Отчет по групповым презентациям, касающимся выполнения заданий в период практической работы в школе


Отчет по групповым презентациям, касающимся выполнения заданий в период практической работы в школе.
Уже с первого дня первого этапа курсов «Лицом к лицу» было понятно, что работа предстоит интереснейшая, но сложная. Перед нами (учителями, проходившими курсы) встали такие задачи, как научить учащихся учиться, сформировать у них умения анализировать, синтезировать, оценивать важность полученной информации, умение адекватно оценивать происходящие ситуации в жизни, то есть содействовать формированию современной личности, способной к самовыражению и самосовершенствованию.
Но прежде чем реализовать данные задачи, нам нужно было самим пересмотреть свои взгляды на ведение урока, на его планирование и самое главное пересмотреть роль учителя на уроке.

Работа в группе
При прохождении первого этапа курсов «Лицом к лицу» мы познакомились с ключевыми идеями Программы (7 модулями) и с методикой их внедрения в школьную практику. Изучение материалов о том, как происходит процесс обучения, что представляет собой качественное преподавание, изучение новых подходов в контексте семи модулей Программы [Программа, страница 48] происходило путем работы в группах постоянного или сменного состава с помощью обмена опытом коллег, обсуждений и дискуссий друг с другом. В первые дни занятий на курсах, работая в группах, я чувствовала себя некомфортно, так как у многих моих коллег с большим стажем работы, было достаточно консервативное мнение на ту или иную проблему, каждое задание выполнялось традиционно, без проявления творчества, и игнорирования идей молодых специалистов. Но благодаря созданию коллаборативной среды нашим тренером, пересмотра взглядов учителей, буквально через несколько дней работа закипела в группах, предлагалось множество неординарных предложений, творчески выполнялось каждое задания, все участники групп доброжелательно стали относиться друг к другу. Тем самым к концу первого этапа все задачи, поставленные перед нами были выполнены, и мы с новыми взглядами на преподавание вернулись в свои школы с целью внедрения идей семи модулей Программы.
На третьем этапе курсов «Лицом к лицу» в первый день все были очень рады встрече друг с другом, и воодушевленные, с полным багажом информации, готовые поделиться мыслями и идеями друг с другом по прохождению практики принялись работать в группах.
Первым заданием в нашей группе было обсуждение предлагаемых вопросов по прохождению практики, коллеги меня назначили председателем, а С. – секретарем. После обсуждения задания мы с С. отправились по группам для обсуждения тех же вопросов с целью выявления сходства и различия по выполнению заданий на практике.
Вернувшись в свою группу и проанализировав совместно с коллегами полученную информацию, наша группа пришла к выводу: сходства проявляются в том, что, при проведении уроков такого формата происходит самовыражение слабых учащихся, создание коллаборативной среды положительно влияет на работу на уроке, у каждого из коллег были трудности по распределению времени при планировании первого урока.Различия заключались в том, что у некоторых коллег при реализации такого формата урока понизилась мотивация у одаренных и талантливых учащихся, а также были трудности во взаимопонимании с коллегами коллектива школы, поскольку многие коллеги отнеслись с непониманием к учителю, проходящему практику.
Наша группа сделала вывод о том, чтобы избежать понижения мотивации сильных учащихся нужно распланировать урок так, чтобы задания были составлены с учетом дифференцированного подхода. Трудности во взаимопонимании с коллегами можно решить путем уделения большего внимания консультированию с коллективом школы.

Защита проекта по методике «Шесть шляп мышления»
Следующим заданием для нашей группы было систематизировать опыт коллег при прохождении практики по созданию коллаборативной среды в серии четырех последовательных уроков в своем классе.
Так как успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения [Задания для выполнения в период практики, страница 32], то каждый проходящий практику учитель, считал необходимым условием создания среды сотрудничества на своем уроке. Обсудив данный вопрос в группе, мы пришли к такому выводу, что каждый учитель создавал коллаборативную среду, через различные тренинги и психологический настрой, все зависило от накопляемости учеников в классах, возрастных особенностей учащихся, находчивости самого учителя.
Так, например, у Е. очень большой класс - 26 человек, поэтому она проводила психологический настрой на местах, с помощью релаксации «Посмотри вокруг». Я обращала внимание детей на теплые лучи весеннего солнышка, на замечательный день, и ласковое состояние всей природы, тем самым, поднимая настроение всего класса и настраивала учащихся на положительную, плодотворную работу урока.
Учитель английского языка С. создавала коллаборативную среду с помощью тренинга «Оживи увядшие цветы!», учащиеся в начале урока передавали свое настроение, под прекрасную музыку, лежащим на партах цветам (рисовали улыбочки в сердцевине цветка).
При проведении своих уроков я создавала коллаборативную среду с помощью тренингов, которые плавно переходили к изучаемой теме. Например, при изучении темы «Общая характеристика класса пресмыкающихся» мною был проведен тренинг «Изобрази! Быка, Кисель, Слона!», где учащиеся продемонстрировали движения соответствующих животных. Изучая тему «Змеи, ужи, гадюки», проводилась игра «Мигалки», тем самым учащиеся активно двигались, им понравилось играть на уроках.
Поделившись своим опытом друг с другом, мы в группе пришла к выводу, о том, что создание коллаборативной среды является неотъемлемым условием для проведения каждого урока, для того чтобы учащиеся комфортно чувствовали себя на уроке.

Защита совместной презентации по третьему заданию
Приступив к выполнению третьего задания: как вы соотносили задания с идеями семи модулей, наша группа, выслушав идеи каждого участника, пришла к выводу, что будем работать над созданием кластера, на котором семь модулей изобразим в виде рисунков, под рисунками расположим надпись: через какие виды деятельности они реализованы. Так, например, новые подходы в преподавании и обучении осуществлялись двумя способами: с помощью саморегуляции и диалогового обучения. Обучение критическому мышлению реализовано с помощью стратегий «жигсо», синквейна, инсерта. Оценивание для обучения и оценивание обучения – с помощью суммативной оценки учителя, взаимооценки, похвалы учителем, сигналов рук учащихся, «трех звезд и одного пожелания». Использование ИКТ в преподавании и обучении было реализовано с помощью презентаций, флиптчартов, музыкальных сопровождений при групповой работе. Обучение талантливых и одаренных учеников было осуществлено с помощью опережающих заданий, одаренный ребенок у каждого из коллег выступал в роли консультанта, эксперта, писал научные статьи. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников реализовывалось с помощью дифференцированого подхода в обучении. Управление и лидерство в обучении осуществлялось с помощью создания среды сотрудничества.
Другие же группы выявляли трудности при прохождении практики, находили пути решения, затем озвучивали свои выводы.
Резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что работа в группах является более эффективной и плодотворной, чем другие формы работы. Группа – это пальцы одной руки, и пока пальцы не согнутся в кулак, руки не согреются.