Рабочая программа по дошкольной подготовке Первые шаги


Программа
предшкольной подготовки "Первые шаги"
Пояснительная записка
 Область образования в Российской Федерации законодательно провозглашена приоритетной. Для будущего страны очень важно иметь эффективную обюразовательную систему. Поэтому необходимо создать условия для постоянного совершенствования системы образования, первичным звеном которого является дошкольное воспитание. В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера человека. От того, что заложено в содержании дошкольного воспитания, будет зависеть умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие ребёнка. В последнее десятилетие учителя начальной школы констатируют снижение уровня подготовленности детей к школе и отмечают неудовлетворительно протекавшую адаптацию детей к систематическому обучению, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Остается нерешенной проблема разноуровневой подготовки детей на пороге школы. Сложившаяся ситуация требует организации предшкольной подготовки в школе, особенно для детей, не посещающих ДУ.Программа предшкольной подготовки в МКОУ «Тимирязевская СОШ» составлена на основе региональной программы предшкольного воспитания и развития с посещением образовательного учреждения. -  Воронеж.ВОИПКПРО, 2006.
Цели рабочей программы предшкольной подготовки:
-обеспечение возможности единого старта детей дошкольного возраста;
- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой;
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе;
- сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.
Задачи предшкольной подготовки:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.
3. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи в отношениях друг с другом.
4. Развитие фонематического слуха, речи, углубление представлений об окружающей действительности; совершенствование навыка счета в пределах 10.
5. Развитие у ребенка наглядно-образного мышления, произвольного внимания, воображения, мелкой моторики и координации рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
практическая направленность;
занимательность;
наглядность и др.
доброжелательный климат;
недопустимость менторской позиции и порицания;
положительная оценка любого достижения ребенка;
проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.
В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.
Ожидаемые результаты предшкольной подготовки: начальная речевая компетенция (развитие фонематического слуха, развитие речи, расширение словарного запаса);начальная математическая компетенция (развитие элементарных математических представлений);начальная двигательная компетенция ( развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук).
Группы предшкольной подготовки создаются для детей в возрасте от 5,5 до 7 лет. Прием детей в группы осуществляются по инициативе школы на добровольной основе по заявлению родителей. Конкурсный набор и тестирование не допускаются.
На базе школы занятия проводятся:
– Обучение проводится в группах с октября по май, один раз в неделю по три занятия. (количество часов в год – 90)
–еженедельно (1 раз в неделю). (количество недельных часов – 3)
Занятия имеют следующую временную структуру: 20 минут занятие с 2 физминутками. Динамическая пауза после каждого занятия 10 минут.
Работа по программе предшкольной подготовки требует постоянного психологического сопровождения. Важнейшей частью такого сопровождения является изучения динамики психического развития ребенка в условиях целенаправленной организации его деятельности.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:
– побуждение ума ребенка к активной, творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;
– учет характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий при формировании нужных психических черт и качеств личности;
– создание необходимого уровня организации познавательной деятельности, что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;
– создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;
– вовлечение ребенка в такие формы деятельности, которые соответствуют его возрасту, являются привлекательными для него, способствуют развитию произвольности как одной из важнейших предпосылок учебной (функциональной) готовности.
Ожидаемые результаты предшкольной подготовки:
начальная речевая компетенция (развитие фонематического слуха, развитие речи, расширение словарного запаса);
начальная математическая компетенция (развитие элементарных математических представлений);
начальная двигательная компетенция ( развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук).
Общая продолжительность подготовки 90 часов.
Учебный план (90 часов)
№ п/пРазделы программы Кол-во часов
1. Раздел 1.
Развитие речи и основы письма. 30
2. Раздел 2.
Развитие математических представлений и знаний об окружающем мире. «Математические ступеньки» 30
3. Раздел 3.
«Умелые ручки» 30
Итого: 90
Содержание программы:
– Раздел 1 «АБВГДейка» нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Данный раздел ведет подготовку к обучению чтению и письму.
Раздел “АБВГДейка” решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа раздела направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи.
Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, раздел “АБВГДейка” решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи.
Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.
Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Курс “АБВГДейка” предполагает формирование у детей умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации, правильного понимания переносного значения слов, умения замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков; выделение звуков из слов типа: “ау”, “уа”, “ум”, “дом”, “сыр”, “кот”, “кит”, и т.п. по порядку; выделение звуков в начале, в конце и в середине слова.Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.
К завершению подготовки к обучению дети должны:
– правильно произносить все звуки;
– выделять из слов звуки;
– отчетливо и ясно произносить слова;
– выделять слова и предложения из речи;
– раскрывать смысл несложных слов;
– давать описание знакомого предмета;
– пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
– составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
– работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
Тематическое планирование по курсу «Первые шаги»
(развитие речи и основы письма)
№п/пТема Кол-во часов Дата
по плану Дата
фактическая
1 Произношение звуков. Раскрашивание фруктов.
