Коммуникативная компетенция и ее формирование на уроках истории и обществознания


Коммуникативная компетенция и ее формирование
на уроках истории и обществознания
(из опыта работы Л.Ю.Беляевой - учителя истории и обществознания, МБОУ «ООШ» с. Усть-Лыжа)
Основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Исходя из этого, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности.
Работа по формированию коммуникативной компетентности требует теоретического осмысления этого процесса. А содержательная и другие составляющие предмета «обществознание» дают широкие возможности в сравнении с другими предметами (даже гуманитарного цикла) для формирования коммуникативных компетенций через включённость в необходимую деятельность за счёт изменения методов сотрудничества.Что представляет собой этот термин? Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями.
Список необходимых слагаемых для успешного общения зависит от ситуации. Например, взаимодействие с другими лицами в формальной обстановке представляет собой набор более строгих правил процесса обмена информацией, нежели разговор в неформальной обстановке. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формализованную и неформализованную. Каждая из них имеет свою систему требований и включает в себя ряд компонентов. Без них невозможно формирование коммуникативной компетенции. К ним относятся богатый лексикон, грамотная устная и письменная речь, знание и применение этики, стратегий общения, умение налаживать контакт с разными типами людей и анализировать их поведение. Также к этим компонентам относится способность улаживать конфликты, выслушать собеседника и проявить к нему интерес, уверенность в себе и даже актерское мастерство.
Определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для формирования коммуникативных компетенций на разных этапах урока предлагаю учащимся задания:
подготовь сообщение
работа со справочной литературой
составление плана
найти в тексте словосочетания, характеризующие состояние страны
прочти историческую карту
выдели признаки исторических явлений
проанализируй документ
сравни исторические явления
сопоставь этапы исторического развития
раскрыть причинно – следственные связи
обобщить факты
разыграть сценку по заданному сюжету
составь диалог
написать сочинение, эссе, письмо правителю
визитную карточку царя, эпохи
составь «синквейн»
подготовь реферат, доклад
подбери крылатые выражения, поговорки.
проведи опрос
На ступени общего образования учащиеся активно включаются в совместные занятия. Задача педагога – организовать специальное и эффективное сотрудничество. К числу основных составляющих успешного сотрудничества можно отнести:
а) разновозрастное сотрудничество
Особое место в развитии коммуникативных умений в УУД занимает разновозрастное сотрудничество. Работа в позиции учителя является мощным мотивационным резервом, так как создает условия для самостоятельного отбора содержания, анализа и обобщения способов и учебных действий, оценки полученного результата.
б) проектная деятельность
Средняя ступень – самая благоприятная пора для вхождения в проектную деятельность. Целесообразно использовать самые разные ситуации сотрудничества:
- сотрудничество со сверстниками с распределением функций,
- сотрудничество с педагогом с распределением функций,
- сотрудничество со сверстниками без четкого распределения функций,
- ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Установлено, что у учащегося, занимающегося проектной деятельностью учебная мотивация выше, но существенно снижена школьная тревожность.
в) дискуссия
На определенном этапе обучения эффективным средством обучения может стать письменная дискуссия. Она позволяет сформулировать свою точку зрения и скоординировать различные точки зрения для достижения общей цели. Это важно в письменных экзаменах при ответе на вопросы ЕГЭ в части 2, особенно при написании эссе.
Применение письменной дискуссии позволит:
- сформировать умение вести мысленный диалог с авторами научных и публицистических статей,
- сформировать умение формулировать свою мысль так, чтобы быть понятыми другими,
- развить письменную речь как средство развития теоретического мышления,
- предоставить возможность высказаться даже тем, кто не любит устных ответов и нечасто отвечает на уроках.
г) общий прием доказательств
Доказательства – особый способ организации усвоения знаний. Обучение доказательству в школе предполагает формирование умений по решению следующих задач:
- анализ и воспроизведение готовых доказательств, опровержение предложенных доказательств, самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательств.
Доказательство в широком смысле – это процедура. Алгоритм доказательства включает в себя
- тезис – утверждение, истинность которого доказывается,
- аргументы – факты, доводы, из которых вытекает истинность предположения,
- выводы – демонстрация умозаключения, вытекающего из логики аргументов.
д) рефлексия
Специфическая человеческая способность делать собственные мысли, эмоции, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения относится к рефлексии. Главная задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта. Сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии, в конкретно-практическом плане предполагает осознание всех компонентов учебной деятельности:
- осознание учебной задачи, понимание цели учебной деятельности,
- оценка способов действий, специфических и инвариантных по отношению к различным учебным предметам, особенно самостоятельный поиск недостающей информации.
Таким образом, условия и средства формирования универсальных учебных действий уже находятся на вооружении учителя. Необходимо изменить отношения педагога к этим образовательным инструментам, встраивая их в процесс освоения УУД.
Примерами формирования коммуникативных компетенций являются и задания в учебнике обществознания под редакцией Л. Н. Боголюбова
Тема «Загадка человека», 5 класс Индивидуальное формулирование (можно письменно в виде наброска), озвучивание и коллективное обсуждение по проблеме «Почему такая формулировка темы?», составление списка «загадок человека», которые может раскрыть предмет «обществознание». (Формируемые КУУД (согласно нумерации раздела 1.2 главы II) – 1-5, 9, 23 ,24).
