Конспект урока по обществознанию Научное познание

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №2»











Научное познание

Конспект урока по обществознанию
в 10 «А» (социально-гуманитарном) классе






Автор: Филаткина Раиса Петровна,
учитель истории и обществознания



Ключи 2011

Подробный конспект урока


Организационная информация


Тема урока
Научное познание


Предмет
Обществознание


Класс
10


Автор урока (ФИО, должность)
Филаткина Раиса Петровна – учитель истории и обществознания


Образовательное учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа №2»

Республика/край, город/поселение
Алтайский край Ключевский район село Ключи


Методическая информация


Тип урока

Урок изучения нового материала, вид урока - школьная лекция с элементами беседы и дискуссии.

Цели урока

Цель урока: Расширение представлений учащихся о формах познания мира.

Задачи урока

Задачи урока:
Учебные:
1. Показать роль науки и научных знаний в современном мире.
2. Раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания.
3. Опираясь на имеющийся у школьников личный опыт обыденного познания, изучения в школе основ наук, на исторические знания (мифология, начала философии в древности; астрология, магия в эпоху Средневековья) показать качественную специфику научного познания.
4. Охарактеризовать основные формы и методы научного познания.
5.Обогатить знания учащихся сведениями об этических нормах науки.
Развивающие:
1. Развивать общеучебные умения и навыки учащихся: умения анализировать неадаптированные тексты научной и философской направленности, умения делать выводы и обобщения, умения конспектировать текст лекции.
2. Формировать познавательные, коммуникативные, информационные, социокультурные компетенции.
Воспитательные:
1. Оказывать воспитывающее воздействие на учащихся: вызывать чувство уважения к работе современного учёного, его огромной социальной ответственности перед человечеством.
2. Воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности, гордость за достижения отечественной и мировой науки;
3. Формировать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
знать: роль науки и научных знаний в современном мире; особенности научного знания, отличие его от других видов знания; основные формы и методы научного познания; сведения об этических нормах науки
уметь: формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания;
анализировать неадаптированные тексты научной и философской направленности; делать выводы и обобщения; конспектировать текст лекции.
навыки и качества: познавательные, коммуникативные, информационные, социокультурные компетенции;
чувство уважения к работе современного учёного, его огромной социальной ответственности перед человечеством; интерес и положительное отношение к научной деятельности, гордость за достижения отечественной и мировой науки; готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.


Необходимое оборудование и материалы
Место проведения – компьютерный класс. Раздаточный материал.


Подробный конспект урока

Мотивация учащихся
Ход и содержание урока

1-й этап урока – организационный. Я рада приветствовать вас сегодня в компьютерном классе нашей школы. Я надеюсь, что наш сдвоенный по времени урок пройдёт более интересно и продуктивно с применением ИКТ и урок – лекция будет более содержательным, насыщенным и наглядным.
Методический комментарий. - Эмоциональный настрой на восприятие нового материала, снятие напряжения, установка на серьёзную плодотворную работу.
2-й этап урока – мобилизационный.
Предлагаю начать наш урок со следующего задания: Сравните, пожалуйста, эти утверждения и выберите из них то, которое является научной истиной. Объясните почему?
(Слайд № 2)
1. У каждого человека есть своя аура.
2. Каждый человек стремится к материальному достатку.
3. Каждый человек обладает определённым набором генов – носителей.
4. У каждого человека есть свой ангел – хранитель.
В ходе выполнения задания учащиеся, опираясь на знания из курса биологии, приходят к выводу, что научным можно считать лишь третье утверждение. В нём зафиксировано то, что есть на самом деле, учёные выявляют и изучают гены с помощью специальных методов, создана наука – генетика, открыты законы наследственности, разработана хромосомная теория наследственности, предложена модель структуры ДНК.
Методический комментарий - подготовка учащихся к определению темы урока.

Ход и содержание урока

Целеполагание.
Предположите, как называется тема нашего урока? (В случае затруднения задаётся вопрос:
- О каком виде познания мира пойдёт сегодня речь?)
(Слайд №1)
Учащиеся определяют название темы урока и записывают её в тетради.
Действительно, тема нашего урока – Научное познание.
Мы говорим о познании уже не впервые.
- Назовите известные вам формы познания, используя свои знания, полученные на уроках обществознания, истории и других предметах (учитель помогает учащимся наводящими вопросами в случае затруднения)
Учащиеся называют такие уже известные им формы познания как:
1.Опыт повседневной жизни;
2.Мифологическое познание;
3.Ненаучное познание (магия в Средневековье);
4.Познание средствами искусства;
5.Религиозное познание;
6.Философское познание.
Демонстрационный материал - (Слайды № 7-12)
Методический комментарий - Реализация межпредметных связей – История: первобытность – мифология, религия; Античная Греция – начала философии; Средневековье – астрология, магия; МХК: познание средствами искусства.

