Организация оценочной деятельности в период безотметочного обучения в первом классе.


Макаренко Галина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 63
Организация
оценочной деятельности
в период безотметочного обучения
в начальной школе
Проблема оценочной деятельности стала передо мной сама собой, когда я взяла первоклассников, т.к. обучение детей этого возраста предполагает безотметочное оценивание.
Отметка – это очень удобное средство влияния на ребенка, поэтому необходимо было продумать новую систему оценивания, адекватное возрасту и в то же время функциональное и мотивирующее на дальнейшую деятельность.
Наверняка, у каждого учителя начальных классов существует целый набор значков, рисунков, наклеек и других обозначений, которые имеют значение «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». У меня такими значками являются солнышко, солнышко, выглядывающее из-за тучки, и тучка, из которой идет дождь.
Дети семилетнего возраста непосредственны, эти обозначения приносят им радость, огорчение, но при этом отрицательное воздействие оценки минимизировано, т.к. завуалировано сопереживающим явлением природы, а не строгой цифрой, к которой ребенка заблаговременно готовят наши дальновидные родители.
Этими значками я пользовалась еще при наборе прошлых первоклассников. Однако ребята, пришедшие в этот раз, должны обучаться по новым стандартам.
ФГОС предполагает, что учащиеся должны сами уметь планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Следовательно, свое внимание я обратила не только на оценивание деятельности ученика, но и на формирование его адекватной самооценки.
Однако, дети семи-, восьмилетнего возраста не видят недостатков своей работы. Это во-первых. А во-вторых, чтобы оценить себя, нужно проверить, а они себе слишком доверяют, чтобы проверять и искать ошибки. Поэтому научить детей правильно анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно.
Начала я эту работу с уроков письма. Когда мы учились писать буквы, я просила находить в строке самую красивую букву, обводить ее и рисовать сверху корону. Это буква-«королева». Затем весь урок написанное сравнивали с этой буквой. Процесс приносил столько радости, что дети не замечали, что приучаются проверять себя и сравнивать свою работу с эталоном.
Позже начали писать слова и предложения. На полях напротив самой красивой и безошибочно записанной строки ставили восклицательный знак.
А когда из прописей перешли работать в тетради в линию, оценивали каждый вид работы.
Таким образом я постепенно приучала детей постоянно оценивать себя. К концу первого класса начали использовать в качестве самооценки письменных работ оценочную шкалу в виде стрелки. Ученик ставит на шкале крестик соответственно качеству своей работы. Когда я проверяю тетрадь, выставляю ему свою оценку его работы. Ребенок сравнивает, понимает: переоценил – недооценил, так постепенно приучается к адекватной самооценке.
Но ведь важно и понимать и причины своей неудачи. Под шкалой ребята ставят следующие обозначения: П, АК, ВН (правильность, аккуратность, внимательность), указывая причины своей низкой самооценки.
В процессе урока часто используем взаимопроверку и взаимооценку.
Это очень контролирует детей, т. к. сосед по парте или группе не смалодушничает при оценивании. Но были случаи, когда проверяющий занижал оценку, хозяину тетради приходилось отстаивать свою правоту.
Во 2 классе у нас появилась мини – выставка «Самая лучшая тетрадь». Дети воспринимают это как высшую оценку, ведь их работа в тетради признана эталоном, образцом.
Во втором классе часто провожу проверочные и тренировочные работы для того чтобы иметь представление об уровне усвоения темы. Если бы за них выставлялись отметки в журнал, то картина успеваемости и усвоения знаний была бы налицо. Но отметок нет. Попробовала использовать Лист достижений.
Детям очень понравилось, ведут их самостоятельно. Они сами видят свой рост или стабильность. Это мотивирует улучшать свои показатели. Я как учитель вижу результаты тренировок, работы над ошибками, дополнительных занятий. Такие листы буду использовать при изучении ключевых тем.
Что же касается устной работы детей, тоже проблема: как стимулировать и поощрять активность на уроке, если нет отметки? Приходится находить различные приемы. Например, в классе висит Доска помощников, попасть на которую может только тот, кто был активен на уроке, был помощником в открытии новых знаний.
Для детей это очень почетно – получить звание Помощника. Однако не хочу, чтобы только я оценивала детей. Оценка коллектива намного действенней, т.к. влияет сразу на обе стороны: и оцениваемую, и оценивающую.
Пример такой оценки. Дети устно работают в группе, задание – отработать какой-нибудь алгоритм рассуждения, затем отмечают похвалой всех, кто поработал правильно и быстро. Тот кого похвалили, доволен, кого не похвалили вынужден смириться перед доказательствами других ребят и исправлять свои ошибки впредь.
Но не всегда. Дело иногда доходит до спора, а значит и до аргументов. Такая оценка контролирует каждого ребенка: знай критерии качества своей работы – тогда тебя оценят достойно и сам оценишь справедливо.
Но самые жаркие споры ведутся, когда предлагаю выбрать одного, лучшего (Мастера, Эксперта). Тут проверяется умение сравнивать работу с эталоном. Да и на самооценку каждого ребенка это влияет.
В этом учебном году я поставила себе такую цель: работу по формированию оценочной деятельности продолжить и во внеурочное время. Мы не только учимся по группам, но и повседневные дела стараемся решать тоже группами.
В заключение хочу отметить, что оценочная деятельность пронизывает всю мою совместную с детьми деятельность, сочетает в себе оценку со стороны взрослого (меня), оценку со стороны коллектива, самооценку.