Методические рекомендации преподавания физики в 2014-2015 учебном году.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Особенности преподавания учебного предмета в 2014/15 учебном году Методические рекомендации орм.бум. 60х84 . Гарнитура Times New Roman. сл.печ.л. ираж 1000 экз. орректор . Гиниятуллина ехнический редактор екратова Художник-дизайнер . Хусаинова ригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе нститута развития образования еспублики атарстан ел.:(843)236-65-63 тел./факс (843)236-62-42 E-mail: irort2011@gmail.com Мякишев Г.. иняков изика. Механи ка. глубленный уровень ДРОФА http://www.drofa.ru/81/ Мякишев Г. иняков изика. Молеку лярная физика. ермодинамика. глубленный уровень ДРОФА http ://www. drofa. Мякишев Г. иняков изика. Элек тродинамика. глубленный уровень 10-11 ДРОФА http ://www. drofa. Мякишев Г. иняков изика. оле бания и волны. глубленный уровень ДРОФА http://www.drofa.ru/81/ ихомирова вор изика. 11 класс (базовый уро вень) http://www.mnemozina. Хижнякова ., Холина удрявцев изика. 10 класс: базовый уровень, углу блённый уровень здательский центр ВеНТА РАФ Хижнякова вина A.A., Холина удрявцев изика. 11 класс: базовый уровень, углу бленный уровень здательский центр ВеНТА РАФ абардин рлов ., Эвенчик Э. од ред. инского A.A., абардина изика (углу бленный уро вень) здательство росвещение» www.prosv.ru/umk/10-ll абардин ., Глазунов рлов од ред. инского A.A., абардина изика (углу бленный уро вень) здательство росвещение» www.prosv.ru/ изика. глу бленный уровень ДРОФА http://www.drofa.ru/80/ изика. глу бленный уровень ДРОФА http://www.drofa.ru/80/ изика. азовый уровень ДРОФА http://www.drofa.ru/79/ Мякишев Г. уховцев отский H.H. / од ред. арфентьевой H.A. изика (базовый уровень) здательство росвещение» www.prosv.ru/ Мякишев Г. уховцев аругин од ред. арфентьевой изика (базовый уровень) здательство росвещение» www. prosv. ru/umk/10- урышева ажеев ская саев изика. азовый уровень ДРОФА http://www.drofa.ru/86/ урышева аже евская саев аругин изика. азовый уровень ДРОФА http://www.drofa.ru/86/ ихомирова вор изика. 10 класс (базовый и углу бленный уровни) http://www.mnemozina. ихомирова вор изика. 11 класс (базовый и углу бленный уровни) http ://www. ихомирова вор изика. 10 класс (базовый уро вень) http: //www. Средняя (полная) школа орядко вый номер учебника в федераль ном перечне втор/ авторский коллектив аименование учебника аименование издателя(ей) учебника дрес страницы об учебнике на офици альном сайте издателя (издательства) Генденштейн од ред. лова изика. 10 класс (базовый и углу бленный уровни) http ://www. Генденштейн . / под ред. лова изика .11 класс (базовый и углу бленный уровни) http://www.mnemozina. Грачёв A.B., огожев алецкий оков изика. 10 класс: базовый уровень, углу блённый уровень здательский центр ВеНТА РАФ Грачёв A.B., огожев алецкий оков изика. 11 класс: базовый уровень, углу блённый уровень здательский центр ВеНТА РАФ изика. азовый уровень ДРОФА http: //www. drofa. ерышкин A.B. изика ДРОФА http://www.drofa. ерышкин A.B. изика ДРОФА http://www.drofa. ерышкин A.B., Гутник изика ДРОФА http://www.drofa. урышева ажеев ская изика ДРОФА http://www.drofa. урышева H.C., ажеев ская изика ДРОФА http://www.drofa. урышева H.C., ажеев ская аругин изика ДРОФА http://www.drofa. Хижнякова изика. 7 здательский центр ВеНТА РАФ Хижнякова изика. 8 здательский центр ВеНТА РАФ Хижнякова изика. 9 здательский центр ВеНТА РАФ Грачёв A.B., огожев еливерстов A.B. изика. 7 здательский центр ВеНТА РАФ Грачёв A.B., огожев ишнякова изика. 8 здательский центр ВеНТА РАФ Грачёв A.B., огожев оков изика. 9 здательский центр ВеНТА РАФ абардин изика здательство росвещение» www.prosv.ru/umk/5- абардин изика здательство росвещение» www.prosv.ru/umk/5- абардин изика здательство росвещение» www.prosv.ru/umk/5- ривченко изика: класса тория знаний ривченко изика: класса тория знаний ривченко изика: класса тория знаний риложение 1 Основная школа орядко вый номер учебника в федеральном перечне втор/ авторский коллектив аименование учебника аименование издателя(ей) учебника дрес страницы об учебнике на офици альном сайте издате ля (издательства) омаченков анебратцев ю. изика здательство росвещение» омаченков анебратцев ю. изика здательство росвещение» омаченков анебратцев ю. изика здательство росвещение» Генденштейн . /под ред. рлова изика. 7 http://www. Генденштейн . / под ред. рлова изика. 8 http://www. Генденштейн . / под ред. рлова изика. 9 http://www. АТУ Ф едеральные государственные образовательные стан дарты общего образования: [Электронный ресурс]// Министер ство образования и науки оссийской едерации. М., URL: ата обращения: 14.07.2014). Ф едеральный институт педагогических измерений: [Электронный ресурс]// М., URL: http:// www.