Тема самообразования: «Формирование метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы». (Коммуникативная компетенция)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
с. Соломенского Степновского района Ставропольского края.





Тема самообразования: «Формирование метапредметных
и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы».
(Коммуникативная компетенция)

Подготовила учитель
русского языка и литературы
Глушко Лариса Михайловна.







2016 год. Великая цель образования –
это не знания, а действия.
Гербер Спенсер
Что такое метапредметность? «Мета»-( «за», «через»ё «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумения (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью. Здесь хочется привести слова Льва Николаевича Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью».
Объект исследования данной работы – это способы формирования компетентности личности школьника в современной системе образования. Предметом изучения является метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе как эффективный способ формирования компетентности личности в условиях общеобразовательной школы. Считаю, что метапредметные и предметные компетенции позволяют повысить мотивацию учения и познавательной активности учащегося, они также формируют ключевые компетенции у учащихся ( повышают навыки решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества), появляется способность ориентироваться в мире нравственных и эстетических ценностей.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Наиболее обоснованной классификацией ключевых компетенций считаю классификацию, разработанную А.В.Хуторским, заместителем директора Института общего и среднего образования РАО, доктора педагогических наук. В своей работе буду опираться на его классификацию ключевых компетенций учащихся: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования. Но данные компетенции могут быть приобретены школьником, если создаются следующие условия: включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, организация продуктивной групповой работы.
Большое внимание уделяется обучению через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятое решение. Причём не может не остаться неизменной и квалификация учителя. Он становится не руководителем, а помощником. Учитель должен обладать коммуникативными способностями, должен быть толерантным по отношению к учащимся. В лице учителя ребята должны видеть наглядный пример для подражания. Если это происходит, то увеличивается и работоспособность учащихся.
Самой ключевой компетенцией считаю коммуникативную компетенцию. Она особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте.
Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетенции учеников является групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения .Почему именно коммуникативная компетенция? В реальной жизни человек общается в малых группах – на работе, дома в семье, с друзьями. Совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека.
Итак, как было сказано выше, большое внимание уделяется обучению через практику. На уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Правописание приставок пре- и при-.» ученики под руководством учителя составляют опорный конспект и записывают его в словарик.
Правописание приставок пре- и при-
Приставка при- пишется, если обозначает
Приближение (прибежать, прийти, приехать)
Присоединение (пришить, прибить, прикрутить)
Неполное действие (приоткрыть, присесть, прикрикнуть)
Нахождение вблизи чего-нибудь (пришкольный, приморский, прилуниться)
Приставка пре- пишется, если обозначает
= очень (премудрый, преуменьшить, преуспевать)
= приставке пере- (преломить, преклонить, преступление).
При изучении темы по русскому языку в 7 классе «Дефис в наречиях»
группа сильных учащихся получает задание самостоятельно составить опорный конспект . Вот что у ребят получилось.
Дефис в наречиях.
Приставка по - + суффикс –ому, - ему.
Приставка по - + суффикс – и
Приставка в- (во-) + -их, -ых.
Приставка кое –
Суффиксы – то, - либо, - нибудь.
Еле – еле, медленно – медленно.
Класс оценивает групповую работу учащихся и записывают опорный конспект в словарик.
Работа с предложением, записанным на доске.
Спасибо, скромный русский огонёк.
За то, что ты в предчувстви тревожном
Гришь для тех, кто в поле бедорожном
От всех друзей отчаяо далёк.
(Н.Рубцов)
- Спишите предложение, вставьте пропущенные знаки препинания и буквы.
- Какой огонёк имеет в виду поэт? (Огонёк в деревенской избе, где хозяйка приветливо встретит прохожего. Огонёк доброты, согревающий душу человека.)
- Какие слова передают одиночество человека в поле? ( Отчаянно далёк, в поле бездорожном.)
- Какие прилагательные с нн вы запомнили как слова с непроверяемым написанием? Образуйте от них наречия (нечаянно, нежданно, негаданно).
Как мы помним, для формирования и развития коммуникативной компетенции наряду с групповой и коллективной работой должен применяться проблемный метод обучения. Чтобы возникла проблемная ситуация, необходимо присутствие какого-нибудь несогласия, противоречия. Для чего это нужно? Во-первых, чтобы выяснить, понимают ли ученики учебную задачу. Во-вторых, чтобы выяснить, имеют ли школьники определённый запас для приобретения новых знаний. В- третьих, чтобы заинтересовать ребят, побудить их найти правильное решение. Какие же проблемные ситуации могут возникнуть на уроке? Например: Что такое деепричастие? Деепричастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Правда ли, что наречие – самая молодая часть речи в русском языке?
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умение и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которое изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и разнообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляется в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Групповая и коллективная работа широко используется и на уроках литературы. Учащиеся старших классов коллективно составляют тезисный план теоретического материала, пишут конспект лекции учителя или составляют развёрнутый план лекции, дают комплексный анализ художественного произведения. Школьники среднего звена составляют словесный портрет главных героев. Работая в группах, составляют художественный пересказ понравившегося отрывка , пробуют коллективно составлять небольшие произведения. Очень часто на уроках литературы поднимаются проблемные вопросы. Так при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» перед школьниками 7 класса был поставлен проблемный вопрос: Остап и Андрий братья или враги? В 5 классе, изучая баллады В.Жуковского, ребята отвечали на вопрос: баллада – это лирическое или эпическое произведение?
Для успешной учебной деятельности необходимо учитывать такие особенности:
- включённость каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в началё объяснения нового материала;
- оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений;
- продуктивное овладение навыками выполнения нового вида деятельности;
- Наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.
Такие формы обучения решает одновременно три задачи:
- конкретно - познавательную, которая связана с учебной ситуацией;
- коммуникативно – развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы, коллектива;
- социально – ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации индивида в современном обществе.
Всё это позволяет эффективно решать учебные задачи. Ребёнок – полноценный участник различных форм работы, а знания, приобретённые на уроке, - это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам, но учит и своих одноклассников.
Для всестороннего развития школьников эффективны не только уроки, но и внеклассная работа.
Является важным тот факт, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности.


Использованная литература:
Школа цифрового века.2013/14. Подробности – digital.1september.ru
Бурцева Л.В. Формирование речевых компетенций учащихся// Управление школой.- 2007г. №8
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. №393 //Учительская газета, 2002 г., №3.1
Поташник М.М. Требования к современному уроку. Москва. «Центр педагогического образования, 2007 г.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование, 2003 г., №5.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1989 г.


15