Выступление на МО учителей анг.языка: Создание Языкового портфеля


Выступление на МО учителей английского языка по теме «Создание языкового портфеля»(2012-13 уч.год)
Портфолио (Языковой портфель) – это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами. Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет обеспечить преемственность разных этапов процессов обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку портфолио служит связующим звеном между школьными ступенями.
Цели и задачи создания ЯП:
Основные цели:
отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся;
активизация их разноплановой деятельности, повышение образовательной активности школьников;
прогнозирование траектории личностного развития ребёнка;
индивидуализация образования.
Основные задачи:
формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;
формирование и поддержка учебной мотивации школьников;
расширение возможностей самообучения, самоорганизации, самооценки, саморазвития подрастающего поколения;
организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;
расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании, введение альтернативных форм оценивания; развитие навыков рефлексивной, оценочной деятельности обучающихся
Одной из основных задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Вектор развития образовательных технологий сегодня — саморазвитие и самосовершенствование ученика через сознательное, активное и осмысленное усвоение нового социального опыта.
Одной из возможностей такого нового опыта может выступать создание учащимся своего языкового портфеля. В УМК «Английский в фокусе», (авторы Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс) языковой портфель (My Language Portfolio) как компонент УМК представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся могут использовать во время изучения всего курса. Авторами предлагается комплексная модель языкового портфеля — подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, видеокассеты с любимыми рассказами, песнями, школьными спектаклями и так далее, сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок. Основная цель создания языкового портфеля — помочь учащимся осознать, насколько успешно у них идёт изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в целенаправленном развитии и доработке.
Одно из заданий УМК «Английский в фокусе» — написание с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй с картинками и мини-сочинений для языкового портфеля. Как сделать этот вид задания интересным и доступным для тех учащихся, которые недостаточно хорошо владеют навыками каллиграфии или неважно рисуют? Учитывая большой интерес современного ребёнка к персональному компьютеру, примерно подсчитав немалое количество времени, которое он проводит за экраном монитора, можно привлечь «электронного друга» к сотрудничеству. На первом этапе работы ученик, ориентируясь на образец из книги (прочитанный текст), составляет свой рассказ, печатает его в формате Word, сохраняет на флэш-карте и показывает работу учителю.
Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика
Традиционная система контроля, направленная на оценивание предметных знаний, отмечается низкой информативностью выставляемых в журнал отметок. И не случайно в структуре образовательной компетенции выделен оценочный компонент, что связано с необходимостью формирования способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своей коммуникации с другими людьми как механизма саморазвития. Здесь огромную помощь может оказать «языковой портфель» - новая современная технология в образовательном процессе. Портфолио - нечто большее, чем альтернативный способ оценивания или собирания работ учащихся. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен» Для учителя английского языка «языковой портфель» - это инструмент развития навыка самооценки ученика. Педагогическая философия портфолио предполагает, прежде всего, смещение акцента с того, что ты не знаешь и не умеешь, на то, что ты знаешь и умеешь по данной теме, разделу, предмету. Основная цель ведения портфолио - это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, т.е это формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения языком в сопоставлении с европейскими нормами.
Языковой портфель осуществляет поддержку и повышение мотивации на всех этапах обучения и усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, т.е. обеспечивает развитие «способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний». А это значит, что Языковой Портфель направлен на формирование интереса ребенка к познавательной деятельности , т.е на овладение экзистенциональной компетенцией. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляется важнейшая задача воспитания, определенная в Концепции модернизации образования. Компоненты Языковой Портфель: это языковой паспорт, языковая биография и досье, но нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио. Это полностью зависит от целей, которые вы ставите перед собой. Работая над портфолио, ученик должен осознавать:
- над развитием, каких умений мы работаем,
- каким образом мы этого достигаем,
- насколько успешно мы это делаем,
- что нам необходимо будет сделать дальше.
В досье ученики отмечают важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это- «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. При этом школьники могут руководствоваться следующими критериями, которые были определены в ходе их совместного обсуждения:
· Мне было интересно делать это задание.
· Мне проект нравится.
· Мои одноклассники считают, что он хороший.
· Мой проект показывает, что я…
· Мой учитель посоветовал мне.
· Он интересный.
· Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка.
· Я думаю, мой проект красивый.
· Я красиво написал.
· Я многое узнал, выполняя это задание.
Технология «языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При преподавании иностранного языка в школе, технологию “языковой портфель” можно рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке. Подчеркнем, что технология «языковой портфель», кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования.