Статья «Проектная деятельность как основа формирования компетентностей учащихся»

Сведения об авторе:
Гаврилова Ирина Юрьевна
заведующий филиалом школы, учитель русского языка и литературы
Место работы:
филиал государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы при ФКУ
ИК-4, г. Валдай Новгородской области.

Тема работы: «Проектная деятельность как основа формирования компетентностей обучающихся».

Целью модернизации образования объявлена успешная социализация выпускника. Школа должна стать ведущим фактором формирования новых жизненных смыслов образованного человека, в основе чего лежит его социальная компетентность и высокий профессионализм в избранной сфере деятельности. Хорошее образование – главный ресурс, который обеспечивает человеку свободу: я свободен, я могу выбирать.
Концепция деятельностно-ориентирована: подчеркивается деятельностный характер компетентностей (в том числе и в особенности ключевых), то есть компетентность усваивается учащимися в деятельности и «изнутри», его собственными силами, иначе говоря, компетентность нельзя выучить, запомнить и повторить.
Концепция личностно-ориентирована, то есть направляет усилия образовательной системы на развитие личности ученика, обеспечение им понимания выполняемой деятельности, наполнение его деятельности личностным смыслом, личностную (внутреннюю) активность ученика.
Концепция принципиально ориентирована на самостоятельность ученика в образовательном процессе, в том числе на развитие способности к самообучению, развитие познавательных способностей, накопление им опыта познавательной деятельности и опыта иных видов деятельностей (репродуктивной, творческой, эмоционально-ценностной). Образовательный процесс ориентируется в первую очередь не на формально-знаниевый компонент, а на выявление и развитие способностей применять освоенное содержание к решению учебных и практических проблем.
Таким образом, можно утверждать, что концепция ориентирует образовательный процесс на развитие субъектности ученика, развитие в нем «внутреннего человека», взращивания способности к самостроительству им своей личности.
Субъектность – сложное качество личности, которое проявляется и актуализируется в деятельности.

Какие качества или компетенции необходимо развивать у учеников в школе при исправительной колонии для создания условий, способствующих обеспечению нормальной жизнедеятельности в изоляции, а затем социальной реабилитации и адаптации к жизни в социуме после освобождения?
Педагогический опыт работы при исправительной колонии показывает, что с каждым годом увеличивается количество учащихся с низким базовым уровнем обученности: не могут бегло читать, четко выражать мысли. Длительная изоляция человека от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Школа при исправительном учреждении должна стать своеобразной клиникой, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, «лечение» социально запущенных заключенных.
Ситуация осложняется тем обстоятельством, что большинство учеников впервые попали в систему исполнения наказания несовершеннолетними, у них нет жизненного опыта, и основы их мировоззрения формируются в системе исправительных учреждений и под воздействием «тюремной субкультуры». Наладить эффективную работу пенитенциарной системы, ориентированной на перевоспитание преступивших закон, и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно. Возвращение осужденных к нормальной жизни, исправление и ресоциализация, сопряжены с разрешением целого ряда субъективных проблем: преодоление личностных слабостей и психологической готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций в исправительном учреждении и на свободе, умений некриминального удовлетворения своих первичных экзистенциальных потребностей.
Но решение этих проблем возможно, если сформировать социальные компетентности у осужденных, т.е. ориентировать на социальную жизнь в обществе.
Будучи жертвами своих собственных преступлений, часто совершенных под давлением неблагоприятных условий социализации, они не должны быть подвергнуты риску стать неполноценными людьми всю оставшуюся жизнь и создавать законопослушным гражданам условия, ограничивающие их свободу. Законно подвергаясь определенным судом изоляции, ограничению в некоторых правах и свободах, осужденный попадает в зону повышенной опасности для физического и психологического здоровья, утраты положительных связей и социального статуса, отчуждения. Находясь длительное время в таких условиях, осужденные теряют навыки и умения жизни в социуме. Современные исследования показывают, что преступность значительно помолодела: сегодня ученик в школе при исправительной колонии – это молодой человек 18 – 30 лет, употреблявший на свободе наркотики, мало чем интересовавшийся, без определенных жизненных целей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. социальные компетентности. Следует усовершенствовать формы и методы педагогической работы, опирающиеся на формирование социальных компетенций. Все эти особенности обусловливают повышение требования к педагогическому мастерству, в связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов для развития социальных компетентностей осужденных.
Проблема:
Поиск новых методов и форм педагогической деятельности для формирования социальных компетентностей, ориентируемых на формирование значимых для жизнедеятельности осужденных личностных качеств, активной жизненной позиции, способствующей интеграции осужденных в общество; на овладение положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Мы рассматриваем проектную деятельность как основу формирования компетенций учащихся в условиях образовательного пространства при исправительной колонии.

