Оценивание степени понимания обучения.


Оценивание степени понимания обучения. “Завышая оценку человеку, даешь ему
крылья, занижая - делаешь из него
изворачивающегося червя. И только
разумный не спалит крылья и
выберется из земли”.
Модуль “Оценивание для обучения и оценивание обучения” стал для меня открытием. Раньше формативное оценивание применяла лишь в словесной форме “ молодец”, “хорошо”, “замечательно”, а иногда в тетрадях “отличная работа”, а уж о взаимооценивании и самооценивании и речи не было. Даже выставляя суммативные оценки, я зачастую делала это интуитивно, по факту выполненной работы на уроке, без учета каких – либо критериев. Прочитав Руководство для учителя и дополнительную литературу, я с удивлением обнаружила, что пятибалльная система оценивания давно изжила себя, в обществе ищут другие, более продуктивные формы оценивания. На первом этапе обучения я узнала, что в процессе оценивания имеют право участвовать ученики. Оказалось, что они могут разрабатывать критерии оценивания , проверочные листы, вопросы для анкетирования и еще много другое. Раньше я считала своей “ фишкой”, что ни один ученик не уходил с моего урока без оценки. Теперь оценок гораздо меньше, не скрою, из-за этого есть над чем поработать. Формативно оценивающий учитель это не “инквизитор”, а друг, подставляющий подмостки. Раньше я выдавала программный материал, не задумываясь , насколько хорошо ученики владеют материалом, естественно, это сказывалось на оценивании. Теперь , планируя урок, стараюсь учитывать уровень знаний учеников. Формативное оценивание это не конечный результат, а длительный процесс, поэтому невозможно сразу научиться всем тонкостям этого оценивания. Одной из ключевых концепций данного модуля , я считаю, обеспечение обратной связи, свидетельствующий о достижениях( для учеников, учителей и родителей). Ученик имеет право получить обратную связь от учителя на каждом этапе его деятельности и дать оценку деятельности учителя. Для того, чтобы провести формативное оценивание, необходимо наблюдение за повседневной деятельностью в классе, с какими сложностями сталкиваются ученики . Здесь уместны различные листы наблюдений за работой в группе или отдельными учащимися. Серию последовательных уроков я проводила в седьмом классе. При планировании я постаралась уделить больше внимания данному модулю. Нами были расписаны дескрипторы для каждой оценки. Перед началом работы напоминала учащимся критерии оценивания. На первом уроке применила взаимооценивание групп при составлении кластера. Учащиеся представляли свой кластер ,другие группы оценивали по разработанным ранее критериям оценивания кластера взаимооценивание. Этот этап урока мне очень понравился. На третьем уроке я использовала взаимооценивание при работе в парах. Учащиеся работали с текстом. Заданием было определить основную идею и ключевые моменты. Затем они обменивались тетрадями и давали формативный отзыв друг другу . Не скажу, что все прошло идеально. Ребятам было сложно давать отзыв не группе, а уже конкретному человеку. Далее учащиеся выявляли степень успешности работы на уроке, заполняя листы самооценивания. На четвертом уроке учащиеся проводили поисковую работу, готовили презентацию. Затем один представитель от группы презентовал работу, а группы оценивали.
Посредством применения стратегий данного модуля я сумела наладить лучший контакт со своими учениками. Этот модуль полностью перевернул мое понимание о педагогике. Ребята писали: “ Было интересно, когда меня оценивал не учитель, а одноклассники”. Суммативное оценивание уместно на завершающем этапе изучения темы. Формативное оценивание не только рассматривает плюсы и минусы проделанной работы, но и дает рекомендации, как сделать лучше. Сегодня Казахстан стоит на пороге глобальных перемен в системе образования и я рада, что смогу внести свою лепту в развитие родной страны.