Статья «Эффективные приемы подготовки к итоговой аттестации: ЕГЭ и ОГЭ».


Статья «Эффективные приемы подготовки к итоговой аттестации: ЕГЭ и ОГЭ».
На данный момент важнейшей задачей каждой школы является эффективная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) для 11-х классов и в формате основного государственного экзамена (ОГЭ) для 9-х классов.
Учителями нашей школы в начале учебного года разрабатывается «План-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, программы основного общего и среднего общего образования». При его составлении берутся во внимание многие факторы, основным из которых я считаю проблемный анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, а также систематическое ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими проведение экзамена, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, проведение работы с родителями и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе можно выделить следующие составляющие как три основных направления работы по программе:
         информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
         предметная готовность, или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
         психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ следующие:
         организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА;
         предметная подготовка;
         мониторинг качества;
         психологическая подготовка.
Неотъемлемой частью плана является   мониторинг подготовки к ОГЭ ЕГЭ.
  Напомню определения "мониторинг" и "мониторинг качества образования". Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по: И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева). Мониторинг качества образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется, представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по: А.И. Субетто). Мониторинг качества образования – комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования (по: В.И. Воротилов, В.А. Исаев).Программа мониторинга качества подготовки к ОГЭ включает 3 направления:
 
1. Методическая помощь учителям-предметникам, работающим в выпускных классах   и персональный контроль за их деятельностью  в связи с необходимостью эффективной  подготовки  к ГИА
отработать обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта, необходимого для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ;
сориентировать учителей-предметников на выбор оптимальных современных подходов в обучении, способствующих успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
обмен опытом между учителями-предметниками,  работающими в выпускных 9, 11 классах
 
2. Организация помощи  выпускникам в подготовке к ГИА
организовать работу школьного консультационного компьютерного пункта для отработки навыка работы в формате ЕГЭ и ОГЭ
ознакомить выпускников с критериями оценивания ответов
научить выпускников работать в формате ЕГЭ, ОГЭ, познакомить с процедурой ЕГЭ, ОГЭ.
 
3. Информирование родителей выпускников о ЕГЭ, ОГЭ
об условиях проведения ЕГЭ и ОГЭ  
о процедуре проведения ГИА
о трудностях, возникающих у выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, путях преодоления  их. 
Школьное методическое объединение учителей математики уделяет большое внимание вопросам подготовки учащихся к ГИА. Это основное направление работы. В рамках реализации данного направления работы учителя школы проводят тестирование учащихся в формате ЕГЭ и ОГЭ на уроках и во время дополнительных занятий, работают с Интернет-ресурсами, дающими возможность проводить тестирование в режиме оn-lain, учитывая дифференциацию учащихся по их интеллектуальным возможностям, склонностям и интересам.
Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь высоких результатов ЕГЭ в системе.
Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации.
При подготовке выпускников к Единому государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы. Так как экзамен используется и для оценки уровня усвоения образовательной программы и соответствия подготовки выпускников требованиям государственного стандарта образования с одной стороны и для подготовки абитуриентов к продолжению обучения на профильных специальностях вузов с другой стороны, экзаменационная работа содержит набор заданий различной сложности и преследующих различные цели. Будущему участнику экзамена надо четко определиться с тем, какие цели он ставит и, соответственно, в какую из групп по уровню результатов планирует попасть.
Существует ещё множество сайтов, но для качественной подготовки достаточно научиться грамотно пользоваться вышеперечисленными ресурсами.
Интернет- ресурсы для подготовки к ЕГЭ-2016.
Название сайта Материалы сайта Электронный адрес

Все задачи открытого банка заданий ЕГЭ по математике 2013 года с образцами решений. http://reshuege.ru/
ALEXLARIN.NET Материалы прошлых лет. Диагностические и тренировочные работы. http://alexlarin.net/
АВ AllengУчебные материалы (книги, учебники, пособия, справочники и т.п.) размещенные на самом сайте. http://www.alleng.ru
Открытый банк заданий ЕГЭ по математике Задания, тренировочные работы, документы http://mathege.ru
МИФИстРешённые задачи открытого банка http://live.mephist.ru/show/mathege2010/
Федеральный институт педагогических измерений Документы, КИМыhttp://www.fipi.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ Документы, новости. http://ege.edu.ru/

В любом случае трудно не согласится с доктором педагогических наук, автором книги «Педагогические ситуации» Е.А.Бондиной, утверждающей, что экзаменам нужно возвратить их воспитательную сущность, направленность на человека и с учетом его жизненной ориентации, что и будет «означать преемственность педагогической культуры во имя укрепления каждого нового поколения, возвышения его над прошлым и ориентирования в будущее». Как удастся представителям педагогического сообщества справиться с решением этих задач, во многом зависит от того, насколько скоординированными и целенаправленными будут их совместные действия. А скоординировать и направить совместные действия и призваны классные руководители выпускных классов и учителя предметники.