Памятки для успешного овладения английским языком


Памятки для успешного овладения английским языком.
Непейкова Ирина Владимировна
учитель английского языка
МАОУ ГСОШ № 4
р.п. Голышманово
При изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с большим количеством трудностей. Овладевать иностранным языком приходится в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов в общеобразовательной школе, при большой наполняемости классов, при наличии в классе детей с разным уровнем учебных возможностей. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в том случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на уроке и продуктивно организовывать работу над языком дома.
В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения английским языком. Они подсказывают учащимся самый верный и надежный путь овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. В них собраны ключевые моменты, которые и вызывают затруднения.
Виды памяток.
По характеру представления содержания выделяют определенные виды памяток.
Памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости определенных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки или опускания одного - двух действий.
Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том , при каких условиях то или иное действие осуществляется успешно. Выбрать действие, наиболее подходящее для него лично – дело самого учащегося.
Памятка-показ, в которой доминирует пример выполнения тех или иных действий с ответствующим контролем и т.д.
Именно эти виды памяток я чаще всего использовала ранее и применяю сейчас. Привожу примеры некоторых памяток.
Памятка-инструкция.
Как определить значение слова в тексте?
Цель: научить правильно, определять значение незнакомых слов.
Многие слова в английском языке имеют не одно, а несколько значений. Встретившись с таким словом, важно правильно определить его значение в тексте. Для этого необходимо:
1)прочесть предложение и определить к какой части речи относится данное слово;
2)найти нужную словарную статью;
3)найти в ней нужную часть речи;
4)выбрать то значение, которое подходит по смыслу.
Памятка-совет.
“Непослушные” глаголы.
Цель: научить запоминать формы неправильных глаголов.
1) Заучивать глаголы надо с желанием знать и помнить.
2) Необходимо читать их вслух и заучивать сразу три формы глагола.
3) Старайся сгруппировать их по определённым признакам и заучивать небольшими группами.
4) При заучивании глаголов старайся использовать все три вида памяти: прочесть, произнести вслух, записать по памяти.
5) Лучшее время для заучивания неправильных глаголов-перед сном.
6) Начинай повторять глаголы до того, как они начали забываться. Работай с листом бумаги: закрыв две первые колонки, прочитай начальную форму и назови две другие: Leave-?-?
7) То же самое сделай со второй и третьей колонкой:
?-sat-?,?-?-got.
Памятка-совет.
Как быстро найти нужную информацию?
Цель: развивать навык поискового чтения.
1) Убедись, что ты чётко представляешь какую информацию тебе надо найти в тексте.
2) Не останавливайся при чтении на каждом незнакомом слове, незначительной для тебя информации.
3) Обращай особое внимание на опознавательные знаки, слова которые могут подсказать, где в тексте находится необходимая тебе информация (заглавные буквы - для ответа на вопросы кто? где?, цифры – сколько? когда?)
При слушании с целью извлечения конкретной информации следуй тем же советам памятки.
Памятка - инструкция.
Как научиться понимать всё, о чём читаешь?
Цель: развивать навык изучающего чтения.
1) Прежде всего, прочитай весь текст и попытайся понять общий смысл. Это поможет затем глубже вникнуть в детали при повторном чтении.
2) Если при повторном чтении встречаются незнакомые слова, не спеши обращаться к словарю. Постарайся понять значение незнакомого слова по общему смыслу предложения.
3) Если не получается, попробуй сопоставить его со словами русского языка.
4) Если оно не напоминает тебе никаких слов, посмотри, из каких элементов состоит слово.
5) Если все перечисленные способы не помогли тебе, остаётся последний – обращение к словарю. Главное, не оставлять ключевые слова без точного перевода.
Памятка – инструкция
Для развития умения воспринимать иноязычную речь на слух.
1) Прослушайте начало рассказа и предложите его развитие.
2) Прослушайте весь рассказ.
3) Найдите в прослушанном высказывании основные мысли.
4) Подтвердите или опровергните следующие утверждения, основываясь на прослушанный рассказ.
5) Составьте план прослушанного рассказа.
6) Определите место (страну, эпоху и т.п.) где происходит действие.
8) Подберите заголовок .Памятка – инструкция
Для развития умения читать на иностранном языке.
1) Прочитать сообщение.
2) Определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа.
3) Найти предложения подтверждающие…
4) Найти то, что характеризует…
5) Найти причины того, что…
6) Выбрать из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.
7) Составить краткую аннотацию к сообщению.
8) Подобрать подходящий заголовок к тексту из данных.
9) Прокомментировать сообщение.
.
Памятка - инструкция
Для самостоятельной подготовки монологического высказывания.

1. Представь, о чем ты будешь говорить, и составь план своего высказывания.
2. Прочитай текст (тексты) на нужную тебе тему.
3. Выдели из текста (текстов) материал - слова, словосочетания, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с пунктами плана .
4. Вспомни, какой ещё языковый материал ты сможешь использовать в своём высказывании и припиши его.
5. Сделай преобразования, необходимые для передачи твоего замысла.
6. “Прорепетируй” свое высказывание, пользуясь построенной тобой программой.
Памятка - инструкция
Для самостоятельной подготовки устного высказывания на основе опор.

1. Представь, что ты хочешь сказать по данной теме / ситуации, и спланируй свое высказывание.
2. Подбери к каждому пункту плана соответствующие языковые средства: слова, словосочетания предложения из данных в учебнике и по памяти.
3. Скомбинируй этот материал для передачи своего замысла (помни при этом о времени, лице, и т. д.)
4. Представь себе конкретных слушателей и, обращаясь к ним, произнеси свое высказывание.
Памятка - инструкция.
Для письменного выполнения домашних лексико-грамматических упражнений.
1. Прочитай задание и определи, в чём его суть.
2. Если задание предполагает подстановку или ответ на вопрос, припомни (выясни, уточни) значение требуемого языкового явления.
3. Установи его грамматические формы, обрати внимание на порядок слов. (Если забыл, как образуются грамматические формы, то обратись к словарю и грамматическому справочнику.)
4. Впиши данную грамматическую форму в предложение (или при ответе на вопрос), придав ему сначала соответствующую производную форму.
5. Прочитай полученное предложение.
6. Произнеси его без опоры на запись.
Список литературы:
1. Методические рекомендации для студентов по использованию памяток как средства формирования приемов учебной деятельности при изучении иностранного языка/. – Липецк, 1985.
2. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 1991.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному общению. – М.: Просвещение , 1991.
4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык.5-9 классы. (М.:Просвещение,2010)