Проектная деятельность – это комплекс самостоятельных действий обучающихся, специально организованный учителем и завершающийся созданием творческого продукта.
Проектная деятельность предполагает:
- решение проблемы;
- интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, культуры;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие познавательных навыков;
- умение конструировать свои знания;
- развитие креативного мышления.
Принципы проектной деятельности:
- проблемность,
- актуальность,
- многофункциональность,
- интегративность.

В ходе работы были выявлены виды проектной деятельности обучающихся, наиболее эффективные для формирования основ компетентности:
имитационно-игровые проекты:
учащиеся в группах разрабатывают содержание и сценарий проведения деловой игры, предполагающей распределение ролей, решение в ходе игры конкретной задачи;

специализированные практико-ориентированные проекты:
разработка и реализация проектов, включающих в себя социальные, трудовые и адаптационные составляющие. В частности – привлечение незанятых осужденных к общественно-полезному труду, налаживание связи с профессиональной деятельностью, включение учащихся в процесс употребления знаний в социальной практике. Был создан проект по благоустройству школы за счет трудовых и материальных ресурсов колонии – это дизайн и изготовление мебели, скамеек, урн, цветочных горшков, фонарей, сказочных фигурок в старинном стиле. Совместно с учителями школы учащимися были разработаны и внедрены проекты, используемые на уроках и во внеурочной деятельности: создание компьютерных приложений к УМК, постановка концертов и праздников, создание видеофильмов и выпуск газет, заочные экскурсии, круглые столы.
Практико-ориентированные проекты способствуют созданию среды общения, развитию мотивации обучения, формируют коммуникативную, поликультурную, ценностно-смысловую и технологическую компетентности. Помимо решения коммуникативных задач, идет активное овладение учащимися универсальными способами деятельности, максимально полезными для современного человека. Реализация проектов помогает учащимся в определении индивидуального образовательного маршрута. Тем самым, участвуя в реализации практико-ориентированных проектов, учащиеся приобретают большой социальный опыт, что особенно важно для обучающихся школы при исправительной колонии.

информационно-аналитические проекты:

Описание информационно-аналитического проекта –
выпуск электронной газеты «Я – гражданин».
Цель:
Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения и любви к своему Отечеству, малой родине.

Участники проекта: учащиеся 10 – 12 классов, классные руководители.
Вид проекта - комплексный, краткосрочный.
Тип проекта - информационно-аналитический, творческий.

Актуальность проекта заключается в том, что он способствует привлечению обучающихся осуждённых к участию в общественной жизни филиала школы, выявлению интересов, потребностей и склонностей учащихся, развитию их творческих способностей, формированию гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.
Работа по созданию школьной электронной газеты поднимает обучающихся в глазах окружающих, обеспечивает условия для успешной самореализации, самоутверждения, создает соответствующую мотивацию личностного развития.
В процессе реализации проекта участники исследовали проблемы и вопросы, связанные с главной темой проекта «Я – гражданин». В каждом классе была создана рабочая группа проекта, которая имела определенное задание. Состав групп определялся в соответствии с пожеланиями участников. Задания распределялись исходя из интересов и возможностей каждой группы.
Информационно-аналитический проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Этот результат (в данном случае электронная газета) ориентирован на гражданско-патриотическое воспитание участников проекта, которые также имели возможность проявить свои творческие способности в написании эссе и стихотворений, эстетичном оформлении результатов проведенных мероприятий и отбора материала для газеты.
Деятельность педагогического коллектива филиала школы реализовывалась по следующим направлениям:

Информационно-аналитическое.
Задачи:
- актуализация проекта для учащихся;
- постановка задачи, связанной с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Планы реализации проекта были определены на малом педсовете, где также была определена возможность использования метода проекта для формирования гражданско-патриотических качеств личности обучающихся филиала школы. Для информирования учащихся об основных направлениях работы были проведены классные часы, на которых были поставлены цели и задачи, определен конечный результат проекта, созданы рабочие группы.