Целеполагание - Многие несовершенства, присущие другим видам познания, устраняются в научном познании. Именно поэтому наука столь авторитетна уже несколько столетий.
Наш разговор о науке и научном познании хотелось бы начать с эпиграфа – слов А.С.Пушкина о роли науки.
(Слайд № 3)
- Определите цель нашего урока и предложите возможные задачи.
(Слайды № 4-5)
Учащиеся ставят цель – расширение представлений о формах познания и задачи:
1.Определить роль науки и научных знаний в современном мире.
2.Выявить качественную специфику научного познания.
3.Охарактеризовать основные формы и методы познания.
Методический комментарий
Выполняя данную работу на уроках постоянно, учащиеся, как правило, не испытывают затруднений при определении цели и задач урока.

План урока предлагает учащимся учитель:
1. Многообразие путей познания мира.
2. Что отличает научные знания от других видов знания? Особенности научного познания.
3. Наука, её стороны и функции.
4. Теория и опыт в научном познании. Методы научного познания.
5. Как развивается научное знание.
6. Роль науки в современном мире. Этические нормы науки.
(Слайд №6)
Учащиеся записывают план лекции в тетрадь.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое наука?
Попытайтесь дать определение понятия «Наука».
Учащиеся предлагают свои варианты определения понятия «наука» и записывают в конспект определение понятия «Наука».
(Слайды №13, 14)

На каждой парте есть раздаточный материал. Задание: прочитайте первый текст «Наука и научность не одно и то же» и ответьте на вопросы:
1.Какую характеристику даёт автор науке?
2.Почему он считает, что наука и научность не одно и то же. Согласны ли вы с таким мнением?
Учащиеся изучают рассуждения Н.Бердяева и отвечают на вопросы.

Наука – многогранное общественное явление. Сегодня, в век НТП, человечество особенно ясно осознаёт место и значимость науки в своей жизни.
(Слайд №15 – Схема «Стороны науки»)
Учитель кратко характеризует каждую функцию науки в современном мире.
(Слайд №16 – Схема «Функции науки»)
Учитель поясняет функции науки и предлагает дополнить схему:
-Какие другие функции науки вы могли назвать?
Учащиеся изображают схему «Стороны науки» в конспекте.
Учащиеся изображают схему «Функции науки» в конспекте и дополняют её, например:
- познавательно – объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;
- мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их целостную систему, выработать своё мировоззрение;
- прогностическая – наука помогает не только изменять окружающий мир, но и прогнозировать последствия таких изменений.
Методический комментарий: объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод.

Физкультминутка
.
Предлагаю сделать краткий экскурс в историю науки - Сообщение учащегося.
Мини – доклад, подготовленный одним из учеников в качестве опережающего задания
(3-5 минут).
Учащиеся слушают выступление и фиксируют несколько фактов:
1.Европейская родина науки – Древняя Греция.
2.С 17 века в Европе идёт процесс оформления науки в качестве общественного института.
3.В 19 веке появляется и само слово «учёный».
4.На рубеже 19 – 20 века возникают новые формы организации науки, наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства.
Задание: Сопоставьте две области знаний: астрономию, изучающую движение звёзд и астрологию, предсказывающую судьбы людей по расположению звёзд на небосклоне. Приведите доказательства ненаучности астрологии.
Учащиеся размышляют и приводят доказательства ненаучности астрологии:
1.Пророчества астрологов неопределённы, их трудно проверить (критерий проверяемости);
2.Многие пророчества не сбывались (истинная наука сильна прогностическими возможностями).
3.Астрологи используют неудовлетворительные способы объяснения своих неудач.
Методический комментарий: Данное задание готовит учащихся к выявлению особенностей научного познания.

Каковы же отличия (особенности) научного знания?
(Слайд № 17 – «Особенности научного знания»).
Рассмотрите схему и объясните, как вы понимаете каждую особенность?
Учащиеся изображают схему «Особенности научного знания» в конспекте и кратко объясняют каждую особенность.
(Слайд № 18 – «Особенности научного познания»)
Рассмотрите следующую схему и обратите внимание на основные черты научного познания.
Учащиеся изображают схему «Особенности научного познания» в конспекте и кратко объясняют каждую особенность.

