Статья на тему Игровая деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ

ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»












Доклад
на тему
«Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся»






Подготовила: воспитатель Т.А.Демина








г. Новомосковск
2015
Главная цель воспитания в школе – развитие индивидуальных познавательных и творческих способностей каждого ребёнка. Это определило выбор темы программы, по которой я работаю.
Выбор темы обусловлен тем, что развитие творческих способностей учащихся возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Изучение всех предметов в школе направлено на достижение в первую очередь интеллектуального развития обучаемых, формирование качеств мышления, характерных для творческой деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Одна из сложнейших задач, над решением которой работают и учителя, и воспитатель - развивать ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добытчика знаний.
Как никогда ранее эта проблема актуальна сегодня. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.
Школа – это основное учебно-воспитательное учреждение, где должно организовываться и осуществляться различными методами и в различных формах управление образованием и воспитанием подрастающего поколения.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной и творческой деятельности, важнейшей предпосылкой которой, является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес, творческие способности формируются при сочетании эмоционального и рационального в обучении и воспитании.
Ещё Л. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Развитие творческих способностей учащихся в процессе игры осуществляется мной во внеурочной работе по предметам и во внеклассной работе, а так же во время занятий, прогулок, на самоподготовке и в вечернее время.
На технологическом уровне проектирования любой игровой программы начинается с тщательного определения её задач. Далее воспитателю предстоит определить, в каких формах, и в какое время может, реализована задуманная игровая деятельность, т.е. определить её пространственные и временные перспективы. Следующий этап конструирования игровой деятельности – её содержательное наполнение и продумывание логики развёртывания игр, входящих в программу.
В качестве завершения реализации любой игровой деятельности выступает этап её итогового анализа и оценки результатов.
Проблема воспитания способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и воспитателями, работающими со школьниками, поскольку именно в школьном возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.
Под способностью детей к творчеству мы понимаем совокупность свойств или качеств личности ребёнка, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, позволяющих в процессе её выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, явственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать оригинальные, нестандартные решения в разных видах деятельности.
Одним из средств формирования способностей школьников к творчеству является игра. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути.
По мнению психолога А.П. Лука, «детские игры с их свободным полётом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в тоже время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные воспитателем, могут стать важнейшим средством, инструментов воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству.
Однако использование целостных игровых программ вовсе не означает отказа от применения отдельных игр для решения обучающих, воспитательных или развивающих задач.
Присутствие игры как средства первоначальной организации учебного процесса, метода и приёма обучения и воспитания, средства развития творческих способностей учащихся правомерно и необходимо в педагогическом процессе школы.
К. Д. Ушинский писал: «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».
В самом деле, на уроке и на занятии игра позволяет школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей. Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и к учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем, воспитателем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные особенности школьника в познавательной деятельности.
Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у школьников, я отмечаю интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного, творческого мышления.
В своей работе я использую такие виды интеллектуально-развивающих игр, как игры со словами и буквами, например «Поле чудес», «Наборщик», «Шифровальщики», др. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определённому правилу, расшифровка слов по определённому правилу, расшифровка фраз, превращение слов в другие путём перестановки или добавления букв, отгадывание слов и т.п.
Опишу несколько игр, применение которых помогает развивать творческие и умственные способности учащихся.
«Наборщик»
В игре принимает участие двое или группа играющих. В начале игры произвольно подбирают слово, состоящее из определённого количества букв. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Как правило, используются только имена существительные. Выигрывает тот, у кого больше окажется набранных слов, и количество букв в них. Например, из набора букв слова «сверло» можно составить слова: село, лов, ров, вор, сев, вес, весло.
«Шифровальщики»
Играют все: один выступает в роли шифровальщика, другой отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Возможные варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв (гласных и согласных). Отгадчик должен узнать зашифрованное слово, предварительно определив принцип шифровки. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Ниже я привожу игровые задания, в которых играющим предстоит не только расшифровать слова, но также выбрать из расшифрованной группы слов лишние. Например: аалтерк (тарелка), кожал (ложка), шкаач (чашка), дмончеа (чемодан). Лишнее слово «чемодан». Ниавд, соетт, слот, лексор (диван, тесто, стол, кресло). Атсен, тевонкр, ракыш, коон (стена, конверт, крыша, окно).
«Кто правильно? Кто больше?»
На доске слово «электричество».
Вызываю 4 учащихся, им предлагаю задание: составить новое слово, используя буквы данного слова. Каждый из вызванных учеников записывает своё слово. Остальные дети самостоятельно выполняют это задание в своих тетрадях. Через определённое время, проверяю выполнение задания и называю победителей среди тех, кто писал у доски, и среди учащихся, писавших самостоятельно. Побеждает тот, у кого слово с большим количеством букв.
Эта игра помогает не только определить, кто из детей затрудняется в составлении слов, но и выявить причину затруднения.
Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущения спокойствия, облегчают межличностное общение.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребёнок способен выполнить объём учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Так же в своей практике использую дидактические игры .
Назначение дидактических игр – развитие творческих способностей учащихся, познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.п.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач – уточнения представлений о предмете или явлений в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. в этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.
К организации игр для детей предъявляю определённые требования:
1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
2. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызвать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся, чёткому соблюдению установленных правил и, главное, к развитию творческих способностей учащихся.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, а в других только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом.
Психологи установили, что усвоение ребёнком знаний начинается с материального действия с предметами и их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки, действия, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом, т.е. осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действие с предметами постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).
Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная форма действия осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы представления и понятия.
Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться должна в соответствии с закономерностями обучения и воспитания.
По характеру творческой деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие исполнительской деятельности, с помощью этих игр дети выполняют действия по образцу .
2. Игры, требующие воспроизведение действий.
3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним. Например, «Составление круговых примеров».
4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «По какой тропинке ты пойдёшь?»
Для развития творческих способностей учащихся среди интеллектуально-развивающих игр, я, использую игры в загадки . У детей вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор учащихся, знакомят с окружающим миром, явлениями природы, через предметные связи развивают и обогащают речь.
Также они «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)».
Загадки, по словам К.Д. Ушинского, «доставляют уму ребёнка полезные упражнения». По мнению современных педагогов, «процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству».
В своей работе я использую разные типы загадок. Отгадывание их, на мой взгляд, можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую загадку. Приведу примеры использования игр в загадки в своей практике.
Форма загадывания загадок различная: фронтальная, групповая, индивидуальная. Виды упражнений, включающих в себя разгадывания загадок, также разнообразны. Из отгадок составляю кроссворды, чайнворды, лото, провожу игры в виде викторины, лотереи, соревнования. Усложняю задания, рассыпав слова-загадки, получается деформированный текст, над составлением которого нужно поработать.
Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру ребёнок узнаёт язык и его законы. В свою работу включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запомнить, какой камешек, что обозначает; он должен быстро сообразить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой.
Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ученика к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность способствует к волевым усилиям – необходимое качество для развития личности, его творческих способностей.

