Рефлексивный отчет Оценивание степени понимания


Рефлексивный отчет №4 Оценивание степени понимания
На первом уроке по теме «Обобщение сведений об имени существительном, изученных в 3 классе» я пыталась выявить степень понимания учениками ключевых понятий материала. Для этого на каждом этапе урока старалась активизировать мышление учащихся.
На стадии вызова поставлен проблемный вопрос: определить пропущенное слово в стихотворении через минутку чистописания, которая помогла определить первую и последнюю буквы предполагаемого слова. Ребята высказали множество предположений: дома, доброта, дорога, дача, домбра. Считаю, что слово, которое подбирали ребята, было спонтанным и не привязывалось к тексту. Попыталась обратить внимание на то, что это единственное слово должно быть в каждой строке стихотворения. Алданыш мгновенно определила слово: дружба.
Поупражнявшись в выразительности чтения стихотворения, ребята определили круг ассоциаций, связанных со словом дружба. Далее ребятам предстояло вспомнить пословицы и поговорки о дружбе. Была приятно удивлена, что без предварительной подготовки ребята сумели назвать порядка десяти пословиц. Вопросы высокого порядка подразумевали не просто проговаривание пословиц, но и раскрытие сути её содержания:
- Как вы понимаете пословицу? Дерево сильно корнями, а человек друзьями
- Что мы вкладываем в смысл пословицы? Дружба не стекло, разобьёшь – не склеишь.
- Объясни пословицу: Гору разрушает ветер, людскую дружбу - слова. 
Данная работа помогла определить ключевое слово урока и стала небольшим мостиком в определении части речи, которая и стала темой нашего урока.
Вопрос для обсуждения «По исследованиям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Как вы думаете,  почему?» заставил учащихся задуматься, поразмыслить, выдвигать свои гипотезы.
На стадии осмысления ребятам пришлось поработать «Посланниками» в «Научных экспедициях». Целью групповой работы было выявление грамматических признаков имени существительного, изученных во 2-3 классах и оформление кластера. Для меня же целью было выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также с какими сложностями они сталкиваются.
Вторая и третья группа очень быстро включились в работу по составлению кластера, причём сами себе давали пояснение. Третья группа приводила примеры. Ребята понимали, чего от них требуют. По неверному пути пошла первая группа. Хадиша и Настя стали вписывать примеры существительных, не обращая внимания на Алдияра, который тщетно пытался объяснить, что девочки не правы. И лишь после моего вмешательства, работа была начата с самого начала. По истечении времени на данный этап работы, у первой группы проявились сомнения, тревога, разочарование.
Далее ребятам предстояло отправить посланника в другие группы, чтобы пополнить свой кластер недостающими знаниями. Отрадно было видеть, что ребята не замыкались, не утаивали информацию, а напротив с радостью помогали ребятам дописывать недостающие грамматические признаки. Вернувшись в свои группы, ребята доработали кластеры и , выходя к доске с презентацией своего постера, были вполне удовлетворены тем, что сумели выполнить задание, они также указывали на те моменты, о которых не вспомнили с самого начала.
Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию.'Закрепить полученную информацию в группах, было предложено через практическое применение нового материала.
Во- первых, ребятам предстояло ответить на тонкие и толстые вопросы по закреплению материала, используя метод «Перекрёстных вопросов»
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Какова синтаксическая роль существительного в предложение? Приведи пример.
- Как изменяются существительные?
- Как определить склонение имени существительного?
Во- вторых, каждая из двух групп, образованная методом случайного выбора, получила практическое письменное задание. Цель: научить делать умозаключения на основе наблюдений. 1 группа- Прочитать текст. Выписать сначала одушевлённые имена существительные, затем- неодушевлённые. 2 группа . Прочитать текст. Списать. Определить род имён существительных
В- третьих, индивидуальная работа с Елжасом и Алданыш Цель: способствовать рассуждению и логическому мышлению, используя метод «Тонкие- толстые вопросы».
*А Вспомни и назови правила работы в группе. Легко ли тебе с товарищами?
***С (Учебник с.45 упр.113) Как ты думаешь зачем на земле нужен мир? Что для этого надо делать?
То, что говорит ученик, является результатом его умственного размышления.² Обратная связь степени понимания осуществлялось через формативное оценивание
Для Алданыш: Это логично, хвалю за правильное мышление
Для всего класса: Давайте подумаем над тем, что мы обсудили- есть ли ещё что- нибудь, что вы можете добавить
Для Елжаса: Подумай несколько минут о двух поправках, которые хотел бы внести в работу вашей группы.
Рефлексия урока проведена с помощью техники «Градусник», цель которого оценить результаты урока и определить уровень понимания и усвоения темы учениками. Ребятам предложено закончить предложения
- Сегодня на уроке я чувствовал себя…., потому что…
- Мне больше всего понравился момент….
- Я хотел бы…
- Было сложно, потому что …
Данный метод опроса учеников, с целью выявления понимания, содействует уверенности учеников в собственных возможностях для самоусовершенствования.
Приятно осознавать, что мои ученики обладают навыком самооценивания, причём относятся критически к процедуре само- и взаимооценивания. Всё это отразилось на «Лесенке успехов».
Свою же цель вижу в том, чтобы обеспечить положительную и конструктивную обратную связь.
Руководство для учителя; стр.152
Руководство для учителя; стр.152