Доклад Влияние поликультурного образования на имидж педагога и его профессионально-личностное становление и развитие

МОУ «Лицей»




Влияние поликультурного образования на имидж педагога и его профессионально-личностное становление и развитие



Выполнила: Спирина Людмила Владимировна Учитель английского языка












Г. Черногорск 2014




Перед каждым педагогом сегодня стоит сложная задача в помощи изучения и сохранения информации о разных самобытных культурах в потоке глобальных трансформаций. Проблемы сохранения уникальности национальной культуры, изучения ее истоков и истории развития результатов межкультурного взаимодействия продолжают оставаться актуальными как для научных исследователей , так и для педагогов .В данной работе рассматриваются такие аспекты как: влияние поликультурного образования на имидж педагога, необходимость изучения и знания многообразия культур в современном мире, воспитание чувства толерантности у учащихся по отношению к иной культуре . Целью данной работы является рассмотрение имиджа, т.е. образа преподавателя с позиции поликультурного образования .
Свою предысторию термин поликультурность начинает за рубежом после Второй мировой войны, когда провозглашаются идеи поддержания человеческого достоинства. Идеи культурного плюрализма конца 60-х годов вылились в протесты против политической агрессии и призывы к свободе самоопределения для культурных меньшинств. Уже в этот период особое внимание уделяется преподавателю, который при необходимых изменениях своего сознания мог бы приблизить общество к миру равноправия и справедливости, основанному на общечеловеческих ценностях.
Модификация идей культурного плюрализма в 70-е - 80-е годы приводит к формированию мнения о множественности культурных моделей, значимости культурного разнообразия. Каждая культурная группа вправе сама определять ценностную систему и меру должного. Здесь важно учесть роль учителя, который поможет развить теорию поликультуризма как противовес глобализации так,как она влечет за собой сближение всех типов культур, унификацию, утрату национальной самобытности. Основной целью учителя в реализации поликультурного образования является борьба с расизмом и шовинизмом, а также приобщение к демократическим ценностям, которое осуществляется через реализацию системы гражданского образования, организации межкультурного диалога и изучении национальных культур. Все это обеспечит формирование единого пространства, соединяющего национальное и общечеловеческое в культуре, охраняя национальную самобытность и уникальность каждой культуры нации, этноса. Культура - своеобразная основа общественного организма. Она совокупность всех духовных достижений человечества, образующих непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию,передается от одного человека другому в процессе социализации и контактов с другими культурами ,а также формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Представители одной и той же культуры в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Эти общие чувства отражены в различных аспектах культуры, которыми являются понятия (концепты),содержащиеся ,главным образом ,в языке; отношения, отражающие связи и закономерности ,существующие между понятиями; ценности, как основа нравственных принципов и правила ,регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Знакомство с национальной культурой определенного народа предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка,а так же особенности коммуникативного поведения данного народа.
В современных условиях особенно важен поиск механизма превращения многообразия языков и культур из фактора, препятствующего диалогу между представителями разных культур, в инструмент творческого развития социально активной и самостоятельной личности. И здесь велика роль учителя ,как специалиста, обладающего качествами и навыками проживания и профессиональной деятельности в поликультурном пространстве. На сколько учитель будет успешен в воспитании у учащихся таких качеств,как толерантность, непредвзятость к представителям других стран и культур будет в какой то мере зависеть и от имиджа современного учителя.
Имидж современного учителя – это впечатление производимое им на окружающих: учеников, родителей, коллег по работе, администрации учебного учреждения. На имидж влияет манера говорить, мыслить, общаться и обращаться с другими людьми. Имидж зависит от внешности, от умения одеваться. Наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной чертой мешающей жизни и карьере. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса , изящество движений во многом определяет тот образ в котором мы предстанем перед учениками .Имидж в переводе с французского и английского языков обозначает «образ». Однако под «образом» нужно понимать не только визуальный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Так современный образ специалиста в области языковой педагогики, например, учителя иностранного языка помимо хорошего знания языка, складывается из понимания сущности целей, функции поликультурного образования. Если у него самого не развито критическое и рефлексивное мышление, осознание ,принятие поликультурности мира уважение и чувство толерантности по отношению к иной культуре, то он вряд ли сможет научить своих учеников делать правильные оценочные суждения о культурных явлениях, исторических событиях в жизни других стран и народов. Таким образом, социокультурные факторы ,как неотъемлемая часть поликультурного образования , в последнее время стали предметом пристального внимания учителей иностранного языка .Данные факторы предполагают последовательный учет социокультурного контекста обучения иностранному языку, в понятие которого входят такие категории ,как общность/ различие культуры страны изучаемого языка и исходной культуры обучаемых ; удаленность / близость страны изучаемого языка от страны, в которой изучается иностранный язык. Именно учитель формирует отношение учеников к народу, говорящему на том или ином иностранном языке, его культуре. Учителю необходимо научиться пересматривать свой понятийный аппарат, делая его адекватным современной педагогике. Рефлексивное мышление является непреложным профессиональным и личностным качеством современного учителя, оно напрямую связано с критическим мышлением. Для современного имиджа учителя очень значимым является способность рефлексивного мышления способность учителя как личности к саморефлексии и его умения организовать совместные рефлексивные процессы в рамках профессиональной деятельности. Учителю необходимо научиться пересматривать свой прежний профессиональный опыт .
Важным стимулом для повышения имиджа учителя иностранного языка является пребывание в стране изучаемого языка погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны изучаемого языка. Учителя иностранного языка , много лет прожившие в стране ,обладают высоким имиджем в глазах учеников, поскольку они вобрали в себя дух того общества ,в котором пребывали .Если нет возможности посетить страну ,изучаемого языка, то можно использовать аутентичную виртуальную интерактивную языковую среду, мощный инструмент приобретения знаний – Интернет и другие современные компьютерные технологии.
Таким образом, вопросы культороведческого образования приобретают в последнее время все большую значимость на формирование имиджа педагога, который тесно связан с его профессионально - личностным становлением и развитием.


15