1 2 Е. Чарушин «Томкины сны». Раскрашивание домашних животных.
Звук.Выделение звука. 1 3 Тема: «Осень в природе». Устная речь. Предложение. Декламация детьми стихов.
Место звука в слове. 1 4 Тема: «Правила поведения в школе». Речь состоит из предложений. Гласные звуки. 1 5 Тема: « Времена года». Работа над дикцией. Интонация.
Распознавание гласных звуков. 1 6 Тема: «Счет времени. Год. Месяц». Выделение в речи предложений. Артикуляция гласных. Чистоговорки. 1 7 Тема: «Уроки Айболита». Артикуляция и различение гласных. Упражнения на развитие образной речи. 1 8 Тема: « Семья». Согласные. Сравнение их произношения с гласными. Работа над дикцией. 1 9 Тема: «Мир сказок». Пересказ сказки «У страха глаза велики» Различие на слух гласных и согласных.  Слияние. 1 10 Тема: «Счет времени. Час». Распознавание звуков и слияний. Работа над дикцией. 1 11 Тема: « Школьные законы». Повторение правил поведения. Развитие связной речи.
Звуковой анализ. 1 12 Тема: « Лес». Рассказывание по серии сюжетных картинок «Миша в лесу». Работа над дикцией. 1 13 Тема: « Зима в природе». Согласные. Слоги-слияния с «н». Загадки о зиме. 1 14 Тема: « Семья». Твердое и мягкое произношение согласных. Игра «Тим и Том». Обратные слоги с «н». 1 15 Тема: «Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Обратные слоги с «н». 1 16 Тема: « Фрукты и овощи». Распознавание твердых и мягких согласных звуков. Чтение слов с «н». 1 17 Тема: «Игрушки». Связная речь: рассказ о любимой игрушке. Словесные игры. Звук «с». Открытые и закрытые слоги с ним. 1 18 Тема: «Наше село». Закрепление звука «с». Счет предложений и слов в них.  Деление слов на слоги. 1 19 Тема: «Транспорт». Понятие о рассказе. Составлении рассказа по картине. Чтение слогов с «н» и «с». Словесные игры. 1 20-21 Тема: «Птицы». Чтение слогов с буквой «к». Составление рассказа. 1 21 Тема: «Птицы». Рассказывание по серии сюжетных картин о птицах.
Счет слов в предложении. 1 22 Тема: «Вода в природе». Обсуждение рассказа «Акула». Чистоговорки. Чтение слов с изученными буквами. 1 23 Тема: «Растения. Грибы. Будь природе другом!».
Чистоговорки. Звук.Выделение звука. 1 24 Тема: «Домашние животные». Рассказывание по серии сюжетных картинок о животных.
Скороговорки. 1 25 Пересказ сказки «У страха глаза велики» 1 26 Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» 1 27 Рассказывание по картине А.Саврасова «Грачи прилетели» 1 28 Чтение стихотворений наизусть
(Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»А.Плещеев «Травка зеленеет…»)1 29 Чтение слов с изученными буквами. 1 30 Читаем сами. 1 – Раздел 2 «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
– арифметическая (числа от 0 до 10), цифра и число
– геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)
– содержательно – логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Содержание математического цикла:
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Содержательно – логические задания на развитие:
– внимания – простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.;
– воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
– памяти – зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
– мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
К концу подготовительной ступени дети должны:
– знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;
– знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
– проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Тематическое планирование по курсу «Математические ступеньки».
№ п/пТема Кол-во часов Дата
по плану Дата
фактическая
1 Свойства предметов: цвет, материал, назначение. 1 2 Свойства предметов: величина, форма 1 3 Сравнение предметов по форме, длине, толщине. 1 4 Сравнение совокупностей. Равенство. 1 5 Сравнение совокупностей. Неравенство. 1 6 Сравнение совокупностей.
Равенство и неравенство. 1 7 Сложение совокупностей. 1 8 Вычитание совокупностей. 1 9 Ориентировка в пространстве: слева-справа, посередине 1 10 Пространственные отношения: спереди-сзади, выше-ниже, на-над-под1 11 Отношения: «один-много», «столько же» 1 12 Число и цифра 0. 1 13 Число и цифра 1. 1 14 Число и цифра 2. 1 15 Число и цифра 3. Состав числа. 1 16 Число и цифра 4. Состав числа. 1 17 Прямой и обратный счёт.
Геометрические фигуры(треугольник,четырёхугольник) 1 18 Сравнение групп предметов.