�pi.ru/ ( ата обра Ф едерального центра информационно-образовательных ресурсов ( ), [Электронный ресурс]// М., URL: http:// http://fcior.edu.ru/ ( ата обращения: 14.07.2014). я кушина . Готовимся к уроку в условиях новых ОС нтернет и образование. 2012. №44. URL: http://www. ата обращения: 14.07.2014). Григорьев неурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / . Григо росвещение, 2010. Ф ормирование универсальных учебных действий в ос новной школе: от действия к мысли. истема заданий: пособие для учителя /под. ред. .Г. смолова.-3-е изд. – М.: росвеще П римерные программы по учебным предметам. изика. 7–9 классы: проект. – М.: росвещение, 2011. П римерные программы по учебным предметам. изика. 10–11 классы: проект. – 2-е изд. – М. : росвещение, 2011. Б укреева чебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых ком петенций / укреева, вченко // Молодой ученый. – Р обототехника – инженерно-технические кадры ин новационной оссии: [Электронный ресурс] // М., URL: http:// http://www.russianrobotics.ru ( ата обращения: 14.07.2014). ние гипотез, критическое мышление, построение доказатель ства, логическое мышление, проведение эксперимента и др. пыт школ, участвовавших в апробации ОС , по казывает, что наиболее эффективно подойти к процессу ком плексного формирования планируемых результатов позволяют экспериментальные кружки по физике (конструирования физи ческих приборов, проведения физических опытов и исследова ний). Экспериментальный кружок позволяет восполнить у обу чающихся недостаток опыта проведения лабораторных опытов, сформировать устойчивый познавательный интерес к физике. ольшое развитие в последнее время получили кружки тех нического творчества, в частности, кружки по робототехнике, электронике, прикладному программированию. обототехника – прикладная наука, занимающаяся разра боткой автоматизированных технических систем. обототехни ка опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, программирование. омплекты для робототехники для школ предназначены для того, чтобы учащиеся в основном работали группами, поэ тому кружок – оптимальная форма: обучающиеся одновременно приобретают навыки сотрудничества и умение выполнять инди видуальные задания в рамках общего проекта. сновной метод, который используется при изучении робо тотехники, – метод проектов. од методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся или группа обучающихся ставит и решает задачи, определяет технологию сопровождения самостоятельной или групповой деятельности обучающихся. V. МеТ РО НОС неурочная деятельность в соответствии с ОС вклю чена в основную образовательную программу. тводимое на нее время образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов участников образовательного процесса, а также имеющихся кадровых, материально-технических и дру сновными видами внеурочной работы учителя физики яв ляются кружки. Это кружки: по поддержанию познавательного интереса к физике (история физики, рассмотрение определенных теоретических вопросов физики, занимательные задачи по физике); кружки по развитию исследовательских и эксперимен тальных навыков у обучающихся; кружки технического творчества. рганизации кружка должна предшествовать большая под готовительная работа. бучающихся информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. ля этого исполь зуют не только школьные средства информации, но и индивиду альные и групповые беседы с учащимися. ольшой эффект дает проблемная организация учебной работы по физике, когда на уроке учитель анализирует ту или иную проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка. ажно сочетать и использовать в работе кружка различные педагогические технологии и методы. апример, занятие в фор ме тематических диспутов, форумов, дебатов дают возможность формировать у обучающихся ценностное самоопределение и це леполагание к деятельности, мотивацию к учению, социальные навыки и т.д. анятия же исследовательско-экспериментальной направленности позволяют сосредоточиться на формировании навыков познавательной деятельности обучающихся: выдвиже ормы использования информационных ресурсов на уро ке различны и определяются творческим потенциалом учителя, его -компетентностью. Это демонстрация физических яв лений, их проявление в природе, использование в приборах и технических устройствах; интернет-уроки; элективные курсы; подготовка сообщений; проектная деятельность; подготовка к государственной итоговой аттестации. труктура рабочей программы, разработанной с учетом требований ОС , несколько отличается. на состоит из следующих элементов: П ояснительная записка, в которой конкретизируются об щие цели образования с учётом специфики