Конспект урока Научное познание


План-конспект урока по обществознанию в 10 «Б» гуманитарно-правовом классе по теме: « Научное познание»

Тема: Научное познание.

Цели урока
Образовательные: способствовать формированию понятия «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного познания, методами научного познания.
Развивающие: развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
Воспитательные: создать условия для включения в активную деятельность, формирования навыков ведения диалога; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
Методическое обеспечение урока:
Учебник « Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой, М.,
« Просвещение», 2009 г.
Раздаточный материал: конверты с вопросами, рабочие листы, карточки.
Компьютер, проектор, презентация.

План урока.
1 этап. Подготовка к восприятию темы (диалог, работа с текстом).
Цель – актуализация темы.
2 этап. Погружение в предметную область, выявление проблем (проблемная дискуссия).
Цель – выявление личностного опыта учащихся, подведение их к определенному уровню восприятия.
3 этап. Постановка задач и их решение (работа в группах).
Цель – формирование нового знания на основе решения личностно-значимых практических задач.
4 этап. Оформление изученной информации в структурно-логическую конструкцию (работа в рабочих листах, дискуссия).
Цель – закрепление нового знания, развитие способности анализировать и обобщать, высказывать свою точку зрения, принимать решение.
Ход урока.

Организационный момент.

(1этап. Подготовка к восприятию темы, привлечение внимания «к себе».(слайд 1).)
Эпиграф (слайд):
«Внимание – устремленность души к познанию».
Платон «Диалоги».
Эпиграф, который вы видите, будет «красной нитью» проходить через всю нашу совместную работу. Внимание к обсуждаемой проблеме, внимание к словам и мнению другого, а главное, внимание к себе, своим чувствам, помыслам, стремлениям.

- Но для начала, давайте вспомним понятия по теме « Истина и ее критерии».
( 2 этап. Погружение в предметную область, выявление проблем (проблемная дискуссия).





Выполните задание по карточкам. Соотнесите понятие с определением.

Ф. И. обучающегося__________________________________________________

1
Истина

А.
Направление в философии, которое признает основой познания разум.

2
Познание
Б.
Правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика.

3
Знание
В.
Общественно - исторический процесс деятельности человека, формирующий знания.

4
Сенсуализм
Г.
Проверенный практикой результат познания действительности.

5
Рационализм
Д.
Учение, которое признает основой достоверного знания ощущение.


ОТВЕТ_____________________________________


(Ответ: 1- Б, 2-В, 3-Г,4-Д, 5-А.)

- Обменяйтесь карточками и проверьте свои знания.
Критерии оценивания на доске: нет ошибок- 5 (отлично), 1 ошибка- 4 ( хорошо), 2 ошибки- 3 ( удовл.), более- 2.
Поставьте оценку своему другу. Спасибо, молодцы!
( учитель собирает работы и выставляет оценки в журнал)


- Ребята, пожалуйста, прочтите очень интересную мысль выдающегося физика нашего времени – М. Борна:
«мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».

-Как вы думаете чему посвящена тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

Результатом работы с текстом должно стать выделение учениками темы урока: «Научное познание». Запишите тему урока в своих рабочих листах. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Что такое « научное познание»? Неужели наука действительно перестала привлекать умы и сердца людей?
Задумаемся над этими вопросами.
-Как вы думаете что нам необходимо знать, чтобы раскрыть тему урока? (ответы детей) Формируется план урока:
План: (на доске)
Особенности научного познания
Два уровня научного познания
Методы научного познания
Дифференциация и интеграция научного познания

Новый материал.
(3 этап. Постановка задач и их решение (работа в группах).

- Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощь глубокого анализа материалов параграфа 24. Для этого мы разбились с вами на 4 творческие группы.

группа работает над пунктом « Особенности научного познания» п.24 стр.248-249.
2 группа работает над пунктом «Два уровня научного познания» п.24 стр. 249-250
3 группа работает над пунктом «Методы научного познания» п.24 стр. 250-252
4 группа работает над пунктом «Дифференциация и интеграция научного познания» п.24 стр.252-254

- Откройте конверты с вопросами, ответы на которые вы сможете нам дать проработав текст учебника. Во время выступления групп, вы, ребята должны заполнить таблицу в своих рабочих листах.
После выступления каждой группы – проверка рабочих листов совместно с учителем.

Вопросы и задания к группе 1

На что прежде всего нацелена наука?
(на получение нового знания для человечества)

К чему она стремится?
(к объективности, к изучении мира таким каков он есть вне и независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.)

Как мы обычно подтверждаем истинность получаемых знаний?
(Повседневной практикой) Опытом.