Обратимся к плану урока. Какой вопрос мы должны рассмотреть сейчас?
Продолжим нашу лекцию.
Учитель характеризует два уровня научного знания: эмпирический и теоретический, рассказывает о методах научного познания.
(Слайды № 19-30).
Учащиеся в плане урока находят следующий вопрос темы урока – Теория и опыт в научном познании. Методы научного познания.

Учащиеся конспектируют материал и, используя свои знания из области различных наук, приводят примеры эмпирически установленных научных фактов, установленных опытным путём законов, научных теорий и гипотез.
Заносят схему в тетрадь, усваивают изучаемый материал.
На данном этапе урока идет процесс формирования творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у них новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
Методический комментарий - Большие возможности для реализации межпредметных связей.

Физкультминутка.

- Как развивается научное знание? Когда достигается прогресс науки? Современные теории научного знания по разному отвечают на этот вопрос. Познакомимся с одной из концепций – «Нормальной наукой» американского философа Т. Куна. Эта концепция была выдвинута в середине 20 века.
(Слайды № 31 – 32)
Учащиеся рассматривают схему и слушают объяснение учителя.
Методический комментарий - Расширение образовательного пространства учащихся.
Возможно задание – разыскать материал о других концепциях – К.Поппера, И. Лакатоса,
П.Фейерабенда.

Обратимся вновь к раздаточному материалу.
Задание: прочитайте второй текст «Ответственность учёного» и ответьте на вопросы:
1.Почему наука не может быть отделена от жизни?
2.Какие изменения произошли в этике науки?
3.Несёт ли учёный ответственность за свои открытия, их применение?
Учащиеся знакомятся с мыслями М.Борна и отвечают на вопросы.

(Слайд №33 «Этические нормы науки»)
Задание: А теперь посмотрите на следующий слайд «Этические нормы науки» и объясните, как вы понимаете каждую из этих норм.
(Слайд № 34 «Качества учёного»)
Задание: И последний слайд, на котором представлены качества учёного. Согласны ли вы с этим перечнем? Какие качества, с вашей точки зрения, необходимо (если необходимо) добавить? Почему?
Учащиеся высказывают своё мнение.


Проверка и оценивание ЗУНов

Проверка и оценивание ЗУНов возможна как в ходе урока во время лекции с элементами беседы, так и в письменной работе на следующем уроке.


Рефлексия деятельности на уроке

Рефлексия.
Наш урок подошёл к концу. Материал его был достаточно сложным и насыщенным.
Я благодарю вас за работу и прошу ответить на несколько вопросов.

Карточка с вопросами у каждого учащегося на парте.
1.Что нового узнал на уроке?
2.Чему новому научился?
3.Какие проблемы возникли при работе над темой?
4.Что хотел бы изменить при изучении материала?
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке и отвечают на вопросы.


Домашнее задание

Дача домашнего задания предполагает вариативный подход:
Параграф № 10, вопросы для самопроверки, с.112;
Задания 1,3,5, 6.
Задание № 2 – для «сильных» учащихся.
Сообщения на тему «Современные теории научного познания» - по желанию.


В помощь учителю

Использованные источники и литература
1.Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.
2.Лазебникова А.Ю., Калачаева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы: к учебнику А.Ю.Лазебниковой и др. «Обществознание»: 10-11 классы / А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачаева, Б.В.Демидов; Под ред. А.Ю.Лазебниковой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с.65-75.
3.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин, А.Ю.Лазебникова; Под. Ред. Л.Н.Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001,с.67-74.
4.Захаров А.О.Материалы к урокам «Научное познание и его особенности» //Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 3, с.32-37.
5.Дидактические материалы по курсу Человек и общество, 10 – 11 классы. - Москва: Просвещение, 2007
6.Обществознание 10 кл. Поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч. 1. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008г.
7.CD-диск «Обществознание», 10-11 классы.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Оборудование урока: слайдовая презентация, раздаточный материал.
Слайдовая презентация используется как демонстрационный материал на всех этапах урока во время лекции учителя, беседы, дискуссии.
Ускоряется темп работы.
Лучше усваивается материал темы.
Повышается интерес
Формируются познавательные, коммуникативные, информационные, социокультурные компетенции.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Тема следующего урока – «Ненаучное познание». Можно дать опережающее задание: отдельным учащимся подготовить мини – сообщения: «Мудрость мифа», «Народная мудрость и здравый смысл», «Познание средствами искусства», «Паранаука». Подготовить компьютерные презентации по этим темам.


Заголовок 115