Статья на тему Проектная деятельность на уроках технологии

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе.
Абанина Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия имени И.С.Никитина»
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из этих методов и является метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения учащимися учебного материала в процессе выполнения проектов. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что решая их, ученик начальной школы фактически осваивает основы способа проектирования. Особенность курса «Технология», как учебного предмета в начальной школе, состоит в том, что программные знания и умения учащиеся приобретают в процессе выполнения различных работ и конкретных изделий, имеющих практическое значение. В начальных классах этот курс включает многие виды труда. Каждый из них направлен на овладение младшими школьниками необходимыми для жизни умениями, элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Начальное технологическое образование обеспечивает возможность гармоничного развития в современном технологичном мире. Курс «Технология» предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм проектной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, применять полученные знания на практике. Целесообразно планировать небольшие по объёму проекты. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, не угасает интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов. Преимущества мини – проектов: обучение проходит в большей степени на исследовательском, творческом уровне; учащиеся постепенно осваивают и закрепляют элементы проектной деятельности. Таким образом, проект помогает каждому ребенку стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса, а главное - учит креативно мыслить. Учитель должен вооружать детей методами осмысления окружающей действительности, методами ее преобразования. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, таким образом, базируясь на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащегося. Задача учителя – организовать поиск решения проблемы, включить учащихся в активную познавательную деятельность. Принципы учебного проектирования заключаются в следующем: выявление интересов детей; опора на ранее изученный материал; самостоятельность. Раздел «Работа над проектом» подразумевает проведение серии занятий, результатом которых является самостоятельное выполнение каждым учеником выбранного изделия, для изготовления которого требуются знания по всем изученным ранее разделам. Учитель определяет тему проекта. Это может быть работа с тканью, бумагой, комплексные работы – в зависимости от того, насколько хорошо владеют учащиеся класса данной темой. Учитель нацеливает детей на самостоятельное изготовление изделия, включающее в себя выполнение эскиза, планирование дальнейших действий, защиту своего проекта и поэтапное самостоятельное его выполнение и оформление. Для младших школьников эта работа достаточно ответственна, поэтому помощь учителя важна и необходима. Однако эта помощь должна иметь характер направляющий, корректирующий действия детей. Проект – творческая работа, позволяющая добывать новые знания, анализировать имеющийся материал, разрабатывать алгоритм изготовления изделия, развивать воображение, логическое мышление, осуществлять поиск новых решений.


Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действий к мысли: Пособие для учителя/ Под ред.А.Г.Асмолова. – М., Просвещение,2008
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.:Просвещение,2011











Ѓђ Заголовок 115