Организационно-содержательное.
На основе взаимодействия заинтересованных участников проекта были определены задачи:
- вовлечение в деятельность как можно больше учащихся;
- формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом через включение их в проектную деятельность;
- развитие у обучающихся коммуникативных, исследовательских умений, навыков работы в команде, лидерских качеств, проектного мышления;
- развитие творческих способностей обучающихся, формирование навыков саморазвития и самообразования, активной жизненной позиции;
- повышение мотивации обучающихся к участию в делах школы, сплочение коллектива класса, филиала школы в процессе разработки и реализации совместных проектов.
Основной акцент на данном этапе деятельности был сделан на привлечении к работе над реализацией проекта всех педагогов филиала и большинства учащихся.
В ходе реализации данного этапа проекта в классных коллективах проведены следующие мероприятия:
- диспут «Быть гражданином»;
- внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию
«Я –гражданин»;
- круглый стол «Права и обязанности граждан, новости ФСИН РФ»;
- написание эссе «Что значит быть гражданином?»;
- заочная экскурсия «Край родной навек любимый»;
- составление кроссворда на правовую тематику.

В результате проведенных мероприятий учащиеся исследовали проблему своего задания, изучили справочную литературу, подготовили материал для размещения в электронной газете (фотоматериал, иллюстрации, статьи, публикации и другие материалы).
Литературная и редакционная обработка собранной информации проводилась с использованием современных средств ИКТ. Материал редактировался членами творческого объединения обучающихся «Литературная гостиная» и с помощью текстовых редакторов вводился в память компьютера.
Материалы распределялись по рубрикам : «Репортаж с недели гражданско-патриотического воспитания», «Имею право», «Спрашивали – отвечаем», «Новости ФСИН РФ», «Мой любимый край», «Читаем, смотрим, обсуждаем», «Наши достижения», «Полёт мысли».
Верстка и выпуск тематической электронной газеты проведен с использование современных средств ИКТ: создание первой полосы, современный дизайн газеты, печать на компьютере и цветном принтере.

Таким образом, в организации деятельности по созданию школьной электронной газеты «Я – гражданин» задействованы основные механизмы формирования воспитательного пространства филиала школы – сотрудничество и коммуникативность в среде обучающихся и педагогов, умение включаться в продуктивную деятельность, рациональное планирование свободного времени, социализация личности, осознание себя гражданином Российской Федерации.
Приложение № 1 – электронная газета «Я – гражданин».

Таким образом, включение обучающихся в проектную деятельность является важным средством формирования социальных компетентностей, которые предполагают для нашего контингента обучающихся:
- осознание важности здорового образа жизни;
- осознание себя как члена государства;
- совершенствование средств и способов получения информации в печатном и электронном виде;
- социальное взаимодействие, общение, избегание конфликтов;
- проявление личностных свойств в деятельности и контроль своего поведения;
- применение знаний для решения социальных и профессиональных задач;
- реализация навыков и умений;
- понимание своей личностной значимости.

Критерии успешности проектной деятельности:

Проектная деятельность неуспешна
Критерии успешности

Имитация деятельности
Овладение способами деятельности

Отсутствие продукта
Получение материального или духовного продукта

Репродукция
Усвоение новых знаний

Ограничение получением новых знаний
Развитие компетенций

Несамостоятельность выбора
Индивидуальная значимость деятельности

Отсутствие интереса, пассивность, необходимость постоянно стимулировать
Активность, интерес, эмоциональный аспект

Не учитывается воспитательное воздействие
Воспитательный аспект (ответственность, самостоятельность, толерантность)

Нет опоры на знания и опыт
Соединение теории и практики

Бесперспективность
Рефлексивная направленность, выход на новые задачи и на новый этап развития

Однообразие
Многообразие видов и форм


Данное направление деятельности помогло организовать учебно-воспитательный процесс в нужном направлении. Практическая значимость проектной деятельности проявилась в создании условий для развития и самореализации учеников, повышения их мотивации и познавательной активности, социализации личности ученика.
Работа над организацией в школе проектной деятельности помогла изменить общий психологический климат, повысить мотивацию всех участников образовательного процесса, способствовала личностному росту ученика и учителя, повысила результативность учебно-воспитательной и методической работы.
15