Технологическая карта урока русского языка на тему Правописание ь (мягкого знака) на конце существительных после шипящих (3 класс)


ФИО Ирмухамбетова Клащ УльбековнаМесто работы МАОУ «Кваркенская СОШ»
Должность Учитель начальных классов
УМК Гармония
Предмет Русский язык
Класс 3
Технологическая карта урока
Тема Правописание ь на конце существительных после шипящих
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
Цель Создать условия для расширения знаний учащихся о функциях мягкого знака в русском языке; формирование у детей умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Задачи Образовательные: познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Воспитательные: воспитание культуры поведения, трудолюбия, аккуратности; чувства доброты и отзывчивости; воспитывать уважение к родному языку. Развивающие: развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи; развивать внимание, память, мышление, воображение, речь; творческие способности детей.Педагогические технологии Здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества, проблемного обучения, коммуникативного обучения, ИКТ.
Методы обучения Проблемный, частично-поисковый, словесные методы, практические
Основные термины, понятия Имя существительное, мягкий знак, шипящие звуки, род, число, части речи.
Планируемый результат Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; личностный рост; повышение качества обучения.
Предметные умения
1. Умение по изученным признакам находить части речи.
2. Знать и применять правило правописания ь на конце имён существительных после букв шипящих.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками, с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Организация пространства (формы работы) Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Ресурсы:
-основные;
-дополнительные учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык», печатная тетрадь; карты самонаблюдения; раздаточный материал;
презентация.
Структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный
(2 мин)
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Презентация «Урок русского языка» Слайд 1.
Эмоциональный настрой Создание благоприятной рабочей обстановки. Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Присаживайтесь.
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем.
Мы работать начинаем.
Проверка готовности детей к уроку.
-Проверьте все ли готово у вас к уроку? (показ карточки со словом труд – тетрадь, ручка, учебник, дневник)
-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-Вспомните правила дружной работы.
Слайды 2-3.
-Откройте тетради и запишите число.
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.
Произносят слова:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Проверяют свою готовность к уроку.
Дети вспоминают правила дружной работы.
Записывают число в тетрадях. Регулятивные: умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Личностные: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе
2. Минутка чистописания.
(2 мин)
Слайд 4
Организует минутку чистописания.
-Что объединяет все эти слова?
-Допишите на строчку букву мягкий знак.
Дети пишут буквы ж, ш, ч, щ- Во всех словах есть мягкий знак.
Дети записывают: ь ь ь ь ьРегулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей
3.Актуализация знаний и постановка учебной задачи
( 7 мин)
Цель: обращение к индивидуальному опыту учащихся, систематизировать имеющиеся у учащихся знания;
создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы
1 этап:
постановка проблемы;
осознание противоречия.
- Формулировка проблемы (учебной задачи)
- Сгруппируйте данные слова в соответствии с ролью мягкого знака в них и запишите.
- Сколько групп получилось?
Слайд 5.
- Какие слова отнесли к первой группе?
- Какие слова отнесли ко второй группе?
- Сделайте вывод: какую роль в данных словах выполняет мягкий знак?
-Сегодня мы узнаем ещё об одной роли мягкого знака.
Слайд 6
- К какой части речи принадлежат слова?
- Понаблюдайте за ними.
- Что вас удивило?
- Почему?
-Кто определит тему нашего урока?
-Сформулируйте цель нашего урока.