учебного предмета, общая характеристика учебного предмета, описание места учеб ного предмета, курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Л ичностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. С одержание учебного предмета, курса. Т ематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. к ритерии и нормы оценки результатов освоения основ ной образовательной программы обучающимися. О писание материально-технического обеспечения обра зовательного процесса. бразовательные результаты структурируются по ключе вым задачам общего образования, отражающим индивидуаль ные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. собенность учебного предмета « изика» заключается в том, что он является составной частью предметной области « ственнонаучные предметы», а физическое законы лежат в осно ве курсов химии, биологии, астрономии. IV. Рек СОС ТА ВЛ БО ПРОГР бразовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных основных об разовательных программ. о своей структуре и содержанию рабочая программа представляет собой документ, составленный с учетом: требований федерального компонента государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания образования по учебному предмету « изика»; максимального объема учебного материала для учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учеб ным планом образовательного учреждения; целей и задач основной образовательной программы школы; выбора педагогом необходимого комплекта учебно-ме тодического обеспечения. римерная структура рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) включает следующие элементы: титульный лист; пояснительная записка; содержание программы учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов; учебно-методическое обеспечение предмета, перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся. анная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер. ри разработке рабочих программ учитель может исполь зовать авторские программы к учебникам. радиционно в экзаменационные варианты ГЭ включают задания, построенные либо на фотографиях реальных опытов, либо содержащие рисунки различных экспериментов. боль шинстве случаев это те опыты, которые должны проводиться в виде лабораторных или фронтальных ученических работ, реже демонстрационные опыты, описанные в учебниках. нализ результатов выполнения заданий, спроектирован ных в контексте различных экспериментов, показывает, что пока в процессе обучения недостаточно внимания уделяется проведе нию ученических и демонстрационных опытов либо не до конца осознается роль этих средств в формировании методологических умений. целесообразно при постановке любых экспериментов не ограничиваться их иллюстративной функцией по отношению к изучаемому материалу, а уделять внимание особенностям экс периментальных установок, обсуждению возможных погрешно стей эксперимента и интерпретации результатов опытов. екомендуется увеличить в различных тематических и тре нировочных работах долю заданий на понимание условий проте кания физических явлений и процессов, а также использования физических величин для их описания. целесообразно практико вать комплексные задания, которые, в отличие от заданий ГЭ, требуют применения к описанию того или иного процесса 5-6 различных физических величин, а не 2-3, как это делается в экза менационных материалах. еобходимо сначала выяснить харак тер протекания процесса и указать различные величины, которые могут быть использованы для его описания, затем характеризо вать их изменения при изменении тех или иных условий. ля подготовки учащихся к выполнению заданий, проверя ющих сформированность методологических умений, рекомен дуется расширить этап обсуждения лабораторных работ. олее пристальное внимание необходимо обращать на вопросы, кото рые приучают школьников: оценивать соответствие выводов име ющимся экспериментальным данным; определять, достаточно ли экспериментальных данных для формулировки вывода; интер претировать результаты опытов и наблюдений на основе извест ных физических явлений, законов, теорий; определять условия применимости физических моделей в предложенных ситуациях. сследовательская и проектная работа на уроках физики и во внеурочной деятельности является важнейшей частью фор мирования навыков познавательной деятельности, исследова тельских способностей, самоорганизации, взаимодействия в группах и т.д. ущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он предусматривает творчество в дея тельности обучающихся. Элементы исследования при проведе нии лабораторных работ развивают учебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей обучающихся. дной из возможностей формирования и дальнейшего развития учебных умений и навыков на уроке физики является использование лабораторного метода обучения. абораторный метод пригоден для развития мышления, познавательного ин тереса личности, активности, памяти, воли, способности выра жать свои мысли, а также эмоции. тдельной частью обучения физике в школе является под готовка к итоговым формам аттестации в формате о предварительным данным М РТ , в минувшем учеб ном году ГЭ по физике сдавали 5 930 выпускников. з них 10 обучающихся набрали 100 баллов, не преодолели минимальный порог 854 выпускников. ак правило, результаты экзаменационной работы показы вают, что выпускники успешно выполняют задания, в которых необходимо: выбрать формулировку цели опыта по его описанию; указать необходимое для проведения опыта оборудова ние в соответствии с гипотезой; записать показания измерительного прибора с учетом заданной погрешности абсолютных измерений; выбрать верную формулировку вывода в соответствии с результатами опыта. днако проблемными остаются задания, требующие ин терпретации результатов опыта, а также анализа эксперимен тальной установки. случае интерпретации результатов наи большие трудности возникают, когда предлагаются результаты опыта в виде таблицы или нескольких графиков. ННОС БНОГО еТА «ФИзИкА» ГО ДУ реподавание учебного предмета « изика» в общеобра зовательных организациях еспублики атарстан в 2014/2015 учебном году осуществляется в соответствии с базисными учеб ными планами (приказ М РТ №4154/12 от 9 июля 2012 г. б утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений еспублики атарстан, реализую щих программы начального и основного общего образования» и №4165/12 от 10 июля 2012 г. « б утверждении базисного учеб ного плана для образовательных учреждений еспублики атар стан, реализующих программы среднего (полного) общего обра зования»). а обучение физике в 7–9 классах основной школы отводится не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года). 10–11 классах обучение может быть организовано на базовом или профильном уровне. а базовом уровне на обучение физике выделяется не менее 2 часов в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне – не менее 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10–11 классах). ри возникновении необходи мости увеличить число часов на изучение физики предоставля ется возможность выбора элективных курсов. ри организации в общеобразовательном учреждении предпрофильного обуче ния из вариативной части добавляются часы, которые могут быть использованы для дополнительных занятий. процессе обучения физике следует уделять больше вни мания современным педагогическим технологиям, основанным на идеях развивающего обучения и деятельностного подхода, использованию информационно-коммуникативных технологий ), технологий проектной и исследовательской работы. ольшие возможности содержатся в использовании Э размещенных на порталах федерального центра информаци онно-образовательных ресурсов ( , fcior.edu.ru), ной коллекции цифровых образовательных ресурсов (school- (допущенных) Минобрнауки оссии к использованию в обра зовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год. есмотря на то, что образовательным организациям ре комендовано в выборе учебников ориентироваться на завер шенные предметные линии, согласно « б образовании в оссийской едерации» учитель имеет право на выбор учеб ников, учебных пособий и других материалов образовательно го характера. приложении 1 представлены учебники по физике для ос новного (24 учебника) общего и среднего общего (16 базовых и 9 углубленных учебников) образования. тметим, что в федеральный перечень также вошли учеб ники для 5–6 классов по естествознанию – пропедевтического курса естественнонаучных предметов, в том числе и физики. ОС Аз АТе езУ ьТАТ ПРО ОСВО БНОГО еТА «ФИзИкА» риказом Минобрнауки оссии от 31 марта 2014 г. №253 б утверждении федерального перечня учебников, рекомен дуемых к использованию при реализации имеющих государ ственную аккредитацию образовательных программ начально го общего, основного общего, среднего общего образования» утвержден перечень учебников, которые образовательные ор ганизации могут использовать при ведении образовательной деятельности. него включены учебники, рекомендованные аучно-методическим советом на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогиче ской, общественной, а также по ряду учебников – этнокультур ной и региональной экспертиз. использованию рекомендова ны предметные линии, получившие положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз и сопрово ждаемые методическим пособием для учителя, а также элек тронным пособием для учащихся. едеральный перечень учебников состоит из трех частей: 1-я часть – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной про 2-я часть – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, фор мируемой участниками образовательных отношений; 3-я часть – учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов оссийской еде рации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов оссийской едерации. рганизации, осуществляющие образовательную деятель ность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятель ности из федеральных перечней учебников, рекомендованных чебному предмета « изика» присущ ряд особенностей, которые должны быть учтены в процессе его преподавания, из Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов: физические законы лежат в ос нове содержания курсов химии, биологии, астрономии. одер жание физики имеет отчетливую практическую направленность и межпредметное значение. изическое образование является основой формирования естественнонаучного мировоззрения. Эффективная подготовка к государственной аттестации возможна только с учетом взаимосвязи физики с другими пред метами, в частности с математикой. ешение задач становится определяющим фактором успешного выполнения заданий реализация проектной и исследовательской деятельно сти обучающихся. П римерная программа по учебным предметам. изика. римерная программа по физике для основной школы со ставлена на основе ундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в федеральном государ ственном образовательном стандарте общего образования вто рого поколения. римерная программа является ориентиром для составле ния рабочих программ: она определяет инвариантную (обяза тельную) часть учебного курса, за пределами которого остает ся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. вторы рабочих программ и учебни ков могут предложить собственный подход в части структури рования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. а основе примерной программы составляются рабочие про граммы, которые могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации. Р абочая программа по учебному предмету (курсу), кото рая самостоятельно разрабатывается учителем: применительно к конкретному классу (параллели классов); на основе примерной основной программы общего об разования; с учётом региональных особенностей. рограмма отдельного учебного предмета « изика» яв ляется частью содержательного раздела основной образова тельной программы образовательного учреждения, структуру которой определяет федеральный государственный образова тельный стандарт. о программам дополнительного образования детей, в рамках внеурочной деятельности, также формируются рабочие истема оценки достижения планируемых результатов освоения рограмма воспита ния и социализации обучающихся рограмма коррекци онной работы содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах основной образовательной программы: целе вом, содержательном и организационном. бязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, форми руемая участниками образовательного процесса, – 30% от об щего объёма основной образовательной программы основного общего образования. является локальным документом образовательной организации и разрабатывается на основе примерной образова тельной программы, разработанной в качестве дополнительных материалов к ОС следствие того, что затрагивает все стороны обра зовательного процесса, наиболее целесообразным является пе реход всей системы основного общего образования к работе по новым стандартам, по крайней мере, в оформлении учебной до кументации. читель физики принимает участие в составлении основ ной образовательной программы образовательной организации в части проработки следующих вопросов: цель физического образования, для внесения в целевой раздел планируемые результаты обучения, формируемые воз можностями учебного предмета « изика»; система оценки достижения планируемых результатов, в частности внедрение новых оценочных технологий в исследова тельскую работу обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план; программа духовно-нравственного развития, воспита ния обучающихся; программа формирования экологической культуры, здо рового и безопасного образа; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной труктура представлена в таблице: азвание раздела целевой одержательный остав раздела ояснительная записка рограмма развития УУД ланируемые результаты ос воения рограммы отдель ных учебных предме тов, курсов (програм мы формирования -компетентности школьников; програм мы учебно-исследова тельской и проектной деятельности; про граммы профессио нальной ориентации; программы экологи ческого образования; программы допол нительного образо вания), внеурочной деятельности истема ус ловий реали (кадровые, материаль но-техниче ную аккредитацию образовательных программ начального об щего, основного общего, среднего общего образования». ормативно-правовой базой введения ОС являют ся следующие документы: Н ациональная образовательная инициатива « аша но вая школа» (утверждена резидентом оссийской едерации Медведевым 04 февраля 2010 г. Ф едеральный государственный образовательный стан дарт основного общего образования (утвержден приказом Ми нистерства образования и науки оссийской едерации от «17» декабря 2010 г. №1897). Р аспоряжение равительства оссийской едерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р « б утверждении план действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг.». Р аспоряжение равительства оссийской едерации от 07.02.2011 №163-р « концепции едеральной целевой про граммы развития образования на 2011–2015 гг.». П исьмо Минобрнауки оссии от 24.01.2012 « б орга низации внеурочной деятельности при введении едерального образовательного стандарта общего образования». своей профессиональной деятельности, при организации урочной и внеурочной деятельности с учетом требований ОС , учитель физики ориентируется на следующие локальные нормативные акты. О сновная образовательная программа образовательной организации ( определяет цели, задачи, планируе мые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне общего образования и реализуется образо вательным учреждением посредством урочной и внеурочной де ятельности. имеет следующую структуру: пояснительная записка; планируемые результаты; программа формирования универсальных учебных дей ОРМ АТИ кУ ГЛ НОС ОСОБ ННОС БНОГО еТА «ФИзИкА» ри организации учебного процесса по учебному предме ту « изика», планировании учебно-методической работы, раз работке рабочей программы необходимо учитывать следующие нормативно-правовые документы: Ф едеральный закон от 29.12.2012 №273- « б образо вании в оссийской едерации». П риказ Министерства образования и науки еспубли атарстан от 9 июля 2012 года №4154/12 « б утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных еспублики атарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования». Ф едеральный компонент Государственного образова тельного стандарта общего образования, утвержденный прика зом Минобразования оссии от 05.03.2004 г. №l089 « б утверж дении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) об щего образования». П риказ Министерства образования и науки еспублики атарстан от 10 июля 2012 г. №4165/12 « б утверждении базис ного учебного плана для образовательных учреждений еспу блики атарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования». П остановление Главного государственного санитар ного врача РФ от 29.12.2010 №189 « б утверждении 2.4.2.2821-10 « анитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных уч П риказ Минобрнауки оссии от 31 марта 2014 г. №253 б утверждении федерального перечня учебников, рекоменду емых к использованию при реализации имеющих государствен еятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положе ний и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого подхода, исследовательских навыков. еятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных дей ствий обучаемого. рамках обсуждений ОС появилось понятие новые образовательные результаты, которые отражены в требованиях стандарта к результатам освоения основных образовательных основной образовательной программе обозначены не только предметные результаты как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. ри этом огромное внимание уделяется внеурочной дея тельности, которая наряду с образовательной деятельностью должна стать основой для достижения личностных и метапред метных результатов является организация внеурочной деятель ности. а счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возмож ность для организации творческой, проектной и исследователь ской деятельности. ний, от стандартной системы оценивания к самооценке и взаи моконтролю. едеральные государственные образовательные стандар ты – принципиально новый для российской системы образова ния документ. Это один из основных инструментов модерни зации системы образования, обеспечивающий инновационное развитие непосредственно школы. ребования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и лич ностных результатов и конкретизируются в основной обра зовательной программе образовательной организации, в виде планируемых результатов по учебным предметам, некоторых межпредметных компетенций. зменились цели и содержание стандарта. требованиях к структуре основная образовательная программа общего обра зования впервые рассматривается как единый документ, опре деляющий все стороны образовательного процесса, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждо