ИССЛЕДОВАНИЕ КАК МОДУЛЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ.

ИССЛЕДОВАНИЕ КАК МОДУЛЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
Букреева Т.М.
ОГКОУ «Центр ПМСС»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Этой мечте не всегда суждено сбыться, так как у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности. По моему мнению, продуктивное обучение в рамках современной средней школы может быть осуществлено только с помощью индивидуальных образовательных траекторий, то есть индивидуальных маршрутов обучения.
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности.[1]
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.[4]
Необходимость построения индивидуальных образовательных траекторий продиктовано следующими соображениями:
растет число учащихся, которые не могут обучаться по обычной системе в связи с особенностями поведения или в связи с отклонениями в своем развитии;
определенное число учащихся не может обучаться в классно-урочной системе из-за возникших коммуникативных трудностей и в том числе неумения и устойчивого нежелания вписываться в обычную школьную жизнь.
Индивидуальный маршрут - это четкая программа действий ученика и учителя на некотором этапе обучения.
Структура образовательного маршрута:
указывает четкий отрезок школьного времени, который должен составлять, как правило целое полугодие;
должен учитывать ускоренный или замедленный темп развития ученика
должен содержать временной график выполнения учебных модулей с указанием контрольных точек, контрольных работ, зачетов.[3]
Содержательную основу образовательного маршрута составляет учебная программа, разбитая на учебные модули. Каждый модуль оформляется в виде организационно педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса[2]. То есть содержит:
Учебный предмет.
Тип программы.
Название модуля.
Число часов учебной программы, покрываемое модулем.
Способ выполнения (самостоятельное изучение, обучение в малой группе или индивидуально с учителем).
Форма отчетности (зачет, контрольная работа, реферат).
В своей работе я использую различные модули, но обязательно, для каждого учащегося включаю исследовательский модуль. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимся материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев высокого уровня трудности.
Под понятием “высокий уровень трудности” я понимаю по отношению к конкретному ученику, а не к учебному материалу. Что для одного является трудным, для другого может оказаться легким. Для того чтобы установить и поддерживать уровень трудности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему своего исследования.
Самостоятельно выбирая доступное задание, учащиеся исходят из естественности проблемы, из актуальности темы исследования для них самих.  
Проблема исследования должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим, только в этом случае ребенок включится в исследование.
Доступной проблема для ребенка будет только тогда, когда он самостоятельно, без посторонней помощи сможет увидеть ее у себя “под ногами”. Наиболее значимой она становится для ребенка в том случае, если препятствует достижению определенных целей.[4] Для того чтобы знания, привнесенные исследованием, стали действительно личностными ценностями, они должны осознаваться и осмысливаться ребенком. Осмысливание проблемы, цели, задачи происходит только в том случае, когда формулируются они самостоятельно.
Процесс осмысления знаний связан с проведением сложных мыслительных операций, таких, как синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. Обладая осознанным знанием и умением совершать логические операции, учащиеся способны переносить знания в новые ситуации.
Исследовательская деятельность представляет одну из весьма продуктивных моделей образования. Поддержка учащихся в учебной исследовательской деятельности заключается в изучении индивидуального стиля исследовательской деятельности, выявление затруднений и их причин, а отсюда  адресная помощь в преодолении конкретного затруднения, в развитии психологических особенностей ученика (внимания, памяти, пространственного воображения, абстрактного мышления, старательности, стремления доводить начатое до конца, развитие навыков самоконтроля и т.п.). [5]
В организации и проведении исследования учащийся прикладывает усилия. Педагог со своей стороны должен заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед и каждый раз, делая “шаг навстречу”, подниматься вместе с учеником на новую ступень знаний и отношений.
Только в этом случае можно говорить о ценностном отношении педагога и воспитанника к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержке, в готовности к совместной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
2. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
3.Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
4. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
5. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
6. Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
7. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
8. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
9. Ярулов, А.А. Организация  выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.

15