Современные компьютерные технологии при обучении иностранному языку

Коровенков А.С.
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 6 г. Жигулевск

Современные компьютерные технологии при обучении иностранному языку

Главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, а также обучение практическому овладению языком. Для достижения данной цели преподавателю необходимо выбирать разнообразные методы обучения, способствующие проявлению активности каждого учащегося и повышению творческой и познавательной деятельности при обучении иностранным языкам.
Личностно-ориентированный подход в обучении может реализовываться при помощи современных педагогических технологий таких, как педагогика- сотрудничества, проектная методика, а также новых информационных технологий, средств телекоммуникационных технологий, Интернет-ресурсов, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня обученности и интересов.
Информационные технологии позволяют оптимизировать процесс обучения, так как навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению ученик может произносить фразы, предложения и даже монологические высказывания на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматике – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения. Учащиеся могут создавать тексты на иностранном языке: биографии, поздравительные открытки, анкеты, проблемные тексты, рефераты, проекты. Работая с печатным текстом, активизируются такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо, также оказывается влияние и в сфере устной речи – благодаря расширению лексического запаса, и формированию умений конструировать текст.
Практика преподавания иностранного языка отходит от традиционной методики – пассивного способа приобретения знаний. В современной методике преподавания больше поощряется познавательный поиск и сознательный анализ учащимися своих результатов.
Привлечение компьютерных программ по иностранному языку позволяет получить более качественные результаты в самостоятельной работе учащихся. Они сокращают время на преодоление языкового барьера. Психологическая атмосфера и положительный эмоциональный настрой облегчают запоминание лексики, фраз, грамматических структур при обучении языку. Компьютерные программы способствуют этому по средствам абстрактных образов, погружения в социальную среду изучаемого языка, музыкального фона.
Компьютерные программы используют при обучении лексике, что позволяет формировать рецептивные грамматические навыки чтения, аудирования, а также продуктивные лексические навыки (преимущественно письменной речи); контролировать уровень сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширить пассивный и потенциальный тезаурус обучаемых; оказать справочно-информационную поддержку (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов) [1] . Также, многие программы позволяют работать с микрофоном. Подобные программы можно использовать при изучении иностранного языка на разных уровнях владения в виде различных фонетических зарядок и разминок, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки; выполнения упражнений, готовясь к международным экзаменам.
Использование мультимедийных программ в обучении обусловлено объективными факторами. Они могут многократно повысить эффективность обучения. Компьютерное обучение способствует усвоению большего числа материала за меньший промежуток времени, но это не главное положительное качество данных программ.
Средства коммуникационных технологий в настоящее время обладают широкими возможностями и услугами. Компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средствами телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией входят в ту группу средств коммуникационных технологий, с помощью которых мы не только узнаём о проблемах, происходящих вокруг нас, но и получаем дополнительную информацию, открываем для себя новые горизонты, покоряем неизведанные информационные вершины, пополняем багаж своих знаний, необходимых для изучения школьных предметов, в том числе и иностранных языков.
Участие учащихся в онлайновых телеконференциях, всевозможных чатах, в которых принимают участие представители разных стран мира, где беседы ведутся на иностранном языке, что является дополнительной и полезной возможностью новых контактов и реальной речевой практики. В ходе таких дискуссий, бесед, «свободной» речи идет не только обмен информацией по той или иной проблеме, но и знакомство с элементами другой культуры.
Преподаватель имеет возможность использовать заранее подготовленные аутентичные материалы для отдельных учеников своей группы, либо для всей группы.
В своей работе преподаватель может использовать специально подготовленные обучающие программы по всем видам речевой деятельности в сети, либо самостоятельно отобрать отдельные конкретные материалы для конкретного ребенка или группы учащихся.
Также, можно обратиться за рекомендациями к иностранным специалистам, которые разрабатывают подобные программы для всех желающих изучить язык. При этом необходимо учитывать цели, модели, методику обучения иностранному языку учащихся российских школ, обусловленные как образовательным стандартом, так и спецификой предмета «Иностранный язык».
В настоящее время педагоги интенсивно осваивают компьютерные технологии, так как они помогают улучшить процесс подготовки и применения дидактических материалов, использовать интегрированные курсы, а также гибкую систему оценивания знаний учащегося.
Телекоммуникационные технологии помогают в построении собственной творческой лаборатории; дают возможность каждому ученику, приблизиться к его учебным проблемам, выбрать форму помощи; преподаватель становится консультантом; появляется свобода творчества; дают возможность обмена опытом без учета расстояний и экономических проблем – все это приводит к повышению эффективности работы [2].
Примером успешного использования сети Интернет и соответствующего программного обеспечения при обучении языкам может послужить участие в различных международных проектах. Мультимедийные средства хороши тем, что создают реальную языковую среду, что невозможно при использовании других средств. В сети Интернет существуют разнообразные интернациональные проекты в ходе, которых участники из разных стран решают значимые проблемы. В процессе работы над проектом создается настоящая языковая среда. Участники заняты исследованиями и поиском информации, которую обсуждают между собой и партнерами. Причем, язык выступает в своей прямой функции – как средство формирования и формулирования мыслей. Это и является подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру. Темы исследования могут быть разнообразными: экологическими, политическими, творческими, историческими и другими. Ключевым моментом является тот факт, что проблема решается на иностранном языке. В ходе работы над проектом можно задействовать разнообразные возможности и ресурсы сети Интернет. В поисках необходимой информации участники проекта посещают базы данных, он-лайн библиотеки, виртуальные кафе и музеи и другие образовательные ресурсы. Живое общение с реальными партнерами при работе над проектом обращает участников к электронной почте, телеконференциям, чат технологиям. Результат представляется участниками в своей аудитории (в классе, школе) или на специально созданных для этой цели Web-сайтах сети Интернет. В работе над продуктом учащиеся прибегают к помощи текстовых и графических редакторов, применяют сетевые программы, позволяющие использовать мультимедийные средства (графику, анимацию, мультипликацию и другие). Такие проекты становится междисциплинарными.
Современные образовательные технологии открывают новые возможности для общения и продуктивного взаимодействия во всех формах учебной работы, которые стимулируют самостоятельное обучение (свободные задания, групповая или самостоятельная работа, работа в парах и т.д.).
Таким образом, новые педагогические технологии, Интернет-ресурсы, создают условия для приближения содержания образования, объема знаний, умений, навыков, а также темпа их усвоения к личности учащегося, позволяют реализовать личностно-дифференцированный подход в обучении иностранному языку. Кроме того, они изменяют некоторые функции и роль субъектов учебно-воспитательного процесса. Новые информационные технологии и средства телекоммуникационной связи при изучении иностранного языка становятся привычным инструментом в руках преподавателей, которые, в свою очередь, учат учащихся технологиям будущего.

Литература:
1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения / методика, технология, инструментарий / Под ред. З. Джалиашвили. - СПб.: Петербург, 2003. - 453 с.
2. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам. Герасимов А.М., Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект): Учебное пособие. - М.: МАПКиПРО, 2001. – 257 с.
3. Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ. - 2007. - №6.
4. Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт / Школа-Пресс / 2004. – 478 с.








13PAGE 14415


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315