му из них. ОС зафиксировано наличие обязательной и вариативной, формируемой участниками образовательного процесса, частей образовательной программы, задается един ство целей учебной и внеурочной деятельности. первые в стандарте образования указаны требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, которые должны обеспечить создание для всех участников образовательного процесса эффективной ин формационно-образовательной среды, позволяющей внедрять новые технологии обучения, условия психологического и соци ального здоровья школьников, развивать принципы открытости образования. Методологической основой ОС является системно-де ятельностный подход. истемно-деятельностный подход на целен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. бучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. сновным результа том образовательной деятельности должно стать развитие лич ности ребенка на основе универсальных учебных действий. условиях перехода на новые образовательные результаты школьный курс физики играют важную роль, поскольку явля ется системообразующим для естественно-научных предметов: физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии; содержание физики имеет отчетливую практическую направленность и межпредметное значение; физическое образование является основой для фор мирования естественно-научного мировоззрения. ктуальным вопросом преподавания физики остается во прос подготовки к ГЭ и Г а современном этапе понят но, что эффективная подготовка к государственной аттестации возможна только с учетом взаимосвязь физики с другими пред метами, в частности с математикой, поскольку решение задач становится определяющим фактором успешного выполнения рудности у учителей вызывает также вопросы преподава ния физики в классах с различным профилем обучения. собого внимания требует обучение физике обучающихся, с гуманитар ным профилем обучения. есомненно, в этом случае препода вание физики должно иметь выверенную учебно-методическую систему, включающую цели, содержание, технологию обучения для обучающихся разного профиля, с разным количеством часов в неделю. акже в настоящее время наиболее острым вопросом на учно-методического и информационного обеспечения деятель ности учителя физики является вопрос введение федеральных государственных образовательных стандартов основного обще го образования (далее – ОС результате перехода на ОС меняется роль и деятельность учителя на уроке: от репродуктивных способов обучения необходимо перейти к фор мированию у обучающихся навыков познавательной деятельно сти, от жестких правил поведения на уроке к развитию само регуляции у детей, от фиксированных предметных результатов обучения к комплексному формированию метапредметных зна ГЛ ВЛ ведение ормативные документы, регламентирующие деятельность учителя-предметника. Характеристика содержания, особенностей учебного предмета « изика» бзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих достижение планируемых образовательных результатов в процессе освоения учебного предмета « изика» собенности преподавания учебного предмета « изика» в 2014/2015 учебном году IV. екомендации по составлению рабочей программы по учебному предмету « изика» V. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности по физике итература Согласовано с Министерством образования и науки РТ Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО ИРО РТ Руководители проекта: Р.Г. Хамитов, ректор Г АОУ ИРО РТ , канд. пед. наук, доцент Л.Ф. Салихова, проректор по учебно-методической работе Г АОУ ИРО РТ , канд. пед. наук Научный редактор: . Пискарев, заведующий отделом стратегии и программ раз вития образования Г АОУ ИРО РТ , канд. ист. наук Составитель: Р.Ф. Мифтахов, заведующий отделом информационных техно логий и дистанционного образования, канд. физ.-мат. наук собенности преподавания учебного предмета « изика» 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост. Мифтахов. ИРО РТ работе рассмотрены актуальные вопросы методического обе спечения и преподавания физики в школе: нормативно-правовая база учебного предмета, учебно-методические комплексов, особенности преподавания предмета, рабочие программы по физике, организация внеурочной работы. Методические рекомендации могут быть использованы учите лями-предметниками, руководителями образовательных организаций, работниками муниципальных органов управления образованием. АОУ ИРО РТ МИНИСТеРСТВО ОБРАзОВАНИя И НАУкИ еСПУБЛИкИ АТАРСТАН ГОСУДАРСТВеННОе АВТОНО НОе ОБРАзОВАТеЛьНОе УчРежДеНИе ДОПОЛНИТеЛь О ПРОФеССИОНАЛьНО О ОБРАзОВАНИя НСТИТУТ РАзВИТИя ОБРАзОВАНИя еСПУБЛИкИ АТАРСТАН» Особенности преподавания учебного предмета в 2014/15 учебном году Методические рекомендации