Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, в том числе ИКТ


Использование в педагогической деятельности современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед нами учителями, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью и интернета.
Использование ИКТ в начальной школе способствует:
повышению учебной мотивации;
повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
обеспечению дифференциации обучения;
повышение объёма выполняемой на уроке работы;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
рационализации организации учебного процесса,
повышению эффективности урока;
повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
формированию информационно-коммуникативной компетенции.
В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на различных уроках. Компьютер в этом случае не рассматривается как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим школьным предметам.
Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация – это активная форма обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
Обсудить просмотренный материал с классом;
Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
Индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
Выполнить некоторые задания в группах или парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, якутского языка и литературы, математики, литературного чтения. Использую презентации еще при проведении классных часов, мероприятий, родительских собраний, внеурочной деятельности. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете.
Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов.
В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
На уроках русского языка и якутского языка я тоже активно использую возможности ИКТ- технологий. Для многих учащихся моего класса якутский и русский язык, а в частности их составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью я использую ИКТ.
При подготовке уроков литературного чтения я часто прибегаю к помощи Интернет ресурсов (презентации о жизни и творчестве писателей, насыщенные наглядным материалом, доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям).
При подготовке к урокам использую следующие диски:
электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир»;
«Видео уроки для начальных классов» на электронном носителе. 2015г.
«Классные часы в начальной школе». Издательство «Учитель» 2010 год.
«Родительское собрание» издательство «Учитель» 2010год и другие.
Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Благодаря этим условиям ученики умеют сами создавать презентации, что реализуют при подготовке домашних заданий, участвуют в исследовательской деятельности. Каждый год к концу учебного года по плану школы дети участвуют в «Защите портфолио учащихся 1 - 4 класс» учащиеся сами создают презентации и выступают. Ежегодно делают с родителями презентации к НПК «Шаг в будущее».
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами;
Российское образование сегодня позволяет нам, учителям, конструировать учебный процесс по любой модели, обогащая его новыми идеями и технологиями.
Для этого мне, как учителю необходимо умение ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, с целью выбора наиболее эффективных на данном этапе образовательного процесса.
Любой учебный процесс должен:
сохранять здоровье ребёнка
быть развивающим
быть корректным по отношению к личности ученика
быть интересным для детей
Поэтому, выбирая новые образовательные технологии, я руководствовалась именно этими направлениями.
Для создания комфортных условий для каждого ученика использую личностно ориентированное развивающее обучение.
Особое место в методической работе занимает вопрос об использовании здоровье сберегающих образовательных технологий.
Формы урока, которые стали системой в моей практике.
Урок – игра,
урок – викторина,
урок – соревнование,
урок – путешествие,
урок – экскурсия,
урок – исследование.
Это те формы урока, которые стали системой в моей практике. Использую технологию коллективных творческих дел (КТД). Младшие школьники предпочитают коллективные дела индивидуальной деятельности. Ребёнок приучается к труду, выполнению определённых обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности.
Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и мне. Свои первые уроки я создавала при помощи программы Power Point. Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствуют более прочному усвоению новых знаний у детей и вызывают у меня огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов.
Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
Список программного и учебно-методического обеспечения и комплекта учебно-методической литературы (УМК)
Наименование предмета Авторы Издательство
Математика М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Москва «Просвещение» 2013г.
Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Москва «Просвещение» 2013г.
Литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Москва «Просвещение» 2013г.
Окружающий мир А.А. Плешаков, Е.А. КрючковаМосква «Просвещение» 2013г.
Учебная нагрузка на 2016-2017 учебный год
Класс Количество часов Учебный предмет Внеурочная деятельность Количество часов
4 4 часа Математика 4
4 4 часа Русский язык 4
4 2 часа Литературное чтение 2
4 2 часа Окружающий мир 2
4,5,6 «В мире волшебных чисел» 3
4 «Моя родословная» 1
4 «Умники и умницы» 1
4 «Веселая грамматика» 1
3,4 «Я гражданин России» 2
Итого: 20