Взаимное расположение в пространстве(налево,направо,вверху,внизу) 1 19 Пространственные и временные представления (раньше, позже, до, после,за, перед) 1 20 Счёт предметов. Порядковое значение чисел первый, второй,.. Понятия «много», «один» 1 21 Числа 1-4. Знакомство с числом и цифрой 5. Пятиугольник. 1 22 Число и цифра 6.Состав числа 6. 1 23 Числа 1-7. Решение задач. 1 24 Числа 1-8. Цифра 8.Решение задач. 1 25 Число и цифра 9. Решение логических задач. 1 26 Число и цифра 10. Решение задач. 1 27 Закрепление изученного.
Состав изученных чисел. 1 28 Точка. Линия. Прямая и кривая линии. Замкнутые линии. 1 29 Отрезок. Луч. Ломаная линия.
Деление геометрических фигур на 2, 4 и 8 равных частей. 1 30 Сравнение предметов и чисел.
Итоговое занятие 1 – Раздел 3 «Умелые ручки» готовит детей к восприятию различных конструкций предметов, знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами; данный раздел способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
Основная цель курса у“ Умелые ручки” состоит в том, чтобы заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Важнейшими задачами курса являются:
– подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;
– обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
– ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;
– воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;
– воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;
– приятие навыков культуры труда.
Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага, фольга; с готовыми природными формами: шишки, сухие веточки, солома, плоды, семена деревьев и кустарников, травянистых растений, глина и др.Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции.
Конструирование по образцу, рисунки по заданиям, по условиям, замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме. Использование различных видов деятельности:
– разметка: на глаз, сгибанием;
– обработка: выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин); резание (бумага); разравнивание, сменание, накручивание (фольга);– сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага, фольга); завязывание на двух узелках, бантом (нитки, шнурок); витье (из ниток); плетение (полоски бумаги и др.);– отделка: раскрашивание (глина, бумага); аппликация (бумага, природный материал, бечевка); украшение рисунком (глина, бумага).Технологические операции выполняются ручными инструментами (гладилка, карандаши, линейка, ножницы, кисточка для клея, игла) и приспособлениями (наперсток, тряпочка, подкладной лист, подставка для кисточки).Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля – умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду.
К концу подготовительной ступени дети должны:
– определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение;
– конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;
– владеть приемами лепки;
– соблюдать правила культуры труда.
Тематическое планирование по курсу «Умелые ручки».
№ п/п Тема Кол-во часов Дата
по плану Дата
фактическая
1 Знакомство с бумагой и картоном, ножницами, правила на занятиях (их демонстрация). 1 01.10 2 Обводим шаблон и вырезаем. 1 3 Знакомство с пластилином. Лепка овощей. 1 4 Пластилин. Лепка животных. 1 5 Аппликация «Зоопарк». 1 6 Разноцветные камешки. 1 7 Аппликация «Листопад». 1 8 Лепка грибов. 9 Аппликация из геометрических фигур. 1 10 Аппликация «Рыбки в аквариуме». 1 11 Аппликация «Цыплёнок».
Что созрело в огороде? 1 12 Что созрело в саду? 1 13 Осеннее дерево. 1 14 в лесу. 1 15 Дымковский конь. 1 16 Снегурочка возле ёлки. 1 17 Знакомство с искусством. Портрет. 1 18 Моя мама. 1 19 И весело и грустно. 1 20 Весёлые клоуны. 1 21 Забавные рожицы. 1 22 Автомобили. 1 23 Весенний лужок. 1 24 Знакомство с искусством. Городецкая роспись. 1 25 Узор в полосе (бутоны и листья). 1 26 Кружка, украшенная цветочной гирляндой. 1 27 Роспись кухонной доски. 1 28 Украшаем кухонную мебель. 1 29 Праздничный салют. 1 30 Цветочная поляна. Итоговое занятие
1 – Раздел 4 «Страна здоровья» направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Главными принципами курса “Страна здоровья” являются: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.
Общеразвивающие упражнения.
Положение рук, ног, туловища и движения ими. Основная стойка. Стойка ноги врозь. Стойка скрестно – правая нога перед левой. Положение рук: руки на пояс, руки к плечам, руки перед грудью, руки за голову, руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки назад. Наклон вперед, наклон назад.
Комплекс общеразвивающих упражнений. Упражнения с гимнастической палкой, малыми мячами, скакалкой. Дыхательные упражнения. Комплексы утренней гимнастики. Упражнения для формирования правильной осанки.
Ходьба. Специальные упражнения. Подготовительные: приседания, маховые движения ногами; вращательные движения руками, плечами; подъем на носках, всевозможные подскоки (сочетаются с работой руками вперед и назад). Подводящие: имитация постановки стоп; принятие положения правильной осанки; ходьба по разделениям приставными и обыкновенными шагами; ходьба на носках, пятках, на всей ступне; ходьба с активной работой рук.
Техника ходьбы. Ходьба обычным шагом. Ходьба с целью изучения основных фаз; ходьба для совершенствования в технике в целом; работа рук и ног при ходьбе, положение головы и туловища. Ускоренная ходьба. Для совершенствования в технике: ходьба в гору, под гору и по местности; ходьба, чередуемая с бегом; ходьба на значительные расстояния (в походе).
Бег. Специальные упражнения. Подготовительные: прыжки с ноги на ногу на прямых ногах, отталкиваясь стопой. Игры: “Быстро возьми, быстро положи”, “Перемени предмет”, и т.д.
К концу подготовительной ступени дети должны:
– владеть техникой построения, ходьбы, бега, прыжков в длину;
– выполнять 3–5 подвижных игр, в том числе со скакалкой, мячом;
– выполнять упражнения для равновесия, правильной осанки;
– соблюдать основные правила гигиены;
– знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.
Методическое обеспечение:
1. «Первые шаги». Региональная образовательная программа для воспитания и обучения детей 5-7 лет. Горькова Л.Г., Панова Е.Н., Шмойлов А.И. ВОИПКРО, 2004
2. «Скоро в школу». Региональная программа предшкольного воспитания, обучения и развития с посещением ОУ. Горькова Л.Г., Обухова Л.А., ВОИПКРО, 2006
3. Методика организации подготовки детей к школе. Сборник материалов. Москва.  «АСТ», 2007
4. Васильева М.А. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада.
5. Горькова Л.М. Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Москва “Вако” 2005г.
6.Колесникова Е.В. “Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. (Комплекс листов для выполнения заданий.) Москва “Акалис” 1996г.
7.Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения. Москва “Аркти” 2001г.
8.Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград “Учитель” 2002г.
9.Фалькович Т.А. Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. Москва “Вако” 2006г.
10.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Гуманитарный издательский центр “ Владос” 2003г.
11.Янушко Е.А. Аппликация из бумаги.. Издательство “Мозаика-Синтез” 2006г.
 Положение о предшкольной подготвке
I. Общие положения.1.1.Настоящее положение является локальным актом Учреждения. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» (статья 45) , Письмом  Министерства образования РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», Письмом Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13, Уставом МКОУ «Тимирязевская СОШ» 1.2. Организация работы группы предшкольной подготовки позволяет вовлечь детей старшего дошкольного возраста в процесс формирования основ готовности к начальному общему образованию.       1.3. Положение регламентирует порядок организации, деятельности, выбора программ предшкольной подготовки на базе Учреждения.           II. Цели и задачи предшкольной подготовки.2.1.Обеспечения преемственности и непрерывности образовательного процесса с плавным переходом детей в возрасте 5,5-7 лет от дошкольного к начальному общему образованию.2.2. Создания равных стартовых возможностей для детей, поступающих в начальную школу.        2.3. Создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, интеллектуального, физического, психического и социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, их готовности к обучению в общеобразовательной школе.        2.4. Задачи обучения:
обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей его получения при подготовке детей к обучению к школе;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка дошкольного возраста;
включение родителей в воспитательный процесс, формирование понимания родителями значения воспитательного процесса.
III. Ожидаемый  результат предшкольной подготовки.        3.1. Формирование ключевых компетенций будущих первоклассников, необходимых для успешного школьного обучения:
начальная речевая компетенция (развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов, развитие речи, расширение словарного запаса);
          начальная математическая компетентность (развитие элементарных математических представлений);
начальная двигательная компетентность (развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук)
  IV. Организация деятельности групп предшкольной подготовки.        4.1. Деятельность групп регулируется настоящим Положением, договором между школой и родителями.        4.2. Группы предшкольной подготовки создаются для детей в возрасте от 5,5 до 7 лет.4.3. Численность группы – до 25 человек (при большем количестве обучающихся организуются занятия в  двух или трех группах).        4.4. Приём детей в группы предшкольной подготовки осуществляется по инициативе школы на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).        4.5.Общая продолжительность подготовки 90 часов. 4.6. Сроки проведения занятий: октября по май. (школьные каникулы исключены). Занятия проводятся один раз в неделю по три занятия в день продолжительностью 30 минут по установленному расписанию:
Расписание занятийСреда
1 занятие  –     15:00 – 15:302 занятие  –     15:40 – 16:103 занятие  –     16:20 – 16:50
 
       5.2. Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие.        5.3. Образовательный процесс осуществляется учителями начальной школы.   VI. Управление и руководство группами предшкольной подготовки.        6.1. Руководство деятельностью групп предшкольной подготовки осуществляется директором школы, который назначается учредителем  и действует на основе утверждённого Устава школы, работу курирует организатор УВР в начальной школе.