Тема «Отрочество – особая пора жизни», 5 класс Урок-практикум «Учимся общаться». Выполнение заданий практикума 2,3,4 (стр. 24, Обществознание, учебник для 5 класса – Приложение 1.). Задания практикума дополнить – аргументируй ответ, придумай свой вариант ответа. После выполнения предложенных заданий работая в парах или группах составить задания по аналогии, предложить для решения другим. (Формируемые КУУД – 1- 9, 18, 19, 24).
Тема «Семья и семейные отношения», 5 класс Домашнее задание для выполнения на следующем уроке мини-проекта (групповая и коллективная работа) «Что такое счастливая семья?» - собрать как можно больше мнений разных людей по данному вопросу. При обсуждении домашнего задания либо дать список возможных статусов, характеристик, которые необходимо уточнять при проведении опроса, или обсудить с детьми этот список (Что может повлиять на ответ?) – в зависимости от подготовленности класса. Каждое мнение и основные характеристики должны быть записаны на отдельных листах удобного формата. Эти характеристики понадобятся для возможной классификации людей на группы в зависимости от данных ответов, запись на отдельных листах придаст мобильность составляемой классификации, схеме. Скорее всего работа приведёт к постановке проблемы неоднородности общества и необходимости дальнейшего поиска ответа на вопрос. (Формируемые КУУД – практически все).
Тема «Школа» (к итоговому уроку по теме), 5 класс. Выполнение задания 55 (стр. 26-27, Тематическая тренировочная тетрадь. О. А Чернышева. – Приложение 2) – обучение написанию обществоведческого эссе с использованием алгоритма. Высказывания всегда можно подобрать самостоятельно, могут подбирать сами дети в дальнейшем. Целесообразно выполнять по итогам изучения каждой темы. (Формируемые КУУД – 2, 3, 4, 8, 9, 23, 24).
Тема «Одноклассники, сверстники, друзья», 5 класс Выполнение задания 7 (стр. 6-7, Тематическая тренировочная тетрадь. О. А Чернышева. – Приложение 3) – индивидуальная работа с текстом с последующей организацией дискуссии, так как в тексте представлены разные точки зрения, а учащиеся выбирают одну и аргументируют выбор, сначала – письменно, затем представляют результаты в ходе дискуссии. (Формируемые КУУД – 1-9, 14, 19,23,24).
Тема «Труд – основа жизни», 5 класс Выполнение учебного проекта «Профессии моих родителей». Рекомендации для выполнения проектов можно взять в пособии Чернышевой О.А. «Обществознание. Проектная деятельность: методика, технологии, результаты» или использовать другие источники. (Формируемые КУУД – все).
Тема «Труд – основа жизни», 5 класс После изучения новой темы выполнение в парах итогового теста, выполненного в программе MyTestX. Тест содержит разноуровневые задания различного характера. В ходе парной работы учащиеся должны совместно выбирать правильные решения. Тест имеет функцию проверки с выставлением оценки, представлением правильных ответов и ошибок, что позволяет оценить результат и процесс работы, закрепить правильные ответы. (Формируемые КУУД – практически все).
Формирование коммуникативной компетенции невозможно без приложения совместных усилий педагогов, родителей и самих детей. И основой развития навыков взаимодействия с обществом является личный опыт общения учащихся с другими лицами. Это означает, что каждая связь учащегося с другими людьми делает его либо коммуникативным и компетентным, либо ухудшает его понятия о стиле разговора и поведении. Здесь большую роль играет окружение школьника. Его родители, родственники, друзья, знакомые, одноклассники, учителя – все они влияют на развитие коммуникативной компетенции ребенка. Он, словно губка, впитывает в себя слова, которые слышит, действия, совершающиеся перед ним. Очень важно вовремя объяснять школьникам, что приемлемо, а что недопустимо, чтобы у них не было ложного представления о коммуникативной компетенции. При этом необходимо умение доносить информацию до учащихся понятным, некритичным и не отталкивающим способом. Таким образом, взаимодействие с другими лицами будет положительным, а не отрицательным опытом для школьника.
Список литературы
1. Абзалова С.С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.//Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1611/2. Белянкина О.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания.// «Молодой учёный». – 2013. - № 4 (51)3. – с. 525-527. - (Электронный ресурс). Режим доступа: http://moluch.ru/archive/51/6559/3. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе/(Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
4. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. (Серия «Стандарты второго поколения»). – М.: Просвещение, 2010.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение» 2010
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2014. (Серия «Стандарты второго поколения»).
7. Чернышева О.А., Горбань А.В. Обществознание. 5-6 классы. Тематическая тренировочная тетрадь: самостоятельные работы, творческие задания, проектные задачи: учебное пособие/О.А. Чернышева, А.В. Горбань. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
8. Чернышева О.А. Обществознание. Проектная деятельность: методика, технология, результаты. 5-11 классы: учебно-методическое пособие/О.А. Чернышева. - Ростов н/Д: Легион, 2015.
9. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории.// «Молодой учёный». - 2015. - № 4 (84). – с. 653-656. - (Электронный ресурс). Режим доступа: http://moluch.ru/archive/84/15523/