Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского и юношеского творчества» Цивильского района
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики





Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся.




Андреева Л. Ф.
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД ЦДЮТ Цивильского района

2013 г.



Слово «проект» латинского происхождения, в переводе означает «выступающий вперед».
Многие исследователи дают свое толкование этому понятию. Они считают, что проект – «это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией».
Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся. Процесс обучения при этом строится на выполнении проектов. Реализуя ту или иную идею, учащиеся учатся работать с материалами, инструментами и информацией.
Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Целесообразно выделить пять основных компонентов проекта.
1.Опеделение потребности и краткая формулировка задачи.
Необходимо с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей.
2.Набор первоначальных идей.
Эти идеи представляют собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных из дерева и металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.
3.Проработка одной или нескольких идей.
Учащиеся должны оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идеи учащиеся проводят эксперименты или начинают работать с материалами.
4.Изготовление изделия.
Учащиеся создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что школьникам приходится упрощать первоначальный вариант. В процессе создания изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам.
5.Испытание и оценка изделия.
Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Самооценка может включать предложения, показывающие, как изделие может быть улучшено. Помимо этого учащийся оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.
Подробнее остановимся на трех компонентах: краткая формулировка задачи, набор первоначальных идей, оценка.

Краткая формулировка задачи.

Формулировка задачи должна включать:
- название изделия;
- его функции (для чего предназначено), какие потребности человека будут удовлетворены;
- определение конечного пользователя или сектора рынка, т. е. того, кто будет использовать изделие.

Набор первоначальных идей.

Чем больше идей изображено на одном листе , тем легче выбрать лучшую. Принимая решения, следует одновременно учитывать пять элементов:
форму;
назначение;
материал;
способ изготовления;
стоимость изготовления, а также социальные и экологические последствия.

Оценка процесса проектирования и изготовления изделия.

Чтобы школьники самостоятельно оценили качество процесса проектирования, учитель может задать им такие вопросы.
1.Правильно ли вы сформулировали задачу?
2.Как исследование соответствует поставленным целям?
3.Обосновали ли вы каждый из критериев?
4.Разнообразны ли были идеи?
5.Обосновали ли вы свое решение при выборе одной из них?
6.Достаточно ли полно проработана выбранная идея?
7.Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше?
8.Какой экономический эффект даст ваше изделие?
9.Поможет ли изделие решить экологические проблемы?

Использование метода проектов в технологическом образовании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:
учитель дает краткую формулировку задач;
ученики выдвигают первоначальные идеи;
проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
разрабатывают лучшую идею;
учатся навыкам и умениям изготовления изделия;
планируют изготовление согласно лучшей идее;
изготовляют изделие;
испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:
учитель выдает ученикам какой-либо материал и предлагает выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;
ученики проводят исследование, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных потребителей;
пишут краткую формулировку задачи;
проводят более глубокое исследование для выбора варианта проекта;
разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
заканчивают разработку лучшей идеи;
составляют план выполнения изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;
изготавливают изделие;
испытывают и оценивают изделие.

Важно подчеркнуть, что проекты могут быть выполнены индивидуально и коллективно.
Обучение продолжается и во время выполнения проекта, но при этом учитель должен поощрять учащихся, когда они самостоятельно планируют изготовление изделия.
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала следующее:
- значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
- учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, наиболее привлекательную для них;
-учащиеся видят социальную и личную значимость предметно – преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации труда. Подводя итог сказанному, можно сказать, что благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся, естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности.



15