Статья Технологии безотметочного оценивания результатов обучения младших школьников


Морозова М.Н.
Технологии безотметочного оценивания результатов
обучения младших школьников
Действующая в нашей стране 5(4)-балльная система оценивания имеет небольшой размах шкалы, поэтому на практике появляются оценки с «добавками» в виде плюсов или минусов. Отметка не говорит ученику о сильных и слабых сторонах в его обучении, не фиксирует его достижения. Она не указывает, что следует предпринять, чтобы улучшить успеваемость, а в некоторых случаях носит травмирующий характер. В 12 классах отменено отметочное обучение. Однако осталась потребность ребенка в оценке его трудов и усилий. Значит, оценка результатов учебной работы ребенка должна существовать не только на словах, но иметь материальное выражение. Очень важно, чтобы учащиеся научились самостоятельно оценивать и контролировать свои результаты.
Безотметочное обучение должно развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания незнания». Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Поэтому возникла необходимость разработки способов оценочной деятельности учащихся.
Уже с первых уроков в 1 классе ребенок приучается оценивать свою работу. Словарный запас ученика невелик, поэтому учителя вводят для самооценки трехцветные фигурки, круги, линеечки со шкалами. Цветовой спектр выбирается разный. Например, «красный» – «Я доволен своей работой, всё знаю, умею»; «синий» «Немного затруднялся в выполнении, сомневался, допускал ошибки, не совсем доволен работой»; « желтый» «Работой не очень доволен, не все получалось, нужна помощь»
Используются в практике лесенки из 10 ступенек. Ученик поднимается на ту ступеньку, на которую считает нужным, зная, что 1 ступенька говорит о том, что «Я ничего не знаю», а последняя «Знаю все».

Если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, и на ней ученик рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то даже если ученик хорошо читал, лицо должно быть грустным. Так ребенок делает первые шаги к самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом занятии.
Аналогом ступеньки служат оценочные круги, вращая круги, ученик открывает в зависимости от знаний число цветовых сигналов.
Одним из эффективных инструментов оценивания учеников младших классов, на наш взгляд, являются «линеечки» (предложены. Т Дембо и. С Рубинштейном). Ребенок сам участвует в производстве оценки, оцениваться могут различные виды деятельности, перечень критериев для оценивания самый разнообразный, ребенок может оценить не всю работу, а лишь часть её, что немаловажно для детей с низкой успеваемостью.
С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Например, учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху "линеечки" может поставить "крестик" тот ребенок, который все слова в диктанте написал отдельно, в самом низу этой линеечки - тот, кто все слова написал слитно. Таким образом, ребенок ставит "крестик" на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой "крестик" на той же "линеечке". Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие "волшебных линеечек" от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок.
На начальном этапе используется ретроспективная (обращённая в прошлое) самооценка, так как оценивается уже выполненная работа. Когда работа с линеечками становится для ребят привычной, можно переходить к формированию прогностической самооценки. Смысл прогностической (предсказывающей) самооценки – надо учиться рассчитывать на свои силы.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету.



Также учителем заполняется карта индивидуального развития, лист индивидуальных достижений, индивидуальная карта оценки (самооценки), лист предметной деятельности учащихся. Большинство учителей использует цветовой спектр, некоторые учителя используют символику.

Многие учебные задания требуют поэлементного оценивания в рамках балльной системы. Сумма набранных баллов за контрольную работу переводится в единую 100 бальную шкалу, как процентное отношение достигнутого к максимально возможному.
Формой абсолютно позитивной итоговой аттестации, наиболее соответствующей особенностям младшего школьного возраста, является «портфолио» – своеобразная выставка личных достижений ученика. Содержание и способы оформления портфеля могут быть самими разными – от полного собрания всех работ, выполненных ребенком за год, до альбома высших достижений. Презентация не должна иметь жесткой формы, она может быть не только устной и не только индивидуальной. Учитель может добавить в «портфолио» свое письмо, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка и давать дружеские советы.
Когда в классе вводится безотметочное обучение, родителям бывает трудно перестроиться и видеть сильные и слабые стороны учебной работы своего ребенка. Без участия родителей не может быть построена учебная самостоятельность младшего школьника. Поэтому сразу после того, как ребенок поступил в школу, возникает задача подготовки родителей к новой роли родителей первоклассников.
Реформа системы оценивания, достигнет своей цели только в том случае, если учителя, дети и их родители сами откажутся от использования 5(4)-балльной отметки. Важно четко разработать инструментарий отслеживания успешности учащихся: что подлежит оцениванию, какими средствами фиксировать, а также продумать сокращение временных затрат учителя на оформление результатов мониторинга.
Литература
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание. 1980.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова. М.: Рассказов. 2002.
Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. //Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. 2001.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва Рига: ПЦ «Эксперимент». 1999.