Двигательные игры
Психологическое назначение игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, умение слушать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.
«Зеркало»
Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает ведущий, при этом чётко копируя его. Он исполняет роль зеркала, в которое смотрятся ученики. Они должны:
- замереть на месте;
- повернуться вправо, влево;
- постоять на пальчиках;
- постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
- постоять на пальчиках и поморгать глазами;
- покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;
- постоять, попеременно поднимая над головой левую или правую руку;
- постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой;
- постоять на пятках, руки сзади, за головой.

«Клоуны»
Учащиеся могут сидеть или стоять. Я предлагаю им поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнять следующие задания:
- брови свести и развести;
- глаза сильно прищурить и широко развести;
- губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем опустить их;
- плечи максимально свести и развести;
- шею максимально вытянуть, а затем опустить её;
- руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
(эти игры можно использовать как физминутки на самоподготовке)
Организуя досуг детей, провожу праздники с элементами игры, игры-путешествия, устный журнал с использованием игр, конкурсы, игровые программы и так далее. На внеклассных мероприятиях ученики в непринуждённой форме реализуют свои желания, возможности, творческие способности.
Систематическая и настойчивая работа по развитию творческой инициативы учащихся через игру и игровые моменты, является чрезвычайно полезной для самого воспитателя, ибо она вынуждает его всегда обдумывать и предвидеть самые различные варианты в решении задач, ситуаций, быстро в них ориентироваться, давать оценку каждому из них и умело направлять мысль школьника по верному пути.
Для развития творческих способностей учащихся важен интерес к игре или занятию. Именно интерес может побудить детей к активной фантазии и плодотворной интуиции.
Использование игр на самоподготовках создаёт положительную мотивацию работы детей в целом.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».



Литература

Макаренко А.С. «О воспитании» 1988г
Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения» 1968г
Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения.» - 1т.
Краевский В.В., Лернер П,Я. «Процессы обучения и его закономерности» 1982г
Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки.» 1985г
Тупичкина Е.А. «Играем с детьми в загадки.» 1990г