учеников на уроке.

9. В колонке № 9 укажите, насколько уверенно ученики чувствуют себя на уроке.

10. Для заполнения колонки № 10 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Нравится ли тебе учиться в школе?»

Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий:
Да, нравится –3 Иногда нравится, иногда нет– 2 Нет, не нравится –1 Не знаю –0

11. Для заполнения колонки № 11 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Где тебе больше нравится, в школе или в детском саду?»
Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий:
Больше нравится в школе –3 Нравится и в школе и в детском саду– 2 Больше нравится в детском саду –1 Не знаю –0

12. Для заполнения колонки №12 суммируются все баллы и выставляется уровень адаптации:
0 - 12 баллов – низкий уровень
13 - 20 баллов – средний уровень
21 – 27 баллов – высокий уровень
Сводная таблица.
№ школы ________________________________________
Класс__1_________Число учащихся________________
Ф.И.О. учителя ____________________________________________



Фамилия, имя учащегося


Общий балл готов-ности к обуче-нию
Пони-мание объяс-нений
Организация деятельности на уроке
Обще-ние со сверстниками
Обще-ние с учителями
Тревожность на уроке
Уверенность на уроке
Нравится учиться в школе
Где больше нравится
Уро-вень адапта-ции

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11


1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18












19












20












21












22












23












24












25






















13PAGE 142315












Root Entry15Times New Roman