Назовите принципы научного исследования.
Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях,
2-открытость выдвигаемых положений рациональной критике)

В чем состоит особенность научного языка?
(особые термины, строго определяемые понятия, математич. символы)

Какие важные черты научных исследований вы можете назвать?
(направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегод. днем, но могут найти применение в будущем)


Вопросы и задания к группе 2

Что составляет основу науки?
(установленные факты) Эмпирические законы
Что такое « эмпирические законы»?
(установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними)

Какой уровень научного знания они формулируют? (эмпирический уровень)
Приведите примеры.
(Закон Шарля- зависимость давления газа от температуры;
Закон-Гей- Люсака- зависимость объема газа от температуры, закон Ома- зависимость силы тока от напряжения и эл. сопротивления)

Что подразумевают ученые под теоретическим уровнем научного знания?
(Оно имеет дело с такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать.- идеальный газ и т.д.)

Опишите его механизм.

(На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме принципов, научных теорий и законов.
Методы:
1. Выдвижение научных гипотез
2. Формулирование научных теорий)

Какое познавательное значение имеют теории? Велико значение
( Теория позволяет объяснить изучаемые явления и процессы, предсказывать их развитие в будущем.)
Приведите пример.
( теория Ньютона, Э. Галлея)

Вопросы и задания к группе 3
Каким образом добываются эмпирические научные знания?
( в ходе наблюдений и экспериментов)
Дайте характеристику научному наблюдению.
(оно носит целенаправленный характер: исследователь ставит перед собой задачи, руководствуется ранее накопленными знаниями)

Когда возникло экспериментальное естествознание ?
(17 век)
В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений?
( в ходе эксперимента исследователь может рассматривать интересующий его предмет изолированно, а также подвергнуть специальным воздействиям)
Приведите примеры их тесной взаимосвязи.
(У. Гилберт- электричество, Х. Эрстед)

Что собой представляет современный научный эксперимент?
( это такой метод который осуществляется в определенных условиях) Субъект познания( ученый)
Что такое «гипотеза»?
(Это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.

8.Какую роль она играет в ходе научного познания?
На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.)
(Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
Приведите примеры.
( физик Дирак доказал существование антиэлектрона( позитрона), за несколько лет до того. Как эта частица была обнаружена экспериментально)
Что такое « моделирование научных знаний»?
( это метод основанный на принципе подобия)
Опишите его механизм.
Какое значение имеет метод моделирования?
(модель используется как аналог реальности, способный заменить в определенном отношении изучаемый предмет)- труднодоступность или эк. Невыгодность.

Вопросы и задания к группе 4

Что такое «дифференциация»?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
Что такое «интеграция»?
ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration восстановление) фиксирует обратный процесс сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Проследите процесс зарождения и развития научных знаний.
Древневосточная, древнегреческая цивилизации Новое время
Приведите примеры дифференциации научных знаний?
Новое время. Математика----научное естествознание, технические науки
Почему это стало возможным?
19 в.- глубокие общественные изменения.
И прогресс естествознания.
Какую роль сыграла дифференциация в развитии процесса познания?
20 в. Новые грани, методы (физическая химия, математическая лингвистика, социальная психология)
Как оценивают специалисты воздействие интеграции научного познания?
( процесс интеграции тормозится дефицитом объединяющих научных идей, бурным ростом специализированного научного знания)


(4 этап. Оформление изученной информации в структурно-логическую конструкцию (работа в группах, дискуссия).


Рабочий лист
Тема урока: ___________________________________________________________________
Особенности __________________ познания.

Наука является основной формой человеческого познания.




Научное познание отличается от обыденного:
Стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;
Особым (научным) языком, используемым для их описания;
Специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;
Желанием получить знания, которыми удовлетворяется не только сиюминутные, но и важные для будущих поколений потребности общества


Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств.



Уровни ______________ познания.
Выделяются______ уровня ______________ познания: _______________________________________и_____________________________________.
Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический
( научный) закон.
На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.



Методы __________________ познания.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.
Метод гипотезы, а также формулирования научной теории.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.
Сущность метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.
Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными.

Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий - особым образом построенных систем взаимосвязанных утверждений и законов науки.

Особый вид эксперимента - мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики.


При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный эксперимент относится не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания.



Моделирование познания - этот метод основан на принципе подобия.


С этим методом связан такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно.
Сущность: исследуется не сам объект, а его аналог, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.
Виды моделирования: предметное, знаковое, аналоговое, мысленное.


Дифференциация и интеграция ______________________ познания.
___________________- разделение, расчленение целого на части.
___________________- сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Итог урока.

- Итак, посмотрите на свои рабочие листы - таблицу. Вот мы с вами и подвели итоги анализа нашей проблемы.

Итогом урока должно стать формирование понятий научное познание и методов познания: теоретического и эмпирического.

Домашнее задание:
п.24, стр256 ответы на вопросы «Попробуй, обсудите, сделайте».

















15