Слайды 7-8.
Дети группируют слова.
-Две.
-С разделительным мягким знаком.
- С мягким знаком – показателем мягкости.
- Это имена существительные.
- В одних случаях на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет.
Дети определяют тему и цель урока
Предметные:
Метапредметные (УУД):
Познавательные
общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; формулирование темы урока.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.
Регулятивные: умение учиться и способность к организации своей деятельности. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей
Познавательные: общеучебные универсальные действия. Универсальные логические действия: анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Физминутка(2 мин)
Цель: активный отдых детей, снятие напряжения. Организует отдых детей. Активный отдых детей.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трем, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём.
«Семья»
Этот пальчик дедушка.
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папа.
Этот пальчик мама.
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья! Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.4. Первичное усвоение новых знаний. (8 мин)
Цель: поиск решения проблемы.
2 этап:
поиск решения проблемы.
Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог).
3 этап:
выражение решений;
-выражение новых знаний научным языком.
Слайд 8.
Ещё раз смотрим на слайд
- Какую проблему мы должны решить?
-Какие есть предположения по поводу написания ь знака на конце имен существительных после шипящих?
-Давайте проверим первую гипотезу.
Определите число имен существительных.
-Дает ли возможность эта гипотеза ответить на вопрос?
-Проверим вторую гипотезу.
Определите род имен существительных.
-Что заметили?
-Где мы можем проверить правильность высказывания о правописании существительных
после шипящих?
Откройте учебники на стр. 73 и прочитайте правило.
Фронтальная работа.
-Когда же пишется ь знак на конце существительных после шипящих?
-От чего зависит написание мягкого знака на конце существительных после шипящих?
Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?
-А теперь можем ответить на поставленный вопрос?
-Какое открытие мы сделали?
Игра «Будь внимателен!»
1. Гляжу я в окошко –
Ходит чёрная кошка,
Всех усыпляет,
Тишину приглашает (ночь)
2. Маленький шарик
Под лавкой шарит (мышь)
3. Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча (печь)
4. Маленькое, сдобное, Колесо съедобное.Я один тебя не съем, Разделю ребятам всем (калач)
5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:
- У меня есть отец и мать, а я им не сын (дочь)
- Почему в одних случаях в именах существительных на конце пишется мягкий знак, а в других нет?
-Возможно, написание мягкого знака зависит от числа имени существительного
Учащиеся определяют число имен существительных.
-Нет.
-А что если написание мягкого знака после шипящих зависит от рода имени существительного?
Учащиеся определяют род существительных.

В именах существительных ж.р.после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у существительных м.р. после шипящих на конце не пишется мягкий знак.
В учебнике.
Чтение правила на стр. 73.
Дети участвуют в беседе.
После букв шипящих на конце имен существительных Ь
пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.
Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих зависит от рода существительных.
Какую роль выполняет Ь на конце существительных после шипящих?
Да.
После букв шипящих на конце имен существительных Ь
пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.
Дети сигналят карточками.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.
Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение рассуждения.
коммуникация как взаимодействие.
Личностные: смыслообразованияУниверсальные логические действия: анализ.
Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение участвовать в учебном диалоге; предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников;
предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения задач урока. Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета. Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.
Регулятивные: формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей
Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение рассуждения.
Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.
Используют сравнения для установления общих и специфических свойств объектов; высказывают суждения по результатам сравнения; делают выводы; определяют последовательность действий для решения предметной задачи.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Электронная физкультминутка для глаз.
(2 мин)
Цель: бережное отношение к зрению. Имя существительное –Очень удивительное: 
Мягкий знак, когда писать
Вы должны мне подсказать!
-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак - хлопайте в ладоши,
м.р. без мягкого знака - топайте ногами.
Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.Дети играют в игру, дают отдых глазам. Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.6. Первичное закрепление
(16 мин)
Цель: закрепить знание нового материала, выполнение творческого задания. Слайды 9 -11.
1. Организует самостоятельную работу детей в парах с последующей проверкой.
Учебник с. 74 упр. 507
Слайды 12-13.
2. Организует групповую работу.
3. Организует коллективную работу.
Составляют синквейн:
Мягкий знак.
Хитрый, опасный.
Смягчает, разделяет, указывает на род.
Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.
Орфограмма.
1. Повторяют правила парной работы и выполняют упр. 507 на с. 74.
2. Составляют пословицы.
3. Составляют синквейн.
Личностные:
- интерес к изучению языка,
-уметь чувствовать красоту и выразительность речи.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения задач урока. Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета. Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин) Слайд 14.
Правила на с. 73 -74 учебника повторить. Записывают задание на дом. 8. Рефлексия.
(3 мин)
Цель:
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
Слайды 15- 18.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
-Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?
-О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали?
-Какие задания оказались трудными?
-Над какими вопросами еще надо поработать?
Итоги.
- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки...
-На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.
Дети подводят итог своей деятельности на уроке, оценивают свою работу на уроке, пользуясь картой самонаблюдения.
Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
Формулируют вывод с